г. Киров |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А28-9248/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца Меньшиковой А.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2022 и Винокуровой Е.М., действующей на основании доверенности от 01.01.2022;
представителя ответчика - Кожевникова Д.А., действующего на основании доверенности от 01.08.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу N А28-9248/2021
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к индивидуальному предпринимателю Габову Анатолию Геннадьевичу
(ИНН: 430200018534, ОГРНИП: 307432221300047)
о расторжении договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к индивидуальному предпринимателю Габову Анатолию Геннадьевичу (далее - Предприниматель, ответчик) о расторжении договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 02.04.2020 N 1-19 (далее - договор) и об обязании ответчика передать Министерству лесной участок по акту приема передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 в удовлетворении требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя (с учётом дополнений), отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции основывался на фактах не имеющих юридической силы в момент заключения договора (актуальные материалы таксации) и, соответственно, не влияющих на взаимные права и обязанности в момент исполнения обязательств арендатора по состоянию на отчетную дату. По мнению заявителя, характеристики лесного участка на момент его заключения и подготовки проекта освоения лесов, соответствовали сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре. До внесения актуальных изменений в государственный лесной реестр арендатор был вправе заготовить разрешенный годовой объем древесины сохранив товарную структуру за счет общего запаса древесины лесного участка. Однако арендатор не предпринял активных мер для достижения значения критерия N 2 (планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины). Достижение названного критерия является существенным условием договора. Министерство обращает внимание, что достижение значения критерия N 2 в размере не менее 17824,62 руб./га предложено указано самим арендатором в конкурсной документации. Нарушение договора арендатором является существенным еще и потому, что для арендодателя такое неисполнение влечет за собой негативные последствия в виде недостижения бюджетной эффективности для бюджетной системы РФ.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к отзыву) доводы Министерства отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные письменные позиции по делу.
Представитель ответчика, в дополнение пояснил, что планируемый объем производства по результатам деятельности за 2020 год достичь не представилось возможным по причине невозможности начала рубки древесины, ранее сентября 2020 года. Это было вызвано тем, что выделение делянок для рубок произошло в сентябре 2020 года, что в свою очередь повлияло на возможность начала рубки древесины, и в подаче соответствующей лесной декларации, не ранее сентября 2020 года.
Представленный Предпринимателем отчет от 09.02.2022 по форме, предусмотренной приложением N 8 к договору, в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях наиболее полного и правильного рассмотрения дела приобщен к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.04.2020 между Министерством (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель на основании протокола о результатах конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 19.03.2020 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок общей площадью 2965 га, расположенный по адресу: Кировская область, Афанасьевский район, Афанасьевское лесничество, Гординское участковое лесничество, лесные кварталы N N 3-6 (далее - лесной участок) с целью заготовки древесины.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение N 6 к договору).
В силу подпункта "ш" пункта 3.4 договора арендатор обязан обеспечить достижение значений критериев, на основании которых осуществлены оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 241 "Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины" (далее - критерии оценки).
Одним из таких критериев является планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении на 1 гектар площади лесного участка (далее - производственный критерий), переданного по настоящему договору в размере не менее 17824,62 рублей.
Порядок подтверждения исполнения обязательств арендатора критериям оценки осуществляется согласно приложению N 9 к договору.
В силу подпункта "щ" пункта 3.4 договора арендатор обязуется предоставлять ежегодно не позднее 10 февраля года следующего за отчетным отчет об исполнении обязательств арендатора, установленных в соответствии с критериями оценки согласно приложению N 8 к договору.
Досрочное расторжение настоящего договора по инициативе арендодателя допускается в случае невыполнения требований, определенныхподпунктом "ш" пункта 3.4 договора (подпункт "а" пункта 5.8 договора).
Срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации договора, и составляет 20 лет (пункт 6.1 договора).
По результатам проверки исполнения условий договора сотрудники Министерства установили факт не достижения фактического значения производственного критерия (2043,45 руб./га) заявленному значению производственного критерия с учётом процента освоения ежегодно допустимого объема заготовки древесины (9001,43 руб./га), о чем составлены протокол от 28.05.2021 N 2 и заключение от 28.05.2021 (приложение N 3 к протоколу).
Посчитав упомянутое выше несоответствие существенным нарушением условий договора, истец направил ответчику претензию от 03.06.2021 N 5785-58-04-13 с требованием в срок до 05.07.2021 устранить нарушения или расторгнуть договор.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Основания изменения и расторжения договора закреплены в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что могла рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 1 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя, если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 N 12363/10, для расторжения договора в судебном порядке суду необходимо исследовать причины неисполнения условий договора, в каком объеме обязательства были выполнены, а в каком остались невыполненными, какие последствия для истца повлекло нарушение ответчиком условий договора, подвергнуть оценке и поведение самого истца.
Ответчик ссылается на то, что причиной ненадлежащего исполнения подпункта "ш" пункта 3.4 договора послужили объективные препятствия, не зависящие от действий Предпринимателя.
Изучив приведенные выше доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила N 474).
На основании пункта 9 Правил N 474 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно пункту 18 Правил N 474 отвод и таксация лесосек осуществляются отвод и таксация лесосек осуществляются, в частности, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, заготовка древесины невозможна без проведения арендаторами отвода и таксации лесосек. При этом при таксации лесосек определяются, в частности, фактические количественные и качественные характеристики лесных насаждений.
В рассматриваемом случае ответчик фактически ссылается на то, что при отводе лесосек отраженные в конкурсном предложении и, впоследствии, в приложении N 2 к договору таксационные показатели насаждений лесного участка не соответствовали фактическим таксационным показателям отводимых лесосек. При этом, необходимо признать, что породный состав древесины и его качество напрямую влияет на стоимость заготовленной древесины, а следовательно, на стоимость производных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины.
В связи с необходимостью установления действительного породного состава древесины на арендуемом лесном участке между Предпринимателем и ООО "Леспроект 43" заключен договор подряда на таксацию лесов, разработку проекта освоения лесов от 14.05.2020 N 236. Согласно разделу 3 названного договора работы выполняются поэтапно в течение 2020 года.
Впоследствии Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о внесении изменений в приложения N N 2, 3,5, 7 к договору аренды. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 02.02.2021 по делу N А28-15483/2020 требования Предпринимателя удовлетворены.
Сопоставив характеристики лесного участка, отраженные в приложении N 2, коллегия судей приходит к выводу о том, что породный состав древесины и его качество заметно ухудшились, что, в свою очередь, не позволяет ответчику заготовить планируемый объем древесины по хвойному и мягколиственному хозяйствам и, соответственно, достигнуть заявленного значения производственного критерия.
Следовательно, вопреки доводам заявителя, заявляя значение производственного критерия в размере не менее 17824,62 руб./га в год Предприниматель руководствовался недостоверными сведениями о характеристиках лесного участка, отраженными в конкурсном предложении и, впоследствии, закрепленными в приложении N 2 к договору (в редакции до внесения изменений на основании решения суда).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что выдел делянок для рубки древесины по заключенному договору от 02.04.2020 произошел в сентябре 2020 года, необходимо признать, что не достижение заявленного значения производственного критерия в 2020 году (с учётом фактического количества дней аренды), - произошло по причинам, не зависящим от ответчика.
Аргументы Министерства о том, что до внесения актуальных изменений в договор Предприниматель имел возможность заготовить разрешенный годовой объем древесины сохранив товарную структуру за счёт общего запаса древесины лесного участка являются несостоятельными, поскольку такой подход (по сути разрешение на отвод всей территории лесного участка под рубку) приведёт к необоснованному уменьшению количественных и качественных характеристик лесного участка (вплоть до полной гибели отдельных пород), что противоречит принципам сохранения лесов и улучшения качества лесов (пункты 5, 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Необходимо также учесть, что согласно протоколу о результатах конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 19.03.2020 N 3 конкурс признан несостоявшимся; договор был заключен с Предпринимателем как с единственным участником конкурса.
При таких фактических обстоятельствах, заключение и исполнение договора не только не привело к нарушению публичных интересов, прав иных участников конкурса, а, наоборот, способствовало пополнению федерального и регионального бюджетов за счёт перечисления ответчиком арендной платы.
Доводы заявителя о причинении ущерба бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученного налога на добычу полезных ископаемых за 2020 год в размере 4053004,05 рублей подлежат отклонению, поскольку Министерство не является органом, уполномоченным на проведение налогового контроля, а достаточные сведения, в свою очередь, указывающие об обоснованном причиненном ущербе, не подтверждены.
Учитывая вышеизложенное, выявленное Министерством несоответствие фактического значения производственного критерия заявленному значению производственного критерия не является существенным нарушением условий договора, а следовательно, основанием для его досрочного расторжения.
Принимая во внимание, что расторжение договора является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда иные средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, учитывая, что ответчик принимает все меры к достижению заявленного значения производственного критерия, имеет намерения на сохранение договорных отношений, коллегия судей не усматривает оснований для расторжения договора, заключенного на длительный срок.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для его отмены по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу N А28-9248/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9248/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ИП Габов Анатолий Геннадьевич