г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-118230/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА РАЙОНА ВЫХИНО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-118230/21 (130-778)
по заявлению ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА РАЙОНА ВЫХИНО" (ОГРН: 1097746537118, ИНН: 7721671618)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании недействительными и отмене результатов внеплановой проверки,
при участии:
от заявителя: |
Вельможа А.С. по дов. от 10.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА РАЙОНА ВЫХИНО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Мосжилинспекция) о признании недействительными и отмене результатов внеплановой проверки, оформленных актом проверки N РЛ-ЮВ-05290 от 24.03.2021, протоколом N ЮВ-247/21 от 26.03.2021, распоряжением N РЛ-ЮВ-05290 от 22.03.2021.
Решением суда от 21.12.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на то, что при организации и проведении проверки Заинтересованным лицом были допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), а именно: пункта 2 части 2 и части 3 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ. Заявитель полагает, что заинтересованное лицо нарушило права и законные интересы Заявителя, поскольку распоряжение N РЛ-ЮВ-05290 от 22.03.2021 г., акт N РЛ-ЮВ-05290 от 24 марта 2021 г. и протокол NЮВ-247/21 от 26 марта 2021 г. получены с нарушением требований закона и влекут за собой недействительность результатов проверки.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ДЕЗ района Выхино" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Рязанский пр-т., д.74 на основании лицензии от "09" апреля 2015 года N 077000286 и договора управления многоквартирным домом N 74/1-ДУ от 01.06.2015 (далее - Договор).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя ГР-05-2348/21 от 19.03.2021, предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, в целях обеспечения безопасного проживания жителей, на основании распоряжения Мосжилинспекции от 22.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290 в отношении ООО "ДЕЗ района Выхино" проведена проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом: г. Москва, Рязанский просп., д.74.
По результатам проведенной 24.03.2021 проверки выявлены нарушения требований пункта 3.1. Договора, пунктов 2, 7,11, 13, 14, 15,18, 20, 23, 27 Минимального перечня, а именно, по адресу Рязанский просп., д.74: Наличие строительного мусора в подвальном помещении. Отсутствие защитных сеток на водоприемных воронках. Отсутствие переходных дверей на чердаке. Неисправность мест примыкания кровли к выступающим конструкциям. Неисправность прибора освещения подъезда 2 эт.5,12. Неисправность окна (остекления) подъезда 2, эт.2, подъезда 3, эт. 4,13,16. Мусор, посторонние предметы на кровле. Наличие следов залития на потолке, стенах п.1, эт. 14, п.2, эт2,8,14, п.3, эт 6,7,9,14.
Захламление прилифтового холла подъезда 4, этажа 13. Неисправность теплоизоляции трубхистемы отопления на чердаке.
Неисправность запорной арматуры на трубопроводе системы ХВС,ЦО в подвальном помещении. Частичная неисправность теплоизоляции трубопровода системы ГВС. Наличие следов засора системы канализации. Отсутствие предохранительных сеток на оголовках вентканалов. Нарушение герметичности ствола мусоропровода п.1,эт.6,п.3,эт 4,10,12,13. Отсутствие пожарных рукавов в шкафах 12 этажа подъезда 1,захламление пожарных шкафов 10,14 эт подъезда 1.
По результатам проверки в отношении ООО "ДЕЗ района Выхино" составлен акт проверки от 24.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290, выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 24.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290/1, срок исполнения -31.03.2021.
При указанных обстоятельствах общество обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые заявителем результаты внеплановой проверки оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.8 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-1111 (далее - Регламент), государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме: плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок; систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении лицензиатом своей деятельности; мероприятий, направленных на профилактику нарушений лицензионных требований.
В соответствии с пп. 3.3.3.11.2, 3.3.5, 3.4.1, 3.4.3.1, 3.6.3.4, 3.6.3.1 Регламента, внеплановая выездная проверка проводится на основании распоряжения о проведении проверки, по результатам проверки составляется акт проверки, в случае выявления нарушений - выдается предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, составляется протокол об административном правонарушении.
Согласно п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее -Минимальный перечень).
В соответствии с Минимальным перечнем:
п. 2 - Захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, контроль за состоянием дверей подвалов, проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков.
п.7 Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов,- проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
п. 11 Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При выявлении устранение выявленных нарушений.
п. 13 - Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт.
п. 14 - Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
п. 15 - Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов-техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем.
п. 18 - Общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры. Контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации.
п. 20 - Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования в многоквартирном доме.
п. 23 - Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
п. 27 - Работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния противодымной защиты.
Согласно п.2.1 Договора, целью Договора является обеспечение благоприятных условий проживания граждан, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в Многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. Управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в Многоквартирном доме в соответствии с условиями Договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах Собственников в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1 Договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов (п.3.1.1 Договора).
В нарушение пп. "а", "б" п. 3 Положения Учреждением, деятельность по управлению домом осуществляется с нарушением лицензионных требований: требований, предусмотренных ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ; требований по исполнению обязанностей по Договору.
Факт осуществления ООО "ДЕЗ района Выхино" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований подтверждается: обращением жителя ГР-05-2348/21 от 19.03.2021, Распоряжением Мосжилинспекции от 22.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290, договором управления многоквартирным домом от N 74/1-ДУ от 01.06.2015, фотоматериалами, актом проверки от 24.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290, предписанием об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 24.03.2021 N РЛ-ЮВ-05290/1, лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами "09" апреля 2015 года N 077000286, выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, поскольку деятельность по управлению указанным многоквартирным домом, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч.1 ст. 193, ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, следует учитывать, что различные объекты посягательства имеют составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1.3 и 7.22 КоАП РФ, что исключает возможность переквалификации вменяемого названному лицу деяния.
Согласно статье 26.8. под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
В ходе проведенной проверки специальные технические средства не применялись. Фотографирование мест ненадлежащего содержания имущества многоквартирного дома производилось посредством личного телефона инспектора/фотоаппарата, при этом такие технические средства в силу части 1 статьи 26.8 КоАП Российской Федерации не относятся к измерительным приборам (специальным техническим средствам), подлежащим утверждению в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшим метрологическую поверку.
Согласно части 3 стать 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований), 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно части 6 статьи 19 ФЗ Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Сведения, необходимые для указания в распоряжении установлены в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ. Из оспариваемого Распоряжения следует, что в нем отражены все сведения, предусмотренные указанной нормой права.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. При этом, в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона предусмотрено такое основание для проведения внеплановой проверки, как поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д.
В силу части 4 статьи 10 указанного закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Из вышеизложенных норм следует, что действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура, соблюдение которой является обязательной при осуществлении выездных внеплановых проверок, в том числе, при осуществлении жилищного надзора, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, факт осуществления ООО "ДЕЗ района Выхино" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований подтверждается: обращением жителя от 19.03.2021.
Поскольку указанное обращение гр-на подписано, имеет электронный адрес для ответа, зарегистрировано в электронном документообороте Правительства Москвы, а по результатам его рассмотрения заявителю направлен ответ, а также то, что процедура назначения и проведения выездной проверки соблюдена, отсутствуют правовые основания для признания незаконными результатов проведенной проверки в соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, согласно материалам дела распоряжение, акт проверки, уведомление о проверке, предписание надлежаще вручалась директору ООО "Дирекция единого заказчика района Выхино".
Нарушений при проведении проверки со стороны Мосжилинспекции и статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется.
Согласно части 2 статьи 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Таким образом, нарушение трехдневного срока при составлении протокола об административном правонарушении не влечет недействительность проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
При указанных обстоятельствах, учитывая ч. 3 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Производство по настоящему делу приостановливалось судом первой инстанции до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-118227/2021. Решением по делу N А40-118227/2021 от 18.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021, в удовлетворении требований ООО "ДЭЗ района Выхино" о признании незаконными распоряжения N РЛ-ЮВ-05291 от 22.03.2021, акта N РЛ-ЮВ-05291 от 25.03.2021, протокола N ЮВ-255/21 от 26.03.2021 отказано.
В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела. Правовых оснований для признания недействительными и отмене результатов внеплановой проверки в данном случае не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-118230/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118230/2021
Истец: ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА РАЙОНА ВЫХИНО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ