город Самара |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А65-16471/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Морозова В.А., Деминой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., с участием: от истца: директор Пирогов Е.Ю. (сведения из ЕГРЮЛ), представитель Федоров Р.В. (доверенность от 05.07.2021), от ответчика 1: представитель Карпов М.С. (доверенность от 19.01.2022), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 (судья Муллагулова Э.Р.) по делу N А65-16471/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" к публичному акционерному обществу "Банк ВТБ", к Министерству экономического развития Российской Федерации, к Федеральной налоговой службе Российской Федерации о признании решения о переводе с наблюдения на период погашения по кредитному соглашению незаконным, о признании права на списание задолженности по кредитному соглашению, о взыскании уплаченного по кредитному соглашению, о возложении обязанностей предоставить субсидию и внести уточненные сведения в информационный сервис, третьи лица: Управления Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан, ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" (далее - ООО "Оптовый центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к публичному акционерному обществу "Банк ВТБ" (далее - ПАО "ВТБ", ответчик 1), к Министерству экономического развития Российской Федерации (далее -ответчик 2), к Федеральной налоговой службе Российской Федерации (далее - ФНС РФ, ответчик 3) о признании решения публичного акционерного общества "Банк ВТБ" N 776699 от 29 марта 2021 года о переводе пбщества с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" с 01 апреля 2021 года с наблюдения на период погашения по кредитному соглашению НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года незаконным; о признании за обществом с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" право на списание задолженности по кредитному соглашению N НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года в размере 100 %; о взыскании 8 427 321 руб. 69 коп. уплаченной денежной суммы в размере в связи с исполнением обществом с ограниченной ответственностью "Оптовый центр" перед публичным акционерным обществом "Банк ВТБ" обязательств по кредитному соглашению N НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года; о возложении на Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 15 мая 2020 года "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности", предоставить публичному акционерному обществу "Банк ВТБ" ассигнования в виде соответствующей субсидии; о возложении на Федеральную налоговую службу Российской Федерации обязанность внести уточненные сведения в информационный сервис.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управления Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан (далее - УФНС РФ по РТ, третье лицо 1), ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Татарстан (далее - ГУ Отделение ПФ РФ по РТ, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 отменить, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик 1 в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании директор и представитель истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили апелляционную жалобу удовлетворить, а представитель ответчика 1 возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
От истца поступило ходатайство об истребовании доказательств, в удовлетворении которого суд апелляционной инстанции отказал в связи с отсутствием предусмотренных частью 4 статьи 66, статьями 67, 68, частями 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для истребования судом апелляционной инстанции данных доказательств.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.05.2020 постановлением Правительства Российской Федерации N 696 утверждены Правила предоставления субсидий (далее - Правила предоставления субсидий) из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
На основании указанных правил истец обратился к ответчику-1 на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Между истцом и Банком заключено кредитное соглашение N НЛ/182020-001957 от 10.06.2020 (далее - кредитное соглашение, том 1, л.д. 15-30), условия которого определяются постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Постановление N 696) и общими условиями кредитования.
Кредитное соглашение включает в себя следующие этапы:
- период наблюдения по соглашению - период с 01.12.2020 по 31.03.2021. Соглашение переводится на период наблюдения, если были выполнены условия перехода на период наблюдения;
- период погашения по соглашению - период продолжительностью 3 месяца: с 01.12.2020 по 01.03.2021, если не выполнено любое из условий перехода на период наблюдения или с 01.04.2020 по 30.06.2021, если условия перехода на период наблюдения были выполнены;
- период погашения кредита и уплаты процентов - график исполнения обязательств заемщика по соглашению, включающий в себя информацию о датах и размере погашения кредита, уплаты процентов, а также уплаты комиссий, в случаях и в порядке, предусмотренных условиями соглашения.
Истцом были получены денежные средства в размере 8 231 418 руб.
Пунктом 1.5 Кредитного соглашения предусмотрено, что цель Кредитной линии: на возобновление деятельности.
Кредиты выдаются для осуществления заемщиком следующих расходов:
- документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором,
- платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", либо в рамках Правил предоставления субсидий и федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных проставлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
Не допускается использование денежных средств, предоставленных по Кредитной линии на следующие цели: выплату дивидендов, выкуп собственных акций или долей в установленном капитале, благотворительность; размещение средств на депозитах в Банке/других банках и в иные финансовые инструменты.
Истец ссылался, что во исполнение п. 1.5 Кредитного соглашения все полученные денежные средства по Кредитному соглашению направлены исключительно на цели, упомянутые в п. 1.5 Кредитного соглашения.
Согласно пункту 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Подпунктом "м" пункта 18 Правил предоставления субсидий установлено обязательство получателя субсидии, обеспечить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС России.
Федеральной налоговой службы в письмах от 23.07.2020 N АБ-2-19/1386@ "О цифровой платформе ФНС России, созданной для повышении эффективности мер господдержки субъектов МСП, пострадавших от коронавируса, и об определении размере кредита на возобновление деятельности", от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@ "О представлении субъекту МСП льготного кредита в качестве меры господдержки при обращении в кредитную организацию, использующую информационные сервисы цифровой платформы ФНС России" разъяснено следующее.
В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истцом были поданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за январь 2020 года - 12.02.2020 на 123 застрахованных лица (т.2 л.д. 17-20); за февраль 2020 года - 15.03.2020 на 134 застрахованных лица (т.2 л.д. 24-27); за март 2020 года - 13.04.2020 на 156 застрахованных лиц (т.2 л.д. 32-36); дополняющая форма за март 2020 года - 13.04.2020 на 3 застрахованных лица (т.2 л.д. 41); за апрель 2020 года - 13.05.2020 на 182 застрахованных лица (т.2 л.д. 43-47); отменяющая форма за апрель 2020 года - 13.05.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 24-27); за май 2020 года - 03.06.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 54-58); дополняющая форма за май 2020 года - 03.06.2020 на 2 застрахованных лиц (т.2 л.д. 41); отменяющая форма за май 2020 года - 25.09.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 62); отменяющая форма за май 2020 года - 03.06.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 64); дополняющая форма за май 2020 года - 23.12.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 70); отменяющая форма за май 2020 года - 23.12.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 72); за июнь 2020 года - 07.07.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 74-78); отменяющая форма за июнь 2020 года - 07.07.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 80); дополняющая форма за июнь 2020 года - 08.07.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 82); отменяющая форма за июнь 2020 года - 15.07.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 84); отменяющая форма за июнь 2020 года - 25.09.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 86); за июль 2020 года - 06.08.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 92-96); за август 2020 года - 14.09.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 101-105); отменяющая форма за август 2020 года - 25.09.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 107); дополняющая форма за август 2020 года - 23.12.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д.113); за сентябрь 2020 года - 13.10.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 115-119); отменяющая форма за сентябрь 2020 года - 13.03.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д.125); за октябрь 2020 года - 11.11.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 127-131); за ноябрь 2020 года - 10.12.2020 на 194 застрахованных лица (т.2 л.д. 136-140); дополняющая форма за ноябрь 2020 года - 24.12.2020 на 1 застрахованное лицо (т.2 л.д. 142); за декабрь 2020 года - 13.01.2021 на 136 застрахованных лица (т.2 л.д. 148-151); за январь 2021 года - 11.02.2021 на 126 застрахованных лица (т.3 л.д. 2-5); за февраль 2021 года - 13.03.2021 на 129 застрахованных лица (т.3 л.д. 7-10); 22.12.2020 истцом были поданы отменяющие формы СЗВ-М с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах: за январь 2020 года на 2 застрахованных лица (т.2 л.д.22); за февраль 2020 года на 18 застрахованных лиц (т.2 л.д.29-30); за март 2020 года на 31 застрахованное лицо (т.2 л.д.38-39); за апрель 2020 года на 45 застрахованных лиц (т.2 л.д.51-52); за май 2020 года на 71 застрахованных лиц (т.2 л.д.66-68); за июнь 2020 года на 61 застрахованных лиц (т.2 л.д.88-90); за июль 2020 года на 54 застрахованных лица (т.2 л.д.98-99); за август 2020 года на 56 застрахованных лиц (т.2 л.д.109-111); за сентябрь 2020 года на 56 застрахованных лиц (т.2 л.д.121-123); за октябрь 2020 года на 50 застрахованных лиц (т.2 л.д.133-134); за ноябрь 2020 года на 58 застрахованных лиц (т.2 л.д.144-146).
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.
Согласно данным в отношении истца о застрахованных лицах, содержащимся в информационном сервисе ФНС России численность сотрудников истца составила: в апреле 2020 года - 180, в мае 2020 года - 192, в июне 2020 года - 193, в июле 2020 года - 194, в августе 2020 года - 193, в сентябре 2020 года - 194, в октябре 2020 года - 194, в ноябре 2020 года - не размещались, не участвует в мониторинге численности, в декабре 2020 года - 136, в январе 2021 года - 126, в феврале 2021 года - 129.
Согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца по итогам декабря 2020 года, января и февраля 2021 года ниже 80 % от численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020.
Письмом от 29.03.2021 N 26/776699 (т.1, л.д.31) Операционный офис "Идель" Филиала 6318 Банка ВТБ уведомил истца о том, что кредитное соглашение N НЛ/182020-001957 от 10.06.2020 с 01.04.2021 будет переведено на период погашения по соглашению в связи с невыполнением условий, позволяющих банку списать задолженность по соглашению. Решение принято на основании данных, полученных банком от Федеральной налоговой службы. В случае получения Банком от Федеральной налоговой службы в соответствии с п.13 (1) Постановления 696 уточненных сведений может быть рассмотрен вопрос об отзыве данного уведомления. В связи с переводом соглашения на период погашения: с 01.04.2021 по соглашению на основании п.1.4.2. соглашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 11,0 процентов годовых; на основании п.1.10 соглашения необходимо произвести погашение основанного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1., 2.2.2 соглашения, ежемесячно, равными долями в течение периода погашения по соглашению 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2021; начисление и уплата процентов по соглашению будет осуществлено в соответствии с требованиями раздела 2 соглашения.
29.12.2020 истец, не согласившись с указанным уведомлением, письмом от 30.03.2021 N 63 (т.1 л.д.32-34) пояснил банку о том, что, по его мнению, отсутствуют нарушения условий Кредитного соглашения.
09.04.2021 Банк повторно разъяснил истцу, что им нарушено условие о численности работников.
Несогласие заемщика с указанными действиями банка явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском после направления обращений в Отделение ПФР по РТ (т. 1 л.д. 36), МРИ ФНС N 4 по РТ (т. 1 л.д. 41), Операционный офис "Идель" Филиала 6318 Банка ВТБ (т. 1 л.д. 43-44, 45-46), Уполномоченному при Президенте РТ по защите прав предпринимателей (т.1 л.д. 49-54), Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (т. 1 л.д. 58-63), Премьер-министру РФ (т. 1 л.д. 68-73), Прокурору Республики Татарстан (т. 1 л.д. 77-81, 91-95).
В обоснование доводов истец ссылался на то, что были выполнены все условия правил; расчет кредита был произведен из расчета фактической численности работников, без учета лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры; количество штатных работников не изменилось; уточненные данные, были поданы за весь 2020 год; кредитное соглашение было переведено на период погашения из-за бездействия должностных лиц ФНС РФ и ПАО "Банк ВТБ".
Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил предоставления субсидий, а также условий кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Истец в обоснование доводов ссылался на то, что расчет кредита был произведен из расчета фактической численности работников, без учета лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры; количество штатных работников не изменилось; уточненные данные, были поданы за весь 2020 год.
Данный довод истца суд первой инстанции отклонил, поскольку согласно п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг).
По мнению суда первой инстанции, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), действия истца по направлению формы СЗВ-М, в том числе, за апрель - май 2020 года, с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах с исключением работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, расценивается судом, как реализация принадлежащих истцу гражданских прав по своей воле и в своем интересе.
При принятии ответчиком-1 решения N 776699 от 29 марта 2021 года о переводе истца с 01 апреля 2021 года с наблюдения на период погашения по кредитному соглашению НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года, ответчик-1 руководствовался положениям абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий, проверку выполнения условий о численности работников заемщика осуществлена банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенную в информационном сервисе ФНС России, при этом Правилами субсидирования не предусмотрено получения информации о численности работников из иных источников, соответственно, суд оснований для признания решения ответчика - 1 незаконным, не находит.
Кредитным соглашением НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года предусмотрено условие о списании задолженности по соглашению в размере 100 % - одновременное выполнение следующих условий: в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика, в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года; средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда; соблюдение условия п. 9 Программы; отсутствие обстоятельств, указанных в термине факторы прекращения субсидирования; отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 г. составляет не менее 0,9.
Пунктом 1.12 кредитного соглашения НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года кредитору предоставлено право по окончанию периода наблюдения в срок не позднее 01.04.2021 списать задолженность по соглашению: 1.12.1 в размере 100% задолженности по соглашению (в размере основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения - при выполнении Условий о Списании задолженности в размере 100% по Соглашению. При наличии по Соглашению неоплаченных штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий соглашения, штрафные санкции оплачиваются заемщиком самостоятельно не позднее 01.04.2021.
При этом, пунктом 1.13 кредитного соглашения НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года предусмотрено, что после списания задолженности по соглашению в соответствии с требованиями программы Банком не будет получена субсидия по списанию до 20.06.2021 (включительно), условие о списании задолженности признаются не наступившими.
Подпунктом "б (1)" пункта 12 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий: численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 г. составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной: исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил; исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Согласно данным в отношении истца о застрахованных лицах, содержащимся в информационном сервисе ФНС России численность сотрудников истца составила: в мае 2020 года - 192, в феврале 2021 года - 129 или 67,2 %, соотношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляет 0,7 т.е. менее 0,9 как предусмотрено соглашением.
Суд первой инстанции не принял во внимание поданные истцом 22.12.2020 отменяющие формы СЗВ-М с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах: за май 2020 года на 71 застрахованное лицо, с учетом позиции, изложенной Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 17.07.2020 N Д13и-22474 о том, что не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на списание задолженности по кредитному соглашению N НЛ/182020-0001957 от 10 июня 2020 года в размере 100 %, поскольку истцом не соблюдены условия кредитного соглашения и Правила предоставления субсидий.
Кредитное соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696.
Согласно п. 1 Правил предоставления субсидий данные правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Целью заключения сторонами Кредитного соглашения являлось предоставление Банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения Банком субсидии в связи с предоставленным кредитом.
Предусмотренное субсидирование предоставленного кредита являлось существенным для заключенного договора, обусловившим кредитование Банком заемщика на нерыночных условиях: ставкой за пользование кредитом в размере 2 % годовых (п. 1.4.1 Кредитного соглашения); отсрочкой погашения предоставленного кредита (п. 1.10 Кредитного соглашения); возможностью полного/частичного списания предоставленного кредита и начисленных процентов (п. 1.12 Кредитного соглашения).
Поскольку судом первой инстанцуии установлено, что истцом не соблюдены условия кредитного соглашения и Правила предоставления субсидий, что является основаниям для отказа в предоставлении субсидии ответчику-1, суд оснований для взыскания уплаченной денежной суммы в размере 8 427 321 руб. 69 коп с ответчика-1 не усматривает, при этом суд первой инстанции принял во внимание отсутствие виновных действий ответчика-1.
Истцом избран ненадлежащий способ защиты, так как удовлетворение требования о возложении на Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности", предоставить Публичному акционерному обществу "Банк ВТБ" ассигнования в виде соответствующей субсидии, не приведет к восстановлению его нарушенных прав.
При указанных обстоятельствах указанное требование истца к ответчику-2 суд первой инстанции признал не подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требование о возложении на Федеральную налоговую службу Российской Федерации обязанность внести уточненные сведения в информационный сервис, суд первой инстанции пришел к следующему.
Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации.
После 25.12.2020 размещение уточненных данных в информационной системе о численности за период апрель-октябрь 2020 года и после 15.04.2021 размещение уточненных данных о численности за период декабрь 2020 года - март 2021 года Правилами субсидирования не предусмотрено, в связи с чем, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику-3.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 1, 12, 50, 307-420, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 9, 71, 110, 167 - 169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьей 1 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку отсутствуют предусмотренные частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 по делу N А65-16471/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16471/2021
Истец: ООО "Оптовый центр", г. Казань
Ответчик: МинЭкономРазвития Российской Федерации, г. Москва, ПАО Банк ВТБ ", г.Санкт-Петербург, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, г. Москва
Третье лицо: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ, Управление Федеральной налоговой службы РФ по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Операционный центр "Идель" а г. Казани, ФГУП "управление почтовой связи "татарстан почтасы"