г. Тула |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А23-1169/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги - Обуховой И.А. (доверенность N 03 от 10.01.2022, личность установлена на основании паспорта, диплом), в отсутствие в судебном заседании других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.11.2021 по делу N А23-1169/2019 (судья Старостина О.В.), принятое муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001432564, ИНН 4026000669) к Городской Управе города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Веста", общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом", о взыскании по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 4913/00/2 Т задолженности в размере 217 201 руб. 17 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 29 142 руб. 64 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Калугатеплосеть" г. Калуги (далее - истец, МУП "Калугатеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - ответчик, ООО "Веста") о взыскании задолженности в размере 153 986 руб. 56 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 20 119 руб. 54 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 5610/00/2 Т, задолженности в размере 75 530 руб. 94 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 10 045 руб. 19 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 7631/00/2 Т, задолженности в размере 75 811 руб. 03 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 10 395 руб. 86 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 7667/00/2 Т, задолженности в размере 217 201 руб. 17 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 29 142 руб. 64 коп. по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 4913/00/2 Т и неустойки по день фактической оплаты задолженности.
Определением суда от 13.03.2019 требования МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги к ООО "Веста" о взыскании задолженности в размере 153 986 руб. 56 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 20 119 руб. 54 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 5610/00/2 Т, задолженности в размере 75 530 руб. 94 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 10 045 руб. 19 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 7631/00/2 Т, задолженности в размере 75 811 руб. 03 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, неустойки в размере 10 395 руб. 86 коп. за период с 13.02.2018 по 06.02.2019 по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 7667/00/2 Т, и неустойки по день фактической оплаты задолженности были выделены в отдельное производство.
Определением суда от 22.10.2019 произведена замена ответчика с ООО "Веста" на Городскую Управу города Калуги.
Определением суда от 19.11.2019 производство по делу в части требований о взыскании пени в размере 29 142 руб. 64 коп. и пени по день фактической оплаты задолженности прекращено.
Определением суда от 19.05.2020 на основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Акимовой М.М. на судью Старостину О.В., дело передано в отдел судьи Старостиной О.В.
От истца в порядке ст. 49 АПК РФ от истца поступили уточнения исковых требований от 09.11.2020, в которых истец просил взыскать с ответчика убытки в виде стоимости тепловых потерь за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 в размере 217 201 руб. 17 коп.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принял уточнение истцом исковых требований о взыскании с ответчика убытков в виде стоимости тепловых потерь в размере 217 201 руб. 17 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.11.2021 с Городской Управы города Калуги, г. Калуга за счет казны муниципального образования "Город Калуга" в пользу муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги, г. Калуга взысканы убытки в размере 217 201 руб. 17 коп., расходы по государственной пошлине в размере 7 344 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что ответчик не обладал информацией о нахождении на территории города спорных бесхозяйных сетей, истец не уведомлял ответчика о наличии таких сетей.
Истец представил отзыв, в котором возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МУП "Калугатеплосеть" (Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Веста" (Абонент) заключен договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя N СФ 4913/00/2 Т от 02.11.2014 (т. 1 л. д. 11).
В ходе рассмотрения дела, было установлено, что тепловые сети, ведущие к многоквартирному дому N 231 корп. 9 по ул. Тарутинская, не принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Веста".
Определением Арбитражного суда Калужской области от 22.10.2019 произведена замена ответчика с ООО "Веста" на Городскую Управу города Калуги.
Судом установлено, что в период с 01.01.2018 по 30.11.2018 МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги оказывало потребителям многоквартирного жилого дома N 231 корп. 9 по ул. Тарутинская г. Калуги услуги по поставке тепловой энергии, теплоносителя, в том числе по тепловым сетям, не принадлежащим МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги на каком-либо основании, не имеющих собственника, не определенных администрацией г. Калуги в качестве бесхозяйных и не переданных МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги для эксплуатации.
Ввиду неисполнения администрацией города Калуги обязанности по постановке на учет и определению организации, ответственной за эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети, МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги не имело возможности включить соответствующие расходы в тариф, в связи с чем, понесло убытки в размере 217 201 руб. 17 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 (согласно уточненному расчету).
Ссылаясь на то, что поставка ресурса до жилых домов осуществлялась по тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения, которые признаны бесхозяйными, затем признаны муниципальной собственностью, в связи с чем истец не вправе был прекратить или приостановить поставку тепловой энергии и горячей воды, в результате чего ему были причинены убытки в виде разницы между стоимостью переданной и оплаченной тепловой энергией, истец обратился в арбитражный суд с настоящим уточенным иском о взыскании стоимости потерь в сумме 217 201 руб. 17 коп. за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 (согласно уточненному расчету).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Стоимость тепловых потерь является убытками, возникшими по причине незаконного бездействия ответчика, выразившегося в невнесении спорных тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и не принятия решения об их передаче специализированной обслуживающей организации.
Как установлено статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесена статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В части 6 статьи 14 Закона N 261-ФЗ отражен Перечень мероприятий, которые необходимо включить в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Среди прочих указаны мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Действующим законодательством в сфере теплоснабжения не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации по проведению каких-либо мероприятий по выявлению бесхозяйных участков тепловых сетей.
При этом, отсутствие заявления ресурсоснабжающей организации о постановке на учет участка тепловой сети не может являться основанием для освобождения по проведению мероприятий по выявлению и поставке на учет бесхозяйных участков тепловых сетей.
Выявление бесхозяйных тепловых сетей должно производится не только по заявлениям заинтересованных лиц в случае аварии, но и в порядке каждодневной работы муниципальных органов. Исполняя социально значимые функции по организации нормального теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания.
Городской Управой города Калуги в силу возложенных на нее законом полномочий, своевременно не совершены действия по выявлению и принятию бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, по передаче таких сетей для дальнейшего осуществления их эксплуатации и содержания,
Согласно Постановлению Городской Управы города Калуги N 17390 от 31.12.2015 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU40-301000-162-2015 расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Тарутинская, д. 231 корп. 9 ответчик выдавал разрешение на ввод объекта, к которому подключена спорная сеть в эксплуатацию.
При выдаче разрешения Городская Управа города Калуги обладала информацией о том, что тепловые сети в силу норм действующего законодательства не будут переданы от застройщика собственникам жилых помещений данного МКД, следовательно, будут иметь признаки бесхозяйной вещи.
При условии своевременного установления ответчиком факта бесхозяйности спорного участка тепловой сети и определении истца в качестве организации, уполномоченной содержать указанный участок сети, истец имел бы возможность обратиться в орган тарифного регулирования Калужской области с заявлением о включении размера технологических потерь, возникающих при передаче тепловой энергии по указанному участку сети.
Ответчиком в материалы дела были представлены копии запросов в адреса реестродержателей о предоставлении сведений о наличии регистрации по спорным тепловым сетям. Также были представлены ответы о том, что отсутствуют сведения о регистрации и отсутствии в реестре собственности.
Вместе с этим спорные объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий"), поскольку необходимы ответчику в целях организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты коммунально-бытового назначения приватизировать нельзя, поскольку это объекты муниципальной собственности в силу прямого указания Закона.
Таким образом, независимо от того, принимался или нет спорный участок сетей теплоснабжения в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, является муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует).
При этом для целей взыскания с ответчика стоимости потерь в тепловых сетях не имеет значения - когда ответчиком признан и принят на учет объект недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной тепловой энергией и дошедшей до потребителей). В настоящем случае теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена была нести расходы в виде потерь теплоэнергии в сетях ей не принадлежащих и не находящихся в эксплуатации иной специализированной организации, для которой установлен тариф на передачу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).
В соответствии с действующими в спорный период нормами законодательства, регулирующими порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном методическими указаниями (пункт 91 Постановления N 1075).
Для включения затрат на содержание спорных сетей в тариф необходимо, чтобы данное имущество было передано в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, в установленном пунктом 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ порядке.
Расчет стоимости тепловых потерь произведен в соответствии с положениями Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2009 N 13513) (далее - Приказ 325). Расчет произведен в соответствии с формулой, указанной в пункте 11.3.3 Приказа N 325 согласно представленному расчёту.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, действующего до 31.12.2014, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ принимаются на Федеральная регистрационная - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа, территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Аналогичный порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества предусмотрен пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Вопреки доводам ответчика, буквальное толкование и анализ указанных выше норм действующего в спорный период законодательства позволил суду первой инстанции прийти к верным выводам о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
При выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.07.2020 N 306-ЭС20-9406 по делу N А55-28543/2018, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2020 N Ф06-56126/2019 по делу N А55-28543/2018, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2020 NФ04-3592/2020 по делу N А70-15898/2019.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь
В пункте 4 статьи 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Аналогичное положение отражено в Уставе МО "ГОРОД КАЛУГА", принятом Постановлением Городской Думы МО "Город Калуга" от 23 декабря 1997 г. N 215.
Таким образом, на основании Закона N 131-ФЗ и устава муниципального образования ответчик обязан осуществлять теплоснабжение населения. Тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение поселений, относятся к социально значимым объектам.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российское Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесенных к муниципальному имуществу.
Следовательно, спорные тепловые сети подлежали передаче в муниципальную собственность. Третье лицо, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения (статья 14 Закона N 131- ФЗ), мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей.
Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтверждается постановлением от 27.12.1991 N 3020-1 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президенте Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Суд области правомерно отразил, что муниципальное образование не приняло необходимых мер своевременно, в связи с чем не смогло передать спорные тепловые сети лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию и производило бы соответствующие платежи истцу.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении", если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения; осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт к эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов относятся на владельцев сетей.
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Бездействие органов муниципального образования, выразившееся в длительном непринятии объектов рассматриваемого теплосетевого хозяйства в муниципальную собственность, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества. Иное поставит в неблагоприятное положение теплоснабжающую организацию (общество), которая, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по; потерям теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих.
Кроме того, бездействие ответчика по определению эксплуатирующей организации в отношении тепловых сетей не позволило истцу включить стоимость потерь в тарифы на тепловую энергию.
Судом первой инстанции правомерно отражено, что истец, осуществляющий теплоснабжение жилого фонда, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Указанная правовая позиция поддержана Двадцатым арбитражным апелляционным судом по делу N А23-6863/2020 от 06.12.2021.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная: выгода).
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная данными нормами, должна наступать при установлении судом наличия состава правонарушения включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения размера убытков.
Таким образом, Городская Управа города Калуги не приняла необходимых мер своевременно, в связи, с чем не смогла передать спорные тепловые сети лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию и производило бы соответствующие платежи истцу.
Факт транспортировки истцом в спорный период тепловой энергии конечным потребителям в жилой дом расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Тарутинская, д. 231, корп. 9, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела, расчет представленный истцом, проверен судом первой инстанции, признан обоснованным и ответчиком по существу не опровергнут, контррасчет не представлен.
Согласно представленному истцом расчету - потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов Гкал (ГДж) за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 составили 217 201 руб. 17 коп..
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору истец поставлял тепловую энергию, что подтверждается представленными в материалы дела актами и счетами-фактурами и не оспорено ответчиком по правилам ст. 65 АПК РФ.
При отсутствии доказательств того, что Городская Управа города Калуги, зная о существовании спорного участка тепловой сети, в целях реализации закрепленной за ней обязанности по выявлению бесхозяйного теплосетевого имущества и определению эксплуатирующей организации, предпринимала какие-либо действия, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования к Городской Управе города Калуги, указав на бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по своевременному обнаружению бесхозяйных тепловых сетей, включению их в состав муниципальной собственности, а также передаче спорных сетей лицу, обеспечивающему их эксплуатацию и платежи истцу.
Доводы жалобы о том, что ответчик не обладал информацией о нахождении на территории города спорных бесхозяйных сетей, истец не уведомлял ответчика о наличии таких сетей, подлежат отклонению на основании следующего.
Тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение поселений, относятся к социально значимым объектам.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020- 1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
Следовательно, спорные тепловые сети подлежали передаче в муниципальную собственность.
Ответчик, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения (статья 14 Закона N 131- ФЗ), мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей.
Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтверждается постановлением от 27.12.1991 N 3020-1 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президенте Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении", если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Закона в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных 6 тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Муниципальное образование не приняло своевременно необходимых мер, не передало спорные тепловые сети лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию, содержание и производило бы соответствующие платежи обществу, истцу по делу, в случае возникновения потерь.
Также ответчик выдавал разрешение на ввод объекта, к которому подключена спорная сеть в эксплуатацию. При выдаче разрешения Городская Управа города Калуги обладала информацией о том, что тепловые сети в силу норм действующего законодательства не будут переданы от застройщика собственникам жилых помещений данного МКД, следовательно, будут иметь признаки бесхозяйной вещи.
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.11.2021 по делу N А23-1169/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1169/2019
Истец: МУП Калугатеплосеть г Калуги
Ответчик: Городская Управа города Калуги
Третье лицо: "Город Калуга" в лице Городской Управы г.Калуги, ООО Веста, ООО Мой Дом