г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А56-34503/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: представитель Короткевич А.Г. по доверенности от 09.03.2021;
от ответчика: представитель Шалина С.Н. по доверенности от 28.12.2021;
от третьих лиц: 1, 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41356/2021) общества с ограниченной ответственностью "Деловой остров" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-34503/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловой остров" (196105, Санкт-Петербург, пр-кт Юрия Гагарина, дом 2, корпус 10, литер В, помещение 36, ОГРН: 1207800028215, ИНН: 7810789805)
к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, дом 1-3, ОГРН: 1047839034484, ИНН: 7840016760)
третьи лица: 1) Комитет по физической культуре и спорту; 2) Комитет по градостроительству и архитектуре
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деловой остров" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Ответчик, Служба) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, проспект КИМа, д. 1, литера И (участок 3) в границах земельного участка 78:06:0205802:21, оформленного уведомлением N 07-05-18984/21-0-1 от 25.01.2021; об обязании устранить допущенное нарушение и выдать разрешение на строительство указанного объекта по заявлению N41209815 от 15.01.2021 (с учетом уточнений заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по физической культуре и спорту и Комитет по градостроительству и архитектуре.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ее податель указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению подателя жалобы, закон не запрещает строительство объектов капитальной застройки - спортивной базы, отличной (несвойственной) от общепринятых стандартов.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Службы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
В апелляционный суд от Комитета по физической культуре и спорту поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей Общества и Службы, апелляционный суд установил следующее.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:06:0205802:21, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кима, д. 1, лит. И (участок 3).
На указанном участке собственник принял решение осуществить строительство объекта капитального строительства "Универсальная спортивная база для проведения спортивных сборов команд по различным видам спорта", в связи с чем, обратился 15.01.2021 в Службу с заявлением N 41209815 о выдаче разрешения на строительство объекта.
По результатам рассмотрения названного заявления Служба направила в адрес заявителя уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство от 25.01.2021 N 07-05-18984/21-0-1 по причинам:
- отсутствия документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в проектной документации отсутствуют пояснительная записка, архитектурные решения, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, раздел, содержащий решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства, а кроме того не представлено положительное заключение экспертизы;
- несоответствия представленных документов разрешенному использованию земельного участка, а также проектной документации требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 464), в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, отсутствие решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта; размещение объекта при возможности его обеспечения объектами социальной инфраструктуры), а также в части предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства (минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельного участка; минимальное количество мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта в границах земельного участка; минимальная доля озеленения);
- несоответствия представленных документов ограничениям, установленным Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане "Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части выполнения общих требований режима зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (отсутствует положительное заключение государственного органа охраны объектов культурного наследия о соответствии проекта общим требованиям режим использования земель в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности). Также Службой указано на наличие расхождений в планах этажей объекта капитального строительства и фасадов указанного объекта, а также в значениях высоты объекта в материалах проектной документации.
Не согласившись с решением уполномоченного органа, Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным уведомление Службы от 25.01.2021 N 07-05-18984/21-0-1, а также обязать Службу выдать разрешение на строительство.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство закону, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления Общества.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1.2. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 N 1747 Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного надзора.
Порядок выдачи разрешений на строительство установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также распоряжением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 30.12.2016 N 9 р "Об утверждении Административного регламента Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных законодательством (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка".
Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ предметом проверки при выдаче разрешения на строительство является:
1) наличие документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство может быть отказано при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В качестве оснований отказа в выдаче разрешения на строительство в данном случае Службой службой было указано следующее:
1. отсутствие документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ, а именно:
- материалы, содержащиеся в проектной документации, выполненные в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию":
а) пояснительная записка;
б) архитектурные решения;
в) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
г) раздел, содержащий решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;
- положительное заключение экспертизы.
2. несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 464) (далее - Правила):
- в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно:
а) вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства;
б) отсутствует решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном Правилами;
в) размещения объекта при возможности его обеспечения объектами социальной инфраструктуры;
- в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно:
а) минимальных отступов зданий и сооружений от границ земельного участка;
б) минимального количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта в границах земельного участка;
в) минимальной доли озеленения.
3. несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане "Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон) в части выполнения общих требований режима зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ):
- отсутствует положительное заключение государственного органа охраны объектов культурного наследия о соответствии проекта общим требованиям режима использования земель в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
В случае несоответствия разделов проектной документации требованиям действующего законодательства Служба была вправе не признавать данные документы как разделы проектной документации, и сделать заключение об отсутствии таковых.
Отдельные разделы проектной документации не соответствовали требованиям правовых актов, в частности ГОСТ Р 21.101-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", пп. б) п. 10 Раздела II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Кроме того, представленная проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 464) (далее - Правила), в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно:
а) минимальных отступов зданий и сооружений от границ земельного участка в соответствии с градостроительным планом земельного участка планируемый к застройке земельный участок граничит с южной стороны с земельным участком кадастровый номер 78:06:0205802:16, с западной стороны - с земельным участком кадастровый номер 78:06:0205802:7, с восточной стороны - с земельным участком кадастровый номер 78:06:0205802:22, с северной стороны - с земельным участком кадастровый номер 78:06:0205802:20.
б) минимального количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта в границах земельного участка в соответствии с таблицей 2.2. Приложения 8 Правил для вида разрешенного использования 5.1.7 минимальное количество мест для стоянки (размещения) автотранспорта определяется из соотношения 1 место на 5 работников в максимальную смену, а также 1 место на 10 единовременных посетителей при их максимальном количестве.
в) минимальной доли озеленения в соответствии с пунктом 1.9.1 к озеленению земельного участка относятся части земельного участка, которые не заняты тротуарами или проездами, не оборудованы георешетками и иными видами укрепления газонов и при этом покрыты зелеными насаждениями, вне границ охранных зон объектов коммунального обслуживания.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении разделов проектной документации у Службы возникли обоснованные сомнения относительно того, что под видом Универсальной спортивной базы для проведения спортивных сборов команд по различным видам спорта будет реализован иной вид объекта, отвечающий признаками гостиниц/апартаментов/многоквартирного дома.
Так, планировочная структура спортивной базы не свойственна для общественно - спортивных сооружений. Для общественно спортивных зданий свойственно наличие центрального входа, единого развитого входного вестибюля, гардеробов для спортсменов и зрителей, системы раздевалок и общественных санузлов, в связи с чем, Службой сделан обоснованный вывод о несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным законодательствам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии закону оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство и отсутствии предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований Общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-34503/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34503/2021
Истец: ООО "ДЕЛОВОЙ ОСТРОВ"
Ответчик: Правительство Санкт-Петербурга Служба Государственного надзора и Экспертизы Санкт-Петербурга
Третье лицо: Дымарецкий Д.Ю., Кайдалова Полина Борисовна
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41356/2021
21.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34503/2021
31.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26154/2021