город Воронеж |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А64-2625/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Серегиной Л.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Котов С.В., представитель по доверенности N ТЭК/Д/12 от 30.12.2021, выданной сроком по 31.12.2022, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются;
от ПАО "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.11.2021 по делу N А64-2625/2021, по иску публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440),
третье лицо: ПАО "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - истец, ПАО "ТЭСК") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (далее - ответчик, ООО "УК ДомоСтрой") о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества (ОДН) за январь 2021 г. в размере 42309,25 рублей.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - ПАО "Россети Центр".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.11.2021 по делу N А14-15703/2021 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" в пользу публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" задолженность за электроэнергию, потребленную при содержании общедомового имущества (ОДН) за январь 2021 г. в размере 42309,25 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
ООО "УК ДомоСтрой" не согласилось с указанным судебным актом и обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что после 01.01.2021 показания не поверенных приборов учета не должны приниматься, а должен быть выставлен норматив.
Ссылается на то, что ПАО "ТЭСК" ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по поверке и замене индивидуальных проборов учета.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТЭСК" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ПАО "ТЭСК" просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ПАО "Россети Центр" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило.
ООО "УК ДомоСтрой", ПАО "Россети Центр" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123,156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя истца, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "Управляющая компания "ДомоСтрой" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенных по ул. Володарского, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 4, д. 5, д. 13, ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д. 10.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тамбовской области.
Действуя в интересах потребителей электрической энергии в январе 2021 г. ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Домострой" и расположенные по вышеуказанным адресам для общедомовых нужд в объеме 10195 кВт.ч на общую сумму 42309,25 рублей.
Оплата энергоресурсов управляющей компанией не произведена.
16.02.2021 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности.
Поскольку указанная претензия была оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции заявленные требования истца удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта, соглашаясь с выводами суда области, который правомерно исходил из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 ЖК РФ.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае собственниками помещений в многоквартирных домах в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенных по ул. Володарского, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 4, д. 5, д. 13, ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д. 10 выбран способ управления управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "ДомоСтрой".
Факт управления многоквартирными домами в период - январь 2021 г. не оспаривается ответчиком.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как следует из пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как следует из содержания пункта 1, подпункта "а" пункта 9 Правил N 354 и положений Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержание жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Соответственно, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется пунктом 44 Правил N 354. Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Управляющие компании в силу статей ст. 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе приобретать энергоресурсы посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению, в том числе предоставляемую для обеспечения общедомовых нужд.
В силу статей 44, 161 ЖК РФ ООО "Управляющая компания "ДомоСтрой" является для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования, которому собственники и должны производить оплату за оказанные услуги.
В соответствии с положениями статей 153, 154, частей 2, 2.2,2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме.
В рассматриваемом случае договор энергоснабжения в письменной форме не заключен, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества дома и не освобождает управляющую организацию от обязанности возместить стоимость отпущенной электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу в многоквартирном доме, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, в отношении многоквартирных домов законодательство императивно определило точку поставки электроэнергии, которой выступает внешняя стена многоквартирного дома.
Граница балансовой принадлежности инженерных сетей предопределена признаком собственности или иным законным основанием для владения сетями.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В рассматриваемом случае, по расчету истца за период январь 2021 г. по спорным многоквартирным домам потребление электрической энергии на ОДН составило 10195 кВт.ч на общую сумму 42309,25 рублей.
Расчет электроэнергии произведен гарантирующим поставщиком в отношении многоквартирных домов, в которых:
- общедомовые приборы учета отсутствуют или признаны нерасчетными (ул.Володарского, д.16) - по нормативу (с учетом сведений о площади мест общего пользования МКД, размещенных в ГИС ЖКХ) - 55 кВт.ч на сумму 228,25 руб.;
- общедомовые приборы учета расположены на границе балансовой принадлежности (ул.Володарского, д.18, ул.Дружбы, д.4, д.5, д.13, ул.Московская, д.10, ул.Спортивная, д.8, д.10) - учетным способом, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета-9865 кВт.ч на сумму 40939,75 руб.;
- общедомовые приборы учета расположены не на границе балансовой принадлежности (ул.Строительная, д.6, ул.Тельмана, д.7) - по нормативу с учетом сведений о площади мест общего пользования МКД, размещенных в ГИС ЖКХ - 275 кВт.ч на сумму 1141,25 руб.
Как усматривается из картотеки арбитражных дел, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018 и решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2020 по делу N А64-5727/2020 установлено, что многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Володарского, д. 18, ул. Дружбы, д. 4, 5, 13, ул. Московская, д. 10, ул. Спортивная, д. 8, 10 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными на границах балансовой принадлежности; многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Строительная, 6, ул. Тельмана, 7 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными не на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома; многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Володарского, 16, не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета или системы учета признаны не расчетными.
Указанные выше решения не были обжалованы и вступили в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Признание преюдициального значения судебного решения предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом неправомерно произведен расчет объемов потребленной электрической энергии в многоквартирных домах, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельные на основании следующего.
Как следует из письма Минстроя России от 30.10.2019 N 38724-ОГ/04 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - поставщики информации), с 1 июля 2017 года (в городах федерального значения с 1 июля 2019 года) обязаны размещать сведения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
С 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года управляющие организации размещают информацию на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В силу положений части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Таким образом, в расчете задолженности за январь 2021 г. в отношении многоквартирных домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, а также в отношении многоквартирных домов, в которых общедомовые приборы учета расположены не на границе балансовой принадлежности, истцом применены площади мест общего пользования, размещенные ответчиком на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Ссылка ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" на то, что истец обязан был предоставить информацию, что в рассматриваемых многоквартирных домах все индивидуальные приборы учета прошли поверку в установленное законом время также отклоняется, поскольку доказательств того, что истечение срока поверки трансформаторов тока в рассматриваемом деле привело к искажению данных об объеме электрической энергии, потребленной в спорный период, управляющей компанией в материалы дела не представлено. Кроме того, истечение межповерочного интервала трансформаторов тока автоматически не приводит к неисправности системы учета и искажению ее показаний.
Как следует из решения Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018, по результатам проверки установлено, что приборы учета по адресам: р.п. Первомайский, ул. Дружбы, 5, ул. Володарского, 18, ул. Спортивная, 8, ул. Московская, 10, установлены на границе эксплуатационной ответственности многоквартирных жилых домов, что подтверждается актами от 03.07.2018 N 1, N 2, N 4, N 5. Указанные акты подписаны представителями ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", филиала ПАО "МРСК-Центра", ООО "УК ДомоСтрой" и Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области.
Исправность приборов учета, расположенных по вышеуказанным адресам, подтверждена актами инструментальных проверок, составленными сетевой организацией совместно с потребителем от 03.07.2018 N 68030146, N 68030147.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018 вступило в законную силу.
Также исправность приборов учета, расположенных по спорным адресам, подтверждена актами проверок, составленными гарантирующим поставщиком совместно с потребителем от 09.07.2020 N 224, N 225, в рамках дела N А64-6277/2020, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.01.2021 вступило в законную силу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда области об обоснованности расчета истца, произведенного на основании имеющихся у него данных.
Также заявителем апелляционной жалобы заявлено об отсутствии в расчете исковых требований корректировки начисленных объемов электроэнергии на величину "отрицательного" объема электроэнергии, который мог образоваться в предыдущий расчетный период.
Вместе с тем, доказательств наличия в предыдущий период "отрицательного объема" электроэнергии на общедомовые нужды, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ, не представлено, в связи с чем, судом отклоняется указанный довод ответчика.
Многочисленные ссылки управляющей компании на неверные показания ПУ, на истечение срока межповерочного интервала ИПУ, иные предположения о неверности расчета отклоняются судебной коллегией как неподтвержденные материалами дела.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в обязанности которой входит надлежащее содержание общего имущества МКД, являясь профессиональным участником рынка, обязан предоставить доказательства иных данных индивидуальных приборов учета МКД, наличие/отсутствие паспортов ИПУ, обеспечить достоверный и своевременный расчет данных индивидуального потребления, чего сделано не было в рамках настоящего судебного спора.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за январь 2021 г. в размере 42 309,25 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения.
С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 110 АПК РФ, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя - ООО "УК ДомоСтрой" и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.11.2021 по делу N А64-2625/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2625/2021
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" "УК ДомоСтрой"
Третье лицо: ПАО "Россети Центр", ПАО "Россети Центра" в оице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго", 19 Арбитражный апелляционный суд