г. Челябинск |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А47-8083/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-8083/2021.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - истец, ТУ Росимущества в Оренбургской области) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Приуральский" (далее - ответчик, кооператив, ПСК "Приуральский") об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2021 N 190 на следующих условиях:
пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции:
"Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 26 572 733 руб. 24 коп." (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 74-75).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации к участию в деле в качестве третьего лица, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Нежинский карьер" (далее - третье лицо, ООО "Нежинский карьер").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 (резолютивная часть объявлена 17.11.2021) в удовлетворении исковых требований отказано. Урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка N 190 от 07.04.2021 на следующих условиях:
пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции:
"Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% о от кадастровой стоимости земельного участка - 7 969 000 руб." (л.д. 80-87).
ТУ Росимущества в Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы), не согласившись с таким решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2 внесена в ЕГРН в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 881-пп в размере 26 572 733 руб. 24 коп. Таким образом, дата применения кадастровой стоимости в размере 26 572 733 руб. 24 коп. - 01.01.2020.
ТУ Росимущества в Оренбургской области при подготовке проекта договора купли продажи применило кадастровую стоимость на момент исполнения вышеуказанных решений суда.
Учитывая изложенное, податель жалобы просит отменить решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021, принять новый судебный акт, которым урегулировать разногласия, возникшие между ТУ Росимущества в Оренбургской области и ПСК "Приуральский" при заключении договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2021 N 190 на следующих условиях: пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100 % от кадастровой стоимости земельного участка - 26 572 733 руб. 24 коп.".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2020 по делу N А47-798/2020 исковые требования ПСК "Приуральский" к ТУ Росимущества в Оренбургской области о признании незаконным, как противоречащее положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", решения, выраженного в ответе от 23.10.2019 N 56-03/5550 об отказе в передаче заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2, площадью 6 130 000 кв. м местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, сельсовет Нежинский, БПХ им. Куйбышева, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ПСК "Приуральский" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2, площадью 6 130 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, сельсовет Нежинский, БПХ им. Куйбышева, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Оренбургской области - без удовлетворения.
Во исполнение указанных судебных актов истец (продавец) направил в адрес ответчика (покупатель) проект договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2021 N 190 (далее - проект договор), согласно пункту 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок площадью 6 130 000 кв. м с кадастровым номером 56:21:1408002:2, местоположением: Оренбургская обл. р-н Оренбургский, с/с Нежинский, БПХ им. Куйбышева, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, категорией земли сельскохозяйственного назначения (номер государственной регистрации права собственности Российской Федерации N56-56-01/074/2012-212 от 20.12.2012) (П11570010137; далее - участок).
В соответствии с пунктом 1.2 проекта договора разрешенное использование участка: для сельскохозяйственного использования. На земельном участке нет объектов недвижимости.
В силу пункта 2.1 проекта договора цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российский Федерации от 26.03.2015 N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 26 572 733 руб. 24 коп.
Право собственности на участок возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности на участок в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.3 проекта договора).
Ответчик, не согласившись с вышеуказанными условиями договора купли-продажи земельного участка от 27.04.2021 N 190, направил в адрес истца протокол разногласий от 20.05.2021 (далее - протокол разногласий).
Согласно протоколу разногласий от 20.05.2021 к договору купли-продажи земельного участка от 27.04.2021 N 190:
пункт 2.1 договора в редакции покупателя изложен следующим образом:
"Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка-7 969 000 руб.";
в редакции покупателя предложено дополнить договор пунктом 1.3 следующего содержания:
"Земельный участок обременен правами третьего лица: договор аренды с ООО "Нежинский карьер" N 1568-ФЗ от 05.11.2019 на срок с 05.11.2019 по 04.11.2022";
в редакции покупателя предложено дополнить договор пунктом следующего содержания:
"Настоящий договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка".
Истец в ходе судебного разбирательство пояснил, что при подготовке проекта договора купли-продажи применена кадастровая стоимость на момент исполнения вышеуказанных решений суда по делу N А47-798/2020 в размере 26 572 733 руб. 24 коп.
Полагая, что предложенная ответчиком выкупная стоимость земельного участка не соответствует действительной стоимости спорного имущества, возлагает на истца дополнительное бремя, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском об урегулировании разногласий по договору.
Ответчик в обоснование возражений сослался на то, что решением Оренбургского областного суда от 19.08.2019 по делу N 3а-333/2019, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка установлена в размере 7 969 000 руб. При подготовке проекта договора купли-продажи выкупная стоимость земельного участка определена истцом без учета решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка и момента обращения с заявлением о выкупе земельного участка (заявление N б/н от 20.05.2019).
Наличие между сторонами разногласий относительно условия спорного договора о цене послужило основанием для обращения истца в суд с указанными ранее требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на необходимость определения выкупной стоимости в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в редакции ответчика, действующей на дату подачи заявления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 10 Закон N 101-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о выкупе) установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2020 по делу N А47-798/2020, установлено следующее.
01.06.2014 между заявителем (арендатор) и ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2, площадью 6 130 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, район Оренбургский, сельсовет Нежинский, БПХ им.Куйбышева, категория земель: земли сельхозназначения, срок аренды с 01.06.2014 по 31.05.2019.
30.05.2019 заявитель заказным письмом с уведомлением с объявленной ценностью и описью вложения направил в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Вступившим в законную силу решением суда от 30.12.2020 по делу N А47-798/2020 требования ПСК "Приуральский", п. Приуральский Оренбургского района Оренбургской области удовлетворены. Решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, выраженное в ответе от 23.10.2019 N 56-03/5550 об отказе в передаче заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2, площадью 6 130 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, сельсовет Нежинский, БПХ им. Куйбышева, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, признано незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества в Оренбургской области в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ПСК "Приуральский" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Во исполнение судебного акта истец (продавец) направил в адрес ответчика (покупатель) проект договора купли-продажи земельного участка N 190 от 07.04.2021, согласно пункту 2.1 которого цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российский Федерации от 26.03.2015 N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 26 572 733 руб. 24 коп.
Согласно протоколу разногласий от 20.05.2021 к договору купли-продажи земельного участка от 27.04.2021 N 190:
пункт 2.1 договора в редакции покупателя изложен следующим образом:
"Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.03.2015N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка-7 969 000 руб.".
Согласно пояснениям истца, изложенным в уточненном исковом заявлении, в 2019 году на территории Оренбургской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Результаты утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 29.11.2019 N 881-пп (далее - постановление N 881-пп).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2 внесена в ЕГРН в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 881-пп в размере 26 572 733 руб. 24 коп.
Как указывает истец, дата применения кадастровой стоимости в размере 26 572 733 руб. 24 коп. с 01.01.2020. При подготовке проекта договора купли-продажи применена кадастровая стоимость на момент исполнения решения суда по делу N А47-798/2020.
Согласно позиции ответчика, решением Оренбургского областного суда от 19.08.2019 по делу N 3а-333/2019 кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка установлена в размере 7 969 000 руб. При подготовке проекта договора купли-продажи выкупная стоимость земельного участка определена истцом без учета решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка и момента обращения с заявлением о выкупе земельного участка (заявление N б/н от 20.05.2019).
Истцом в материалы дела представлен ответ Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области от 20.04.2021 N исх-00855-9-21, согласно которому сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1408002:2, образованным путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 56:21:0000000:21, местоположением: Оренбургская обл, р-н Оренбургский, с/с Нежинский, БПХ им. Куйбышева. Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования", категорией земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", площадью - 6130000 кв. м, внесены в ЕГРН 20.05.2010 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленных документов.
В 2011 году проведены работы по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п (далее - постановление N1003-п) и содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших на момент ее проведения.
Согласно пункту 2.5 методических указаний кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 настоящих методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2.5 методических указаний был осуществлен расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2 в размере 14 645 183 руб.
Решением Оренбургского областного суда от 19.08.2019 по делу N За-333/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2, равная рыночной в размере 7 969 000 руб.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ1) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Применение данной нормы разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с указанием на то, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, дата применения кадастровой стоимости в размере 7 969 000 руб. является 01.01.2019.
В 2019 году на территории Оренбургской области проведена ГКОЗ сельскохозяйственного назначения. Результаты ГКОЗ утверждены постановлением N 881-пп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2 внесена в ЕГРН в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 881-пп в размере 26 572 733 руб. 24 коп.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N269-ФЗ) часть 4 статьи 15 Закона N 237-ФЗ изложена в следующей редакции: "акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования)".
Этим же законом изменена статья 18 Закона N 237-ФЗ, в соответствии с которой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1).
Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (пункт 1 части 1 статьи 18).
Таким образом, дата применения кадастровой стоимости в размере 26 572 733 руб. 24 коп. с 01.01.2020.
Информационным письмом ФКП Росреестра по Оренбургской области от 20.04.2021 N 008550-9-21 уполномоченный орган подтвердил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2:
- с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет 7 969 000 руб.;
- с 01.01.2020 и по настоящее время - 26 572 733 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-798/2020 от 30.12.2020 установлено, что заявлением от 30.05.2019 N б/н ответчик обратился к истцу с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в перечне мероприятий по государственной кадастровой оценке названы принятие решения о ее проведении, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, определение их кадастровой стоимости и составление отчета об этом, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и их внесение в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11).
К таким случаям относятся положения абзаца пятого названной статьи (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления ответчиком), согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Учитывая изложенное, характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель, в том числе по правилам статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указывает, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления. Подобный подход позволяет обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, а также исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи.
Заявление о предоставлении земельного участка, площадью 6 130 000 кв. м с кадастровым номером 56:21:1408002:2, местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Нежинский, БПХ им. Куйбышева, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1408002, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в собственность за плату ответчик направил 30.05.2019.
Таким образом, определение выкупной стоимости необходимо произвести в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в редакции ответчика, действующей на указанную дату (30.05.2019) и подлежащей применению с 01.01.2019, о чем также указано в ответе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области от 20.04.2021 N исх-00855-9-21.
Доводы истца о необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:1408002:2 в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 881-пп в размере 26 572 733 руб. 24 коп. на момент исполнения решения суда по делу N А47-798/2020 был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что условия договора купли-продажи следует определять с учетом законодательства, действовавшего по состоянию на дату первоначальной подачи заявления о предоставлении участка (30.05.2019). При этом рассмотрение судом спора о праве на выкуп земельного участка, а также об условиях такого выкупа, не влияет на вопрос о подлежащих применению нормах права. В этой связи следует также отметить, что право на выкуп спорного земельного участка было установлено судом при рассмотрении дела N А47-798/2020 на основании положений части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, следовательно, и условия договора подлежат установлению в соответствии указанными нормами.
Учитывая, что предложенная ответчиком редакция пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2021 N 190 соответствует требованиям законодательства, требования истца об изложении данного пункта договора в его редакции не подлежат удовлетворению.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого решения.
Каких-либо убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-8083/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8083/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Производственный сельскохозяйственный кооператив "Приуральский"
Третье лицо: ООО "Нежинский карьер", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Горизонтт"