г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А41-72284/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-72284/21, по заявлению акционерного общества "Мосгаз" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от АО "Мосгаз" - Абакумов А.Ю. по доверенности от 30.12.2021;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосгаз" (далее - общество, АО "Мосгаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, управление) о признании незаконными уведомления от 16.06.2021 N КУВД-001/2021-6418043/6 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровода высокого давления, протяженностью 5 429 м, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Мосгаз" путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровода высокого давления, протяженностью 5 429 м, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-72284/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель АО "Мосгаз" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей регистрирующего органа.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
20.02.2021 АО "Мосгаз" обратилось в управление с заявлением N MFC-0555/2021-357527-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, а именно построенного газопровода высокого давления, протяженностью 5 429 м, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, приложив технический план от 20.02.2021.
Уведомлением от 12.03.2021 N КУВД-001/2021-6418043/1 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены в связи с тем, что в нарушение пункта 21 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), технический план в виде XML-документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных, в связи с чем дальнейшая проверка не проводилась.
31.03.2021 АО "Мосгаз" повторно обратилось в управление с заявлением N MFC-0555/2021-675550-1 о предоставлении дополнительных документов приложив скорректированный технический план от 30.03.2021.
Уведомлением от 09.04.2021 КУВД-001/2021-6418043/2 управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
22.04.2021 АО "Мосгаз" обратилось в управление посредством электронного портала кадастрового инженера с заявлением о приеме дополнительных документов.
Уведомлением от 30.04.2021 N КУВД-001/2021-6418043/3 управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указав, что: в соответствии со пунктом 1 части 1 статьи 15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось не надлежащее лицо; в представленном электронном техническом плане содержатся противоречия в части указания кадастрового номера земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости со сведениями, содержащимися в ЕГРН (пункт 43 Требований).
12.05.2021 АО "Мосгаз" обратилось в управление посредством электронного портала кадастрового инженера с заявлением о приеме дополнительных документов приложив скорректированный технический план.
Уведомлением от 18.05.2021 N КУВД-001/2021-6418043/4 управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указав, что: в соответствии со пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось не надлежащее лицо; в представленном электронном техническом плане содержатся противоречия в части указания кадастрового номера земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости со сведениями, содержащимися в ЕГРН (п. 43 Требований).
03.06.2021 АО "Мосгаз" обратилось в управление посредством электронного портала кадастрового инженера с очередным заявлением о приеме дополнительных документов с приложением технического плана, а также, дополнительно, информационного письма от 03.06.2021, составленного кадастровым инженером с разъяснением позиции, приведенной в заключении кадастрового инженера.
Уведомлением от 04.06.2021 N КУВД-001/2021-6418043/5 управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указав, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось не надлежащее лицо.
Уведомлением от 16.06.2021 N КУВД-001/2021-6418043/6 обществу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Поводом для принятия решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило неустранение причин, приведенных в уведомлении от 12.03.2021 N КУВД-001/2021-6418043/1, в том числе: полное вхождение ОКС в земельный участок; созданный объект капитального строительства не полностью входит в границы земельного участка площадью 2 041,03 кв. м.
Указанный отказ общество считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства в связи с чем, обратилось в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин указанных в уведомлении о приостановлении, а именно: полное вхождение ОКС в земельный участок; созданный объект капитального строительства не полностью входит в границы земельного участка площадью 2 041,03 кв. м.
Вместе с тем, данные основания не были положены в основу приостановления государственной регистрации в связи с чем, является незаконным, поскольку у общества не было возможности исправить данные обстоятельства.
Более того, в силу п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из оспариваемого уведомления не ясно, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для испрашиваемого регистрационного действия истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-72284/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72284/2021
Истец: АО "МОСГАЗ"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ