г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А56-93662/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Трощенко Е.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-711/2022) ИП Керского А.Е. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 по делу N А56-93662/2021(судья Кузнецов М.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (ЭНТЕРТЕЙМЕНТ УАН ЮКЕЙ ЛИМИТЕД)
к ИП Керскому А.Е.
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Компания ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (ЭНТЕРТЕЙМЕНТ УАН ЮКЕЙ ЛИМИТЕД) (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ИП Керскому А.Е. (далее - ответчик) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 608987 в размере 20 000 руб., компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 623373 в размере 20 000 руб., 50 руб.стоимости приобретенного товара, также стоимость почтовых отправлений в виде претензии и искового заявления в размере 409 руб. 54 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 16.12.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Судом первой инстанции 10.01.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, на товаре не размещены спорные товарные знаки, только на упаковке, компенсация является чрезмерной, суд не учел несоответствие ТЗ N 623373 изображению на коробке, суд необоснованно указал на уничтожение товара, на котором не размещены спорные товарные знаки.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе закупки, произведенной 29.04.2021 в торговой точке, расположенной вблизи адреса: г. Санкт-Петербург, пр-т Художников, д. 30, корп. 1, лит. А, установлен факт продажи контрафактного товара (игрушка).
В подтверждение продажи был выдан чек: Наименование продавца: ИП Керский Александр Евгеньевич.
Дата продажи: 29.04.2021 ИНН продавца: 782500159307. На товаре содержатся обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками: N 608987, N 623373.
Исключительные права на данные объекты интеллектуальной собственности принадлежат компании "Entertainment One UK Limited" ("Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед") и ответчику не передавались.
Компания является действующим юридическим лицом, которое было учреждено 14.11.1994 в соответствии с Законом о компаниях 1985 года в качестве компании с ограниченной ответственностью и зарегистрировано в Англии и Уэльсе за номером 2989602.
Также, Компания является обладателем исключительного права на товарный знак N 608987 ("PJ Masks"), удостоверяемого свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Товарный знак N 608987 ("PJ Masks") имеет правовую охрану в отношении следующего перечня товаров и услуг - 28 класса Международной классификации товаров и услуг, включающего, в том числе игрушки. Кроме того, Компания является обладателем исключительного права на товарный знак N 623373, удостоверяемого свидетельством на товарный знак (знак обслуживания), выданным Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Товарный знак N 623373 имеет правовую охрану в отношении следующего перечня товаров и услуг - 28 класса Международной классификации товаров и услуг, включающего, в том числе игрушки.
Ссылаясь на то, что приобретенный у ответчика в целях самозащиты прав товар воспроизводит товарные знаки истца без согласия правообладателя на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, истец как исключительный лицензиат обратился в суд с настоящим иском о взыскании компенсации в размере 40 000 руб. (по 20 000 руб. за каждое нарушение).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как полагает податель жалобы, на товаре не размещены спорные товарные знаки, только на упаковке, суд не учел несоответствие ТЗ N 623373 изображению на коробке, суд необоснованно указал на уничтожение товара, на котором не размещены спорные товарные знаки.
Данные доводы подлежат отклонению.
Согласно материалам дела на спорном товаре содержится обозначение, представляющее собой героя в зеленом костюме с хвостом и гребнем на верхней части его головы, которое имитирует товарный знак - N 623373.
Товарный знак N 623373 представляет собой изображение героев, на котором также имеется герой в зеленом костюме с хвостом и гребнем на верхней части его головы; герой в синем костюме с треугольными ушами и длинным хвостом; герой в красном костюме с плащом, который напоминает крылья, с отличительными символами внизу под каждым героем, представляющими собой маски-амулеты, каждый из которых по цвету соответствует цвету герою.
В соответствии с п.41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (далее - Правила), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 (ред. от 19.09.2020) обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно п.43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: - внешняя форма; - наличие или отсутствие симметрии; - смысловое значение; - вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); - сочетание цветов и тонов. Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10), для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров.
При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства. Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению.
При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: - используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; - длительность и объем использования товарного знака правообладателем; - степень известности, узнаваемости товарного знака; - степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); - наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума N 10 вопрос об оценке товарного знака, исключительное право на который принадлежит правообладателю, и обозначения, выраженного на материальном носителе, на предмет их сходства до степени смешения не может быть поставлен перед экспертом, так как такая оценка дается судом с точки зрения обычного потребителя соответствующего товара, не обладающего специальными знаниями адресата товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак (далее - обычный потребитель), с учетом п. 162 настоящего Постановления.
Как указывает истец, товар (спинер), содержащий обозначение в виде героя в зеленом костюме с хвостом и гребнем на верхней части его головы, по визуальному сходству на основании признаков общего зрительного впечатления и цветового сочетания, внешнего контура по первому впечатлению представляется сходным и узнаваемым с изображением, зарегистрированным в рамках товарного знака N 623373.
Нарушение прав на часть товарного знака является нарушением прав на товарный знак в целом, то есть все герои, изображенные на товарном знаке N 623373, охраняются как самостоятельно (являются охраняемыми элементами), так и в совокупности с героями, изображенными на данном товарном знаке.
Аналогичный вывод содержится в п.6 информационного письма Президиума ВАС РФ 4 N 19 от 29.07.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак", согласно которому нарушением прав на товарный знак является как использование товарного знака в целом, так и только одного охраняемого элемента. Учитывая высокую различительную способность товарных знаков Истца, а также узнаваемость персонажей, обусловленную, в том числе, наличием мультипликационного сериала, с аналогичными персонажами можно прийти к выводу о том, что реализованный ответчиком товар, сходен до степени смешения с товарным знаком истца, что влечет за собой объективный риск смешения потребителями товаров различных производителей.
Таким образом, имеется сходство обозначения, изображенного на спорном товаре, с товарным знаком истца N 623373.
Ответчик в своей жалобе ссылается на то, что товарные знаки истца нанесены не на сам товар, а на его упаковку.
Указанный довод несостоятелен.
Как обоснованно отмечает истец, упаковка товара является неотъемлемой частью самого товара, именно на упаковку наносятся различные сведения о товаре и маркировки. Сама по себе упаковка самостоятельным товаром не является.
Реализация товара происходит совместно с упаковкой.
Ответчиком товар был также реализован в упаковке, что подтверждается материалами дела.
При этом нанесение объектов, являющихся интеллектуальной собственностью истца, как на сам товар, так и на его упаковку представляет собой нарушение исключительных прав истца, поскольку является использованием принадлежащих ему товарных знаков. Кроме того, исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак (п. 159 Постановления Пленума N 10).
Таким образом, реализация товара с размещенными на упаковке товарными знаками истца представляет собой нарушение исключительных прав истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если указанным Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Кодексом.
Согласно части 1 статьи 1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 данной статьи.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. При этом товарный знак может быть использован как при его нанесении на товар (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), так и при изготовлении самого товара в виде товарного знака.
Таким образом, средство индивидуализации (товарный знак) может быть не только размещено на товаре, но и выражено в товаре иным способом, в том числе при изготовлении самого товара в виде товарного знака. При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака, в том числе, на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (часть 2 данной статьи).
Согласно части 3 той же статьи, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Факт продажи контрафактного товара установлен судом первой инстанции и подтверждается товарным чеком, видеосъемкой, произведенной при приобретении спорного товара в вышеуказанной торговой точке и изученной судом первой и апелляционной инстанций; самим закупленным истцом у ответчика товаром.
Доказательства, свидетельствующие о наличии согласия правообладателя на реализацию товара с размещенными на нем объектами интеллектуальной собственности, в материалы дела не представлены.
Сведения о наличии у ответчика прав на использование названных товарных знаков в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушены исключительные права правообладателя на товарные знаки, в связи с чем правомерно заявлено требование о взыскании компенсации за использование каждого товарного знака.
По мнению ответчика, взысканная судом компенсация является чрезмерной.
Данный довод ответчика является обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных названных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Согласно статье 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных названным Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован.
Как следует из материалов дела, истцом изначально был выбран способ расчета компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 10), размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
В пункте 61 постановления N 10 определено, что, заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 ГПК РФ, пункт 7 части 2 статьи 125 АПК РФ), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
В силу пункта 3 статьи 1252 ГК РФ если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Как разъяснено в пункте 64 постановления N 10, положения абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ применяются только при множественности нарушений и лишь в случае, если ответчиком заявлено о необходимости применения соответствующего порядка снижения компенсации.
Предприниматель не представил доказательств наличия оснований для снижения компенсации ниже размера, установленного пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ.
Между тем истец заявил размер компенсации по 20 000 руб. за каждое допущенное ответчиком нарушение исключительного права, при этом истец не доказал надлежащим образом основания для взыскания компенсации в размере ниже минимального.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности уменьшения размера компенсации, исчисленной за каждый случай нарушения до минимального размера (10000 x 2), то есть до 20 000 руб.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению путем взыскания с ответчика 20 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки.
В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 по делу N А56-93662/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Керского Александра Евгеньевича в пользу ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (ЭНТЕРТЕЙМЕНТ УАН ЮКЕЙ ЛИМИТЕД) компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 608987 в размере 10 000 руб., компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 623373 в размере 10 000 руб., а также 25 руб. стоимости вещественного доказательства - товара, 204 руб. 77 коп. почтовых расходов, 1 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины
В остальной части в заявленных требованиях отказать.
Вещественные доказательства по делу уничтожить после вступления решения суда в законную силу в установленном порядке.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93662/2021
Истец: ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (ЭНТЕРТЕЙМЕНТ УАН ЮКЕЙ ЛИМИТЕД), ЭНТЕРТЕЙМЕНТ УАН ЮКЕЙ ЛИМИТЕД
Ответчик: ИП Керский Александр Евгеньевич