г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А41-53284/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
согласно протоколу,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом в Городе Москве на решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2021 по делу N А41-53284/21 по иску по исковому заявлению ФГУП "АГА (А)" к ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ об обязании
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное Агентство по Управлению Государственным имуществом, ООО "Домодедово Эрфилд",
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "АГА (А)" обратился в Арбитражный суд Московской области к ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ (далее- ответчик) об обязании ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ принять от ФГУП "АГА (А)" в казну Российской Федерации объекты федерального недвижимого имущества: здание гражданской обороны "ИТМ", кадастровый номер 50:28:0000000:791, номер РФИ П12510025022, площадью 274,8 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово; здание гражданской обороны, кадастровый номер 50:28:0000000:23359, номер РФИ П12510016599, площадью 824,2 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово, п/л. Космос; здание гражданской обороны, кадастровый номер 50:28:0000000:23358, номер РФИ П12510024907, площадью 99 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово, п/л. Космос.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом в городе Москве обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель считает оспариваемый судебный акт необоснованным и противоречащим действующему законодательству, вынесенным при неправильном применении норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП "АГА (А)" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 N 278 "О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 N 1369-р федеральное государственное унитарное предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее Предприятие, Истец) реорганизовано в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия "Администрация аэропорта Домодедово".
По результатам реорганизации в хозяйственное ведение Предприятия перешли 3 объекта федерального недвижимого имущества аэродрома Домодедово, являющихся защитными сооружениями гражданской обороны (далее - Объекты):
Здание гражданской обороны "ИТМ", кадастровый номер 50:28:0000000:791, номер РФИ П12510025022, площадью 274,8 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово;
Здание гражданской обороны, кадастровый номер 50:28:0000000:23359, номер РФИ П12510016599, площадью 824,2 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово, п/л. Космос;
Здание гражданской обороны, кадастровый номер 50:28:0000000:23358, номер РФИ П12510024907, площадью 99 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Аэропорт Домодедово, п/л. Космос.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Постановление N 1309) убежище является защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для защиты укрываемых при аварии на потенциально опасных объектах. Пунктом 3 Постановления N 1309 установлено, что убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенное к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе гражданской обороны.
В силу пункта 10 Постановления N 1309 обязанности по обеспечению сохранности существующих объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию возложены на организацию, отнесенную к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 требования указанных Правил должны выполняться в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Исходя из совокупности положений ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", приказа МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", приказа МЧС России от 10.06.1996 N 383 "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций", на территории аэродромов с длинной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, организацией, отнесенной к категориям по гражданской обороне, является оператор аэродрома (как лицо, осуществляющее эксплуатацию технически сложного и потенциально опасного объекта). Эксплуатация федеральных объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта Домодедово, в том числе взлетно-посадочных полос, принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется оператором аэродрома ООО "Домодедово Эрфилд" в ходе ведения авиационной деятельности.
Распоряжением Президента РСФСР от 17.10.1991 N 58 рпс "О запрещении передачи объектов мобилизационного назначения и гражданской обороны, запасных пунктов управления в собственности и аренду" установлен запрет на передачу в собственности или аренду объектов мобилизационного назначения, а также защитных сооружений при химически опасных, радиационных и пожароопасных объектах народного хозяйства, а также запасных пунктов управления.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются его правопреемнику на основании договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также по выполнению мероприятий гражданской обороны.
Согласно пунктам 2.1.2, 2.1.8, Устава Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Устав) целью деятельности Предприятия являются учет и сохранность имущества объектов аэродромной инфраструктуры, надлежащее содержание организация и обеспечение эффективного использования федерального имущества аэродромов (аэропортов) гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Устава для достижения указанных целей Предприятие осуществляет организацию использования федерального имущества путем сдачи его в аренду с согласия собственника имущества, а также использование иными способами, не противоречащими закону, организацию использования в хозяйственном обороте движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Предприятию, в том числе для целей осуществления аэропортовой деятельности, стоянки воздушных судов.
В силу пункта 2.2.3 Устава Предприятие осуществляет контроль эксплуатации, содержания, ремонта не подлежащего приватизации федерального имущества, расположенного на территориях аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, в том числе создание третьим лицам условий, необходимых для эксплуатации предоставленного им на законном основании федерального имущества, оказание третьим лицам услуг, связанных, с эксплуатацией имущества аэропортов (аэродромов) с соблюдением установленных требований.
Уставом Предприятия не предусмотрена деятельность по организации мероприятий по гражданской обороне и деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах федерального имущества, расположенных на территориях аэропортов (аэродромов) гражданской авиации. Учитывая, что Предприятие не является правопреемником предприятий, аэропортовое имущество которых приватизировано, и не относится к организациям по гражданской обороне, выполнение мероприятий по обеспечению сохранности расположенных на территории аэропортов объектов гражданской обороны и принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности должно осуществляться операторами аэродромов в рамках исполнения обязательств по заключенным с собственником федерального имущества (территориальным управлениям Росимущества) договорам о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.
В целях соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны Истец письмом от 26.03.2021 N исх-2840 направил в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом материалы для рассмотрения вопроса о прекращении права хозяйственного ведения Предприятия на Объекты.
Предприятие с учетом письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.07.2016 N ДП-08/29736 "О порядке распоряжения федеральным недвижимым имуществом" разместило 26.03.2021 необходимые документы в карточке Предприятия на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в разделе "Документооборот, Комплекты документов" в поле "Материалы по прекращению права хозяйственного ведения на защитные сооружения гражданской обороны".
До настоящего времени решение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве о прекращении права хозяйственного ведения на Объекты в адрес Предприятия не поступало, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), перечень которых не является исчерпывающим.
Иск о признании права собственности, а также о прекращении или изменении правоотношений являются способами защиты гражданских прав. Право хозяйственного ведения (собственности) имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, для прекращения права собственности (статья 235 ГК), а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК). Такое распоряжение имуществом (отказ от него) не должно отразиться на возможности осуществления Истцом деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом.
С учетом специфики специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий все действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности, а также целевым назначением имущества, предоставленного для их выполнения. Изъятие имущества из хозяйственного ведения возможно лишь в случае утраты права собственности на данное имущество (статья 235 ГК) либо при отказе предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения (статья 49, пункт 1 статьи 235, пункт 3 статьи 299 ГК, пункт 3 статьи 18 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК), как вещное право лица, не являющегося собственником имущества, защищается от нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК (статья 216 ГК). Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 40 совместного Постановления Пленумов ВС РФ N 6 и ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными. Данная позиция также следует из пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Таким образом, закрепление за Истцом на праве хозяйственного ведения спорных Объектов федерального недвижимого имущества, одновременно являющихся защитными объектами гражданской обороны, нецелесообразно, так как Предприятие не относится к организациям гражданской обороны, осуществление мероприятий по гражданской обороне и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территориях аэропортов и аэродромов Российской Федерации не предусмотрено Уставом Истца, а деятельность выходящая за рамки Устава Истцу запрещена (пункт 2.3 Устава).
Прекращение права хозяйственного ведения Истца на спорные объекты не лишает его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его Уставом. Уклонение ответчика от принятия имущества и его документального оформления нарушает права истца.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Управление не оспорило отнесение спорного имущества к объектам гражданской обороны, не обосновало возможность нахождения данного имущества в хозяйственном ведении истца.
Также не представлены доказательства мотивированного отказа в удовлетворении просьб истца о принятии имущества, изложенных в письме от 26.03.2021 N исх- 2840 в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом материалы для рассмотрения вопроса о прекращении права хозяйственного ведения Предприятия на Объекты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2021 по делу N А41-53284/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53284/2021
Истец: ФГУП "АДМИНИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОПОРТОВ АЭРОДРОМОВ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ДОМОДЕДОВО ЭРФИЛД"