город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2022 г. |
дело N А32-8262/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Неплюевой А.М.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от ответчика: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание представитель Перерва Л.Н. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Краснодар Водоканал
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021
по делу N А32-8262/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Краснодар Водоканал
(ОГРН: 1052303701922, ИНН:2308111927)
к ответчику федеральному государственному бюджетному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий (ОГРН:1032306432498, ИНН:2311050287)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий (далее - ответчик; учреждение) о взыскании задолженности за оплату за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в размер 176 875, 56 руб. за период с 01.07.2020 по 31.10.2020 по государственному контракту N 894 от 18.01.2019, пени за период с 11.09.2020 по 10.02.2021 в размере 8 332,98 руб., пени, рассчитанной исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты суммы основного долга начиная с 11.02.2021, расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 470 руб. (с учетом изменений).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что из текста дополнительного соглашения N 1 к контракту не следует, что сторонами устанавливаются контрольные канализационные колодцы, учитывая, что изменения в контракт вносятся только в части оказания услуг водоснабжения. Согласно п. 8.2. контракта сведения о местах отбора проб сточных вод указываются по форме согласно приложению N 4 к настоящему контракту.
В приложении N 4 к контракту в графе 11 "Расположение места отбора проб" стоит прочерк, следовательно, месторасположение контрольного канализационного колодца сторонами не определено.
Так, общество считает преждевременными выводы суда первой инстанции о том, что сторонами в качестве контрольных установлены канализационные колодцы с отм. 34.50/31.87 и отм. 34.21/31.91.На схеме, которая приобщена ответчиком, расположение канализационных колодцев с отм. 34.50/31.87 и отм. 34.21/31.91, которые согласно позиции ответчика, являются контрольными и в которых следовало отбирать пробы 20.07.2020, обозначены собственноручно, от руки неустановленным лицом. Подписью, печатью, иным способом согласование указанных колодцев в качестве контрольных истцом не производилось.
Ответчик не исполнил обязанность, предусмотренную подп. "г" п. 10 Правил N 728, а именно не обеспечил наличие мест отбора проб и их идентификацию. Материалами дела указанное не опровергается. Приложением N 4 к контракту контрольные колодцы не установлены. Следовательно, как полагает истец, отбор проб 20.07.2020 в ближайшем к объекту (нежилому зданию) ответчика канализационном колодце с отм. 34.47/32.26, не может свидетельствовать о нарушении истцом порядка отбора проб.
Также истец настаивал на правомерности начисления платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ на общую сумму 176 875 руб. 56 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании в связи с пребыванием в отпуске судьи Абраменко Р.А. в составе суда произведена замена судьи Абраменко Р.А. на судью Галова В.В. в порядке, установленном статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца. Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" и федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий" (ФГБНУ ВНИИТТИ) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 894 от 18.01.2019.
Подпунктом д) п. 4.3. указанного договора ответчик обязался соблюдать режим водоотведения.
Подпунктом т) п. 4.3. договора ответчик обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, выполнять требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Подпунктом п) п. 4.1. договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе требовать от ответчика реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объёму и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
При этом, в соответствии с подпунктами р, с п. 4.1. договора ООО "Краснодар Водоканал" вправе проверять состав и свойства отводимых сточных вод на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов; требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работ централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
ООО "Краснодар Водоканал" осуществил отбор проб сточных вод в колодце отм. 34.47/32.26, расположенном на территории ФГБНУ ВНИИТТИ по адресу г. Краснодар, ул. Московская, 42, и направил пробы в аккредитованную лабораторию.
Ответчик был уведомлен, о чем свидетельствуют полученные им уведомления о проведении отбора проб сточных вод N 94 от 20.07.2020.
По результатам отборов составлен акт контрольного отбора проб сточных вод N 315 от 20.07.2020.
Экземпляр акта контрольного отбора проб сточных вод, в котором указано: наименование абонента, адрес, цель отбора проб с наименованием показателей для дальнейшего лабораторного исследования, дата, ГОСТ, согласно которому проводился отбор проб, были вручены представителям ответчика. После получения результатов исследования отобранных проб сточных вод от аккредитованной лаборатории в виде протокола испытаний (измерений) N 315-03 от 27.07.2020 организация ВКХ произвела расчет платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации на общую сумму 176 875, 56 руб. за период с 01.07.2020 по 31.10.2020.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 23.12.2020 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Претензия истца осталась без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее - Правила N 644).
В силу пп. "ж" п. 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Кроме того, пп. "г" п. 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Так, в данных нормах права идет речь о двух видах платы: платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В рассматриваемом случае предметом требований является взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В пункте 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно п. 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
Максимальные допустимые значения показателей и концентраций - это показатели, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации, как и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и взимания указанной платы с абонентов (Правила N 644). За нарушение допустимых значений показателей и концентраций с абонента взимается плата за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ сброшенных сточных вод.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в п. 197 Правил N 644.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 644, в том числе предусмотрен упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 в соответствии с п. 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных п. 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый п. 203 Правил N 644).
При этом, взимание платы в соответствии с п. 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно п. 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом п. 167.
Таким образом, плата в соответствии с п. 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
В этой связи, правовое значение имеет категория абонента, и возможность установления для него нормативов сточных вод, и как следствие взимания платы за их превышение.
Как следует из п. 15 Правил N 728, отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 10 Правил N 728, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения (пункт 16 Правил N 728).
В рассматриваемом случае ООО "Краснодар Водоканал" осуществило отбор проб сточных вод в колодце отм. 34.47/32.26, расположенном на территории ФГБНУ ВНИИТТИ по адресу г. Краснодар, ул. Московская, 42, направило пробы в аккредитованную лабораторию.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что согласно схеме расположения контрольных колодцев для отбора проб, приложенной к государственному контракту N 894 от 18.01.2019, контрольными колодцами обозначены колодца с отм. 34.50/31.87 и 34.21/31.91.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение обоснованно указало, что в Приложении N 4 к государственному контракту N 894 указано "Схема расположения узлов учета и мест отбора проб воды и сточных вод прилагается".
При заключении договора схема приложена не была. Данная схема была направлена 29.06.2020 в адрес ФГБНУ ВНИИТТИ посредством электронной почты сотрудником ООО "Краснодарводоканал" для подписания вместе с дополнительным соглашением на включение услуги по водоснабжению. При согласовании схемы расположения контрольных колодцев для отбора проб у ФГБНУ ВНИИТТИ не возникло сомнения, что данный документ исходит от официального представителя ООО "Краснодарводоканал", схема, дополнительное соглашение и государственный контракт N 894 подписаны одним и тем же лицом.
Так, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что согласование в контракте контрольных колодцев с отм. 34.50/31.87 и 34.21/31.91 исключает возможность использования результатов проб, отобранных из колодца с отм. 34.47/32.26, поскольку в данном случае акт от 20.07.2020, которым зафиксированы факты превышения пределов ПДК в сточных водах института и негативного воздействия на работы централизованной системы водоотведения, не может выступать относимым и допустимым доказательством соблюдения порядка отбора сточных вод и составления акта на основании пунктов 9-29 Правил N 728, статей 67, 68, 71 АПК РФ.
При этом, согласно п.30 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с протоколом испытаний N 315-03 от 27.07.2020 превышение предельных допустимых норм концентрации вредных веществ в сточных водах, установленных в Приложениях 4(1), 5 Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013, не выявлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что материалами дела не доказан факт того, что ответчик сбрасывает загрязняющие вещества в системы канализации с превышением допустимых концентраций.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и сторонами не оспорено, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика составляет менее 30 куб. м, данные объекты абонента не используются в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае положения п. 203 Правил не могут быть применены к ответчику.
С учетом отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности, в удовлетворении требования о взыскании пени также обоснованно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества, как в части основного долга, так и пени.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 по делу N А32-8262/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8262/2021
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт табака,махорки и табачных изделий", Федеральное государственное бюджетное начуноеучреждение "Всеросийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачный изделий"