г. Вологда |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А44-3157/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 октября 2021 года по делу N А44-3157/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги" (ОГРН 1055302043070, ИНН 5320018310; адрес: 174406, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Московская, дом 33б; далее - общество; далее - ООО "Ритуальные услуги", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 3; далее - управление, УФАС) о признании незаконным решения от 01.04.2021 по делу N 053/05/19-665/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Боровичского муниципального района (ОГРН 1025300993585, ИНН 5320009033; адрес: 174411, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Коммунарная, дом 48; далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ОГРН 1135331000144, ИНН 5320024391; адрес: 174425, Новгородская область, Боровичский район, деревня Ровное, улица Набережная, дом 9; далее - ООО "Ритуал"), прокуратура Новгородской области в лице Боровичской межрайонной прокуратуры (ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 октября 2021 года по делу N А44-3157/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ритуальные услуги" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе). Отмечает, что целью изображенной обществом информации на спорном указателе является обеспечение быстрого оперативного поиска потребителем места расположения специализированной на оказании ритуальных услуг организации, в связи с этим вывод о размещении рекламы является ошибочным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступивших 07.12.2021 из прокуратуры материалов о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в г. Боровичи Новгородской области наружной рекламы с использованием рекламной конструкции в отсутствие разрешения органа местного самоуправления управление определением от 30.12.2020 в отношении общества возбудило дело N 053/05/19-665/2020 по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе (том 1, листы 82-84).
По результатам рассмотрения указанного дела управлением принято решение от 01.04.2021 (том 1, листы 41-44), которым размещенная обществом рекламная конструкция следующего содержания: "Ритуальная служба г. Боровичи", установленная обществом на территории г. Боровичи Новгородской области по адресу: улица Московская, вблизи дома 33а, в связи с нарушением требования частей 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе признана ненадлежащей рекламой (пункт 1 резолютивной части). Кроме того, постановлено передать решение и материалы этого дела администрации для решения вопроса о выдаче предписания о демонтаже ненадлежащей конструкции, а также передать материалы дела уполномоченному органу (МОМВД России "Боровичский") для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 2 и 3 резолютивной части решения).
Не согласившись с таким решением УФАС, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 указанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи названного Закона).
При этом положения Закона N 38-ФЗ действительно не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным (в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2 Закона N 38-ФЗ).
В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 38-ФЗ.
В соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, конструкция в виде щита на двух опорах с содержанием: "Ритуальная служба г. Боровичи", размещена обществом при въезде на дворовую территорию дома 33а по улице Московской города Боровичи.
Данное здание представляет собой Т-образное строение, в котором помимо общества оказывает аналогичные ритуальные услуги ООО "Ритуал", торговый зал которого располагается с лицевой стороны здания по улице Московской, при этом здание, где общество оказывает свои ритуальные услуги, расположенное по адресу: ул. Московская, д. 33б, находится за зданием ООО "Ритуал" (фотоматериалы том 1, лист 106, фотоматериалы на цифровом носителе, диск, том 1, лист 151).
В письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" отмечено, что не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.
При этом, конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.
Согласно письму ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.
В связи с этим, с учетом обстоятельств размещения спорной информации, в том числе с учетом того, что спорная конструкция размещена на удаленном от здании расстоянии, в котором общество осуществляет свою деятельность, и непосредственно у входа в здание, где общество осуществляет свою деятельность, размещена вывеска, информирующая потребителей о юридическом лице, виде деятельности, графике работы, а также у входа в здание расположена информация, выполненная крупными буквами "Ритуальная служба г. Боровичи", то суд первой инстанции правомерно поддержал позицию УФАС о размещении обществом именно рекламы.
Оформление надписи "Ритуальная служба г. Боровичи" как на спорной конструкции, так и на информационной вывеске у здания выполнено крупными буквами в одной цветовой гамме и одинаковым шрифтом, что привлекает внимание неопределенного круга лиц к услугам, оказываемым обществом.
Надпись "Ритуальная служба г. Боровичи" является не указанием на профиль деятельности организации, которой являются услуги, оказываемые такой организацией, а представляет собой средство индивидуализации хозяйствующего субъекта, под которым он выступает на рынке.
Управлением также установлено и отражено в его решении, что название "Ритуальная служба г. Боровичи" используется обществом на его вывеске при входе в здание и на сайте.
Тот факт, что размещенная обществом спорная конструкция не является вывеской, следует из положений Порядка размещения, согласования и эксплуатации средств наружной информации на территории города Боровичи, не содержащих сведений рекламного характера, утвержденного постановлением администрации от 18.02.2021 N 357, и Правил благоустройства территории города Боровичи, утвержденных решением Совета депутатов города Боровичи от 27.11.2018 N 201.
Поскольку обществом у администрации не получено разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, то УФАС правомерно отметил нарушение заявителем положений частей 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе.
Выводы суда, изложенные в решении от 05.10.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 октября 2021 года по делу N А44-3157/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуальные услуги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3157/2021
Истец: ООО "Ритуальные услуги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
Третье лицо: Администрация Боровичского муниципального района, Боровичская межрайонная прокуратура, ООО "Ритуал", Прокуратура Новгородской области, 14 Арбитражный апелляционный суд, АС Новгородской области