г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А21-8635/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Третьяк О.Э. по доверенности от 27.07.2021 (онлайн);
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44313/2021) Государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2021 по делу N А21-8635/2021 (судья Ю.Д. Залужная), принятое
по заявлению Государственного предприятия Калининградской области "Водоканал"
к Прокуратуре Ленинградского района города Калининграда
Прокуратура Калининградской области
3-е лицо: Цыкунова Ирина Андреевна,
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании представления Прокуратуры Ленинградского района города Калининграда N 1519ж-2018/20270002/Прдст-24-21 от 13.05.2021.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Цыкунова Ирина Андреевна, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что исходя из толкования пункта 18 Правил N 354, следует, что Предприятие является поставщиком ресурса в нежилое помещение, а не исполнителем коммунальной услуги. По смыслу положений пункта 2 Правил N 354 Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов, но не является исполнителем коммунальных услуг.
Податель жалобы указывает, что в городе Калининграде не установлены нормативы потребления коммунальной услуги водопотребления для нежилого помещения в многоквартирном доме, что исключает возможность применения, в том числе пунктом 42, 60 Правил N 354, в связи с чем осуществлять расчет по нормативам потребления не предоставляется возможным. На основании изложенного следует, что спорные правоотношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354. Применение Правил N 776 в данном случае не противоречит положениям Правил N 354, а носит субсидиарный характер в связи с отсутствием оснований применения формул, содержащий норматив потребления или формул расчета тепловой энергии.
В судебном заседании представитель Предприятия жалобу поддержал.
Прокуратура и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Прокуратуру Ленинградского района г.Калининграда поступило обращение Цыкуновой И.А. по факту нарушений жилищного законодательства при начислении платы за нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Аксакова, д.102б, пом.III.
В ходе проверки Прокуратурой установлено, что вышеуказанное нежилое помещение оснащено индивидуальными приборами учета холодной воды. Сроки государственной поверки не истекли.
В связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета, расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение произведен по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения на основании пп. "Г" п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Прокуратура посчитав, что Предприятием неправомерно начислялась плата за холодное водоснабжение и водоотведение по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, 13.05.2021 вынесла представление об устранении требований жилищного законодательства N 1519ж-2018/20270002/Прдст-24-21.
Не согласившись с вынесенным представлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного представления, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
На основании пункта 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 этих же Правил проверку и снять показания прибора учета.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Правилами N 354 регулируются отношения, возникающие при определении платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, в случае непредставления им показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период и не исключают их применение при расчете платы за холодное водоснабжение в нежилых помещениях.
Довод Предприятия о том, что при расчете платы должны быть применены положения Правил N 776, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку указанные Правила N 776 распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354. Иное толкование закона в данном случае не применимо.
Следует учесть, что поскольку нежилое помещение находится в многоквартирном доме, то к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, подлежат применению положения Жилищного кодекса и Правил N 354, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Доводы подателя жалобы о том, что в г. Калининграде не установлены нормативы потребления коммунальной услуги водопотребления для нежилого помещения в многоквартирном доме, что исключает применение, в том числе пунктов 42, 60 Правил N 354, основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных норм, так как в рассматриваемом случае, при отсутствии или неисправности прибора учета в нежилом помещении МКД ресурсоснабжающей организации надлежит применять нормативы, установленные Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 N 184, для жилых помещений в МКД.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое представление прокуратуры Ленинградского района города Калининграда N 1519ж-2018/20270002/Прдст-24-21 от 13.05.2021 является правомерным и возлагает на заявителя законные обязанности по устранению прав и законных интересов собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Аксакова, д. 102 "Б", пом.III.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительным оспариваемого акта.
Данные выводы суда согласуются с судебной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2021 по делу N А21-13968/2019.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичным доводам, приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1 500 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачена в размере 3 000 рублей по платежному поручению от 08.12.2021 N 17064, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Предприятию.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2021 по делу N А21-8635/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному предприятию Калининградской области "Водоканал" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по платежному поручению от 08.12.2021 N 17064.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8635/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Прокуратура Калининградской области
Третье лицо: Цыкунова Ирина Андреевна