г. Киров |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А82-5564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Горбуновой Ю.А. по доверенности от 14.01.2022;
представителя ответчика - Прокофьевой Ю.А. по доверенности от 11.12.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-5564/2021
по иску акционерного общества "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники" (ИНН 3525268892, ОГРН 1113525015581)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Северной железной дороги
третье лицо: Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 1" (ИНН
7708737490, ОГРН 1117746294104)
о взыскании 123 375,66 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники" (далее - АО "ГК "Вологодские лесопромышленники", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 123 375,66 рублей неустойки за нарушение сроков доставки грузов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 исковые требования удовлетворены, с учетом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с ответчика в пользу истца взыскано 108 500 рублей неустойки.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца 54 042,33 рублей неустойки.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для увеличения сроков доставки грузов по отправкам N N ЭН641412, ЭМ523472, ЭН483191, ЭО585955, ЭУ027452, ЭУ216353, ЭУ040865, ЭУ042007, ЭУ388789, ЭТ767510, ЭУ785186, ЭП170805, ЭП137635, ЭР053393, ЭП391821, ЭР890009, ЭР625398, ЭТ087766, ЭС539520, поскольку задержка в пути следования была связана с устранением неисправностей, возникших по независимым от перевозчика причинам. Считает, что технические неисправности вагонов по спорным перевозкам в виде выщербин обода колеса (код неисправности 107) были вызваны естественным износом деталей вагонов; указывает, что принятие перевозчиком спорных вагонов без замечаний не свидетельствует о вине перевозчика в выявленных неисправностях.
АО "ГК "Вологодские лесопромышленники" в представленном отзыве указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители сторон поддержали собственные позиции, дали пояснения, ответили на вопросы суда.
В рассматриваемой апелляционной жалобе ответчик обжалует решение суда первой инстанции в части выводов о начислении пени по отправкам N N ЭН641412, ЭМ523472, ЭН483191, ЭО585955, ЭУ027452, ЭУ216353, ЭУ040865, ЭУ042007, ЭУ388789, ЭТ767510, ЭУ785186, ЭП170805, ЭП137635, ЭР053393, ЭП391821, ЭР890009, ЭР625398, ЭТ087766, ЭС539520 и не ставит вопрос проверки законности решения в оставшейся части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность решение Арбитражного суда Ярославской области в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец передал, а ответчик принял к перевозке вагоны по отправкам N N ЭН641412, ЭМ523472, ЭН483191, ЭО585955, ЭУ027452, ЭУ216353, ЭУ040865, ЭУ042007, ЭУ388789, ЭТ767510, ЭУ785186, ЭП170805, ЭП137635, ЭР053393, ЭП391821, ЭР890009, ЭР625398, ЭТ087766, ЭС539520.
По пути следования вагоны были отцеплены в ремонт для устранения технических неисправностей - выщербины обода колеса (код - 107).
Вследствие нарушения установленных сторонами сроков доставки грузов истец предъявил ответчику требования об уплате пени.
Ответчик требования не признал, указал на отсутствие собственной вины в технических неисправностях перевозимых вагонов, считал, что сроки доставки грузов подлежат увеличению на период отцепочного ремонта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
На основании пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Факт несоблюдения определенных в спорных транспортных накладных сроков доставки грузов установлен материалами дела и по существу ответчиком не оспаривается. При этом ответчик утверждает, что нарушение указанных сроков произошло по причине отцепки спорных вагонов в ремонт по неисправностям, не зависимым от ответчика.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В силу статьи 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
На основании пунктов 93, 101 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" во всех случаях повреждения вагона, устранение которых производится при капитальном, деповском, текущем ремонте или исключении вагона, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для установки ЗПУ, выявления отсутствия узлов и деталей, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона, составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, количество поврежденных деталей и узлов, вид (объем) необходимого ремонта.
В данном случае истец без замечаний принял к перевозке вагоны ответчика по спорным накладным, признав тем самым их техническую пригодность. По пути следования указанные вагоны были отцеплены в ремонт по причине неисправности - выщербина обода колеса (код 107).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ ответчик, допустивший просрочку исполнения обязательства, обязан доказать наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик не представил таких доказательств.
Приведенный ответчиком Классификатор "Основные неисправности основных вагонов" К ЖА 2005 04 не содержит описание неисправностей колесных пар вагонов, не раскрывает причины возникновения выщербин.
Так, в соответствии с пунктом 2.5 Классификатора К ЖА 2005 04 эксплуатационной является неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Таким образом, из буквального толкования понятия "эксплуатационная неисправность", содержащегося в Классификаторе К ЖА 2005 04, следует, что это не только неисправности, вызванные естественным износом, но и любые иные, за исключением технологических, связанных с качеством изготовления или выполнения планового ремонта вагона, его узлов и деталей.
Ответчик не доказал, что выщербина обода колеса может являться исключительно следствием износа деталей, а возможность такого их повреждения при скольжении заклиненных колесных пар - напротив, исключается.
Таким образом, ответчик не доказал, что задержка в пути вагонов по спорным накладным для устранения технических неисправностей произошла по не зависящим от перевозчика причинам.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2021 по делу N А82-5564/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5564/2021
Истец: АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ВОЛОГОДСКИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
Третье лицо: АО "Вагонная ремонтная компания-1"