г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-196571/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "РН-Москва"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-196571/21
по заявлению АО "РН-Москва" (ИНН 7706091500)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7708503727),
третьи лица: 1) Департамент строительства г. Москвы, 2) Правительство Москвы,
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Мялина Н.В. по дов. от 16.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
АО "РН-Москва" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными, изложенных в письмах Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 13.07.2021 N 33-5-64560/21-(0)-1 и от 23.08.2021 N33-5-79591/21-(0)-1 решений об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 800 кв. м с кадастровым номером 77:02:0014001:64, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, вл. 49 Б, об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014001:64, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, вл. 49 Б.
Решением суда от 17.12.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что проект планировки территории не исключает для общества оформление права на землю, занятую комплексом АЗС, в порядке реализации исключительного права на заключение договора аренды такого земельного участка без торгов. Ссылается, что принимая во внимание время постройки объекта недвижимости и формирования земельного участка для его эксплуатации (2000 год), последующее принятие документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории не может лишить общество права на земельный участок, которое возникло до принятия данных документов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя общества, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "РН-Москва" является собственником комплекса АЗС и автомойки с кадастровым номером 77:02:0014001:2699 (АЗК), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, вл. 49 Б. АЗК расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0014001:6 и 77:02:0014001:64.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014001:64 (Земельный участок) был предоставлен АО "Фирма ВАО Р. Прим" (в настоящее время - реорганизовано в форме присоединения к обществу) на основании договора аренды земельного участка от 31.12.2002 (договор аренды) в целях эксплуатации стационарного автозаправочного комплекса и мойки.
02.07.2021 общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду без проведения торгов на новый срок в целях эксплуатации расположенного на нем стационарного автозаправочного комплекса и мойки.
Департамент письмом от 13.07.2021 N 33-5-64560/21-(0)-1 отказал обществу в заключении договора аренды земельного участка. В обоснование такого решения Департамент сослался на п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). При этом Департамент указал, что постановлением Правительства Москвы от 24.07.2018 N772-1111 утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Сельскохозяйственной улицы от улицы Мусоргского до улицы Вильгельма Пика, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014001:64 включен в зону планируемого размещения надземного сооружения (мост через реку Лихоборку).
16.08.2021 общество повторно обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка (приложения 21-22).
23.08.2021 Департамент письмом N 33-5-79591/21-(0)-1 отказал обществу по тем же основаниям.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Закон N 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее -Постановление N 199-ПП), которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг, в том числе, применительно к рассматриваемому случаю административный регламент - "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" (далее - Административный регламент).
Согласно п. 2.2.2. подраздела 2.2. раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" Административного регламента правовым основанием предоставления государственной услуги является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 2.12.1 подраздела 2.12 "Результат предоставления государственной услуги" раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" приведенного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
2.12.1.1.Выдача (направление) договора аренды земельного участка;
2.12.1.2.Выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Из содержания данных положений следует, что в результате предоставления государственной услуги города Москвы Департаментом, как уполномоченным органом государственной исполнительной власти города Москвы, принимается властное решение о предоставлении заявителю испрашиваемой услуги путем передачи земельного участка в пользование на правах аренды либо об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги.
Сам порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Аналогичное основание для отказа предусмотрено разделом 2.10 Административного регламента.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы 09.10.2018 N 1233-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы" и проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.07.2018 N 772-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Сельскохозяйственной улицы от улицы Мусоргского до улицы Вильгельма Пика" (Постановление N 772-ПП), предусмотрено изъятие земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, вл. 49Б площадью 854 кв. м., для целей строительства линейного объекта.
Кроме того, в соответствии с Постановлением N 772-ПП в целях реализации планировочных решений проектом планировки территории также предлагается освободить в установленном порядке проектируемую территорию от нежилых объектов капитального строительства, расположенных по адресам: улица Сергея Эйзенштейна, д. 8, стр. 1; улица Вильгельма Пика, д. 3; улица Сельскохозяйственная, д. 17, корп. 1; улица Сельскохозяйственная, вл. 29; улица Сельскохозяйственная, д. 35, стр. 117, 121, 123, 183, 184, 185, 217; улица Сельскохозяйственная, д. 46, стр. 1, стр. 6, стр. 12; улица Сельскохозяйственная, д. 64а; улица Сельскохозяйственная, вл. 64, стр. 4, стр. 6; улица Декабристов, влд. 49.
На основании изложенного и руководствуясь вышеуказанными положения ст.ст. 39.16, 39.17 ЗК РФ, а также положениями Административного регламента, Департаментом в рамках компетенции принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Доводы общества о том, что проект планировки территории до настоящего времени не реализован и земельный участок не изъят из оборота, не обоснованы и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа.
Так, в соответствии с п. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен шестилетний срок со дня утверждения проекта планировки территории для реализации процедуры изъятия оговоренных проектом объектов недвижимости для государственных нужд.
Проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Сельскохозяйственной улицы от улицы Мусоргского до улицы Вильгельма Пика - утвержден постановлением Правительства Москвы от 24.07.2018 N 772-ПП, соответственно срок на реализацию процедуры изъятия объектов недвижимости истекает 21.07.2024, и до указанного момента границы зон планируемого размещения объектов территориального планирования также продолжают действовать.
Кроме того, в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N 1591-ПП Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2021-2024 годы, срок проектирования и строительства линейного объекта "Мостовые сооружения через р. Лихоборка, р. Яуза, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, с реконструкцией ул. Сельскохозяйственная, ул. Вильгельма Пика, ул. Декабристов, обеспечивающих их функционирование" установлен - до 2026 года.
В соответствии с письмом Департамента строительства города Москвы от 22.06.2021 N ДС-12-1845/21-1 участок с кадастровым номером 77:02:0014001:64 подлежит изъятию целиком, ведется разработка технического задания на проектирование объекта, срок проведения проектных работа IV кв. 2021.
Таким образом, утвержденный Постановлением N 772-ПП проект планировки территории находится на стадии реализации.
Кроме того, в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения ограничиваются в обороте.
Согласно п. 3 приведенной статьи содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим кодексом, федеральными законами.
Подобное ограничение в обороте установлено, в том числе положениями ранее приведенного п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, явившегося основанием для отказа в предоставлении Обществу земельного участка в аренду.
Таким образом, применительно к землям государственной собственности, расположенным в границах зон планируемого размещения объектов согласно документам территориального планирования, на законодательном уровне закреплено ограничение их свободного оборота.
При этом, доводы общества о том, что в отсутствие оформленных земельно-правовых отношений дальнейшая эксплуатация земельного участка будет подвергаться административному преследованию, являются голословными.
Оспариваемый отказ не изменял правового режима использования земельного участка, т.е. допустимых способов использования земельного участка для целей эксплуатации существующих на нем объектов недвижимости.
Требование общества о возложении на Департамент обязанности подготовить, подписать и направить в адрес заявителя проект договора аренды является незаконным.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, если на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Поскольку вопрос о предоставлении аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, подлежит разрешению в административном порядке путем принятия уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего решения, суд, с учетом конституционного принципа разделения властей, не вправе предрешать существо такого решения.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что оспариваемые решения Департамента об отказе в предоставлении в аренду земельного участка являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем пропущен установленный статьей 198 АПК РФ процессуальный срок обжалования решения органа государственной власти.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, лицо, обращающееся в суд, должно доказать момент, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Первоначально общество обратилось в адрес Департамента с заявлением от 05.03.2021 (вх. N 33-5-22343/21-(0)-0) о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014001:64.
По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом направлено в адрес общества решение от 29.03.2021 (исх. N 33-5-22343/21-(0)-1) об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги.
В дополнение к ранее направленному заявлению в адрес Департамента поступили письма Общества от 02.07.2021 (вх. N 33-5-64560/21-(0)-0), от 18.08.2021 (вх. N 33-5-79591/21-(0)-0) содержащие повторное требование о предоставлении испрашиваемой государственной услуги, по результатам рассмотрения которых Департамент направил идентичные ранее направленному отказу письма от 13.07.2021 N 33-5-64560/21 -(0)-1, от 23.08.2021 N 33-5-79591/21-(0)-1.
При этом, поскольку новых оснований для предоставления испрашиваемой услуги заявителем не приведено, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения отказа от 29.03.2021 N 33-5-22343/21-(0)-1 не отпали, письма Департамента от 13.07.2021 N 33-5-64560/21 -(0)-1, от 23.08.2021 N 33-5-79591/21-(0)-1 не могут быть расценены как отдельные отказы в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Таким образом, требование общества о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014001:64 было разрешено решением Департамента от 29.03.2021 (исх. N 33-5-22343/21-(0)-1).
Вместе с тем, заявление в суд поступило 14.09.2021, то есть с явным пропуском установленного законом срока оспаривания отказа Департамента.
При этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока Обществом в суд не подано, доказательств уважительности пропуска установленного законом срока обществом не приведено.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленных законом процессуальных сроков на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути обжалуемое решение суда.
Суд первой инстанции, исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, сделал обоснованные выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-196571/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196571/2021
Истец: АО "РН-МОСКВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ