г. Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А40-182764/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-182764/21
по заявлению ПАО "МТС" к Управлению Росреестра по Москве
3-е лицо: Общевойсковое Командное Орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Крылова А.О. по доверенности от 26.11.2021, |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МТС" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление):
о приостановлении государственной регистрации договора аренды, оформленного Уведомлением о приостановлении государственной регистрации N КУВД-001/2021-25323412/1 от 01.07.2021;
об отказе государственной регистрации договора аренды, оформленного Уведомлением N КУВД-001/2021-25323412/2 от 01.10.2021;
об отказе государственной регистрации договора аренды, оформленного Уведомлением N КУВД-001/2021-25323412/3 от 01.10.2021;
а также Сообщения об отказе в государственной регистрации прав N MFC0558/2021-1040164 от 01.10.2021;
Решением от 27.12.2021 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебное заседание ответчик и третье лицо своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке статьи 123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между ПАО "МТС" (далее - Арендатор) и ФГКВ образовательное учреждение Высшего образования "Московское Высшее Общевойсковое Командное Орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище" Министерства обороны РФ (МВОКУ) (далее - Арендодатель) заключен Договор аренды N D210191660 от 01.06.2021 (далее - Договор аренды).
Согласно пункиу 1.1. Договора аренды Арендодатель обязуется предоставить за плату во временное пользование, а Арендатор обязуется принять федеральное недвижимое имущество:
- часть комнаты N 18 площадью 11,6 кв.м., расположенной на техническом этаже нежилого здания (КН: 77:04:0004006:1247) по адресу: г. Москва, ул. Головачева, д. 31, стр. 15, с правом пользования частью кровли общей площадью 4 кв.м. для размещения базовой станции сотовой связи БС N 5418 с установкой приемно-передающих антенн согласно план-схеме (Приложение N 2 к договору аренды).
Договор аренды заключен сроком на 5 лет и действует с 01.06.2021 по 31.05.2026 (п. 2.1. Договора).
ПАО "МТС" обратилось в Управление через Филиал ГБУ МФЦ гор. Москвы МФЦ района Чертаново Северное с заявлением от 22.06.2021 N MFC-0558/2021-1040164-1 (далее - Заявление) о проведении государственной регистрации указанного Договора аренды.
По результатам рассмотрения заявления Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации Договора аренды до 01.10.2021, в связи с тем, что передаваемая в аренду часть комнаты N 18 площадью 11,6 кв.м. не изолирована и не обособленна от других помещений (подп. 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), о чем Управлением вынесено Уведомление N КУВД-001/2021-25323412/1 от 01.07.2021.
01.10.2021 Управлением было вынесено решение об отказе государственной регистрации спорного договора аренды, оформленное:
- Уведомлением об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-25323412/2;
- Уведомлением об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-25323412/3;
- Сообщением об отказе в государственной регистрации прав N MFC-0558/2021-1040164.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, ПАО "МТС" арендует часть комнаты N 18, расположенной на техническом этаже здания, площадью 11,6 кв.м. (п. 1.1. Договора).
Общая площадь комн. N 18 составляет 106,4 кв.м., что видно из экспликации помещений технического этажа здания по адресу: Москва, ул. Головачева, д. 31, стр. 15 (Приложение N 3 к Договору аренды). Экспликация подготовлена по результатам обследования АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Арендуемая ПАО "МТС" часть не выделена в качестве самостоятельного помещения, что прямо усматривается из экспликации помещений технического этажа здания по указанному адресу.
Из технической документации АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" также видно, что стороны договора аренды (ПАО "МТС" и ФГКВ МВОКУ) не производили никаких технических изменений в занимаемом ПАО "МТС" на основе договора аренды помещении, не выделяли и не создавали нового самостоятельного объекта недвижимости.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. К таким основаниям в том числе относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Основанием для отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило то, что заявленная к кадастровому учету часть помещения не изолирована от других помещений.
По мнению Управления Росреестра по Москве, кадастровый учет части комнаты, не обособленной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, не предусмотрен действующим законодательством, и вышеуказанные обстоятельства препятствуют проведению заявленных регистрационных действий.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об арендуемой части Здания, так как право собственности на Здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 6 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу указанного Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 данного Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, сведения о Здании и о его частях, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственном кадастре недвижимости являются актуальными.
Учитывая изложенное, Управление Росреестра по Москве неправомерно и необоснованно отказало Заявителю в государственной регистрации Договора аренды.
Изложенная выше позиция соответствует позиции, представленной в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73, согласно которой, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
В пункте 25 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2018) разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Кроме того, согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, кадастровый учет частей объектов недвижимого имущества (например, части переданного в пользование помещения, части крыши, стены здания), не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. Арендатор вправе обратиться с заявлением об учете арендованной части нежилого помещения, преследуя цель отразить в государственном кадастре недвижимости сведения о переданной ему в пользование части недвижимой вещи. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта. При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
В настоящем случае Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве для регистрации Договора аренды части Здания, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части Здания должен осуществляться одновременно с государственной регистрацией Договора аренды, определяющего эту часть Здания, без соответствующего заявления и представления дополнительных документов.
Таким образом, оспариваемые Решения противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ПАО "МТС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для исполнения обязанностей, предусмотренных Договором.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-182764/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182764/2021
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ ОРДЕНОВ ЖУКОВА, ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ