г. Москва |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А40-208635/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 по делу N А40-208635/21
по заявлению ФКУ ЦБИТ МЧС России (ИНН 5047024694)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
третьи лица: 1) ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
2) ТУ Росимущества в городе Москве,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Яникеева Э.Б. по дов. от 27.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - заявитель, ФКУ ЦБИТ МЧС России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о не устранении причин приостановления государственной регистрации от 04.08.2021 N КУВД-001/2021-10696287/5 в государственной регистрации права оперативного управления Федерального казенного учреждения "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: расположенного по адресу: 115516, г. Москва, ул. Веселая, д. 33, к. 3 с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231; об обязании произвести регистрацию права оперативного управления за ФКУ ЦБИТ МЧС России на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: расположенного по адресу: 115516, г. Москва, ул. Веселая, д. 33, к. 3 с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231.
Решением суда от 14.01.2022 заявление ФКУ ЦБИТ МЧС России удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель ФКУ ЦБИТ МЧС России поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.03.2021 ФКУ ЦБИТ МЧС России обратилось в Управление с заявлением для регистрации права оперативного управления на нежилое здание с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231, расположенное по адресу: 115516, г. Москва, ул. Веселая, д. 33, к. 3.
Основанием для государственной регистрации права оперативного управления была представлена заверенная копия Распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.03.2021 N 77-244-р "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Распоряжение), акт приема-передачи нефинансовых активов от 05.03.2021 N 005.
Согласно Распоряжению ТУ Росимущества в городе Москве, прекращается право оперативного управления в отношении указанного объекта за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) и закрепляется право оперативного управления за ФКУ ЦБИТ МЧС России.
Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией.
Уведомлением от 05.04.2021 N MFC-0558/2021-492674 Управление приостановило осуществление регистрационных действий.
Во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации, ФКУ ЦБИТ МЧС России предоставило в регистрирующий орган следующие документы:
Заверенную копию Распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.03.2021 N 77-244-р "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в 1 экз.
Заверенную копию письма от 10.02.2021 N ИВ-116-127, направленного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом о том, что ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) не возражает против прекращения прав оперативного управления и передачи ФКУ ЦБИТ МЧС России недвижимого имущества (ограждение), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веселая, дом 33, корпус 3 с кадастровым номером 77:05:005008:1231, площадью 4 657,5 кв. м.
Заверенную копию письма от 20.04.2021 N ИВ-116-576, направленного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о том, что ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ; не возражает против прекращения прав оперативного управления и передачи ФКУ ЦБИТ МЧС России недвижимого имущества, (ограждение), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веселая, дом 33, корпус 3 с кадастровым номером 77:05:005008:1231, площадью 4 657,5 кв. м.
Заверенную копию нотариальной доверенности N 77 АГ 6816195 от 24.05.2021 на представителей.
Также, во исполнение уведомления, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 12.07.2021 подано заявление о прекращении права оперативного управления на данный объект.
26.07.2021 заявителем вновь было подано заявление о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации ранее приостановленных в заявительном порядке от 27.07.2021 N MFC-0558/2021-1206279-1.
04.08.2021 Управление вынесло уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-10696287/5.
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В настоящем случае, как следует из текста оспариваемого уведомления, Заявителем не устранены причины приостановления государственной регистрации, а именно:
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, заявленный к регистрации объект имеет следующие характеристики: нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул Весёлая, д. 33, к. 3, с кадастровым номером 77:05:0005008:1231, общая площадь 4630,4 кв.м.
Положениями абз. 6 ч. 2 п. 179 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требование к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Правила ведения ЕГРН) предусмотрено, что в случае несовпадения сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения о таком объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,, сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что статус "актуальные незасвидетельствованные" присваивается тем сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения.
В соответствии п. 178 Порядка ведения ЕГРН перед внесением в ФГИС ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости, проверяются на полное совпадение. Внесение сведений в ЕГРН осуществляются органом регистрации прав (п. 1 ст. 13 Закона о недвижимости) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, О сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Данные обстоятельства, как указано Управлением, препятствуют проведению заявленных регистрационных действий.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В нарушение пункта 71 Приказа N 278 указанные в уведомлении основания изложены таким образом, что невозможно установить, в отношении каких конкретно характеристик объекта имеется статус "актуальные незасвидетельствованные" и какие конкретные действия должен предпринять Заявитель в целях устранения указанного основания приостановления.
Указанное является существенным нарушением прав ФКУ ЦБИТ МЧС России.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ФКУ ЦБИТ МЧС России при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого уведомления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ФКУ ЦБИТ МЧС России подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 по делу N А40-208635/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208635/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ФГБУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЧС РОССИИ" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ