г. Киров |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А17-9497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Цуриной Ж.В.(доверенность от 22.01.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шанс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.12.2021 по делу N А17-9497/2020
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский"
к обществу с ограниченной ответственностью "Шанс"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
об обязании общества с ограниченной ответственностью "Шанс" устранить нарушение режима охранной зоны теплосети,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Шанс" (далее - ООО "Шанс", ответчик) об обязании устранить нарушения режима охранной зоны теплосети 3-й вывод от забора до т/к С-10, назначение: 3-й вывод от забора до т/к С-10, протяженностью 2 960 м., путем демонтажа (переноса) контейнерной площадки, расположенной по адресу: Ивановская область, г. Иваново, пер. Столярный в близи дома N 29, из охранной зоны теплосети в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, об установлении судебной неустойки, подлежащей взысканию с ответчика в случае неисполнения судебного акта в установленный срок, в размере 50 000 руб. за полный месяц неисполнения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.12.2021 заявленные требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность осуществить перенос пяти контейнеров, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Иваново, пер. Столярный вблизи дома N 29 из охранной зоны теплосети 3-й вывод от забора до т/к С10, назначение: 3-й вывод от забора до т/к С-10, протяженностью 2 960 м. в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; установлена судебная неустойка в случае неисполнения судебного акта в установленный срок, в размере 10 000 рублей за полный месяц неисполнения.
ООО "Шанс" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Заявитель жалобы указывает, что спорные контейнеры для сбора коммунальных отходов расположены на муниципальной территории и не относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома, не внесены в реестр мет (площадок) накопления ТКО, являются собственностью ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор). Считает, что ответчик не вправе выполнить перенос указанных контейнеров; надлежащим ответчиком по делу является Региональный оператор.
ПАО "Т Плюс" в отзыве возражает против удовлетворения жалобы, указывает, что спорная контейнерная площадка эксплуатируется ответчиком; региональный оператор не может являться ответчиком по настоящему спору, поскольку размещает контейнеры не самостоятельно, а на основании договора с ответчиком.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представитель истца поддержал собственную позицию, дал пояснения, ответил на вопросы суда.
Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Шанс" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:
г. Иваново, пер. Столярный, д. 29.
Между Региональным оператором и ООО "Шанс" заключен договор от 01.07.2017 N 11-0-0038 (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2019), согласно приложению к которому в качестве места сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) определена контейнерная площадка по адресу: г. Иваново, пер. Столярный, д. 29.
Указанная контейнерная площадка находится в охранной зоне магистральных тепловых сетей ПАО "Т Плюс".
По требованию истца администрацией города Иванова произведен демонтаж твердого (асфальтового) основания и ограждения контейнерной площадки.
Актом осмотра от 26.11.2021 установлено, что в охранной зоне магистральных тепловых сетей на грунте без подготовки основания (твердого покрытия) и без ограждения установлены 5 металлических контейнеров для сбора ТКО, а также организована свалка отходов древесно-кустарниковой растительности и бытового мусора.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, истец является собственником магистральных тепловых сетей, в охранной зоне которых располагается контейнерная площадка, используемая собственниками жилого дома, находящегося в управлении истца, для накопления ТКО.
В данном случае ответчик не оспаривает противоправность фактического нахождения контейнерной площадки в охранной зоне тепловых сетей, однако считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку контейнерные баки не находятся в собственности ответчика, а контейнерная площадка не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома.
Оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их необоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1).
Таким образом, обязанность по организации места накопления ТКО в отношении указанного многоквартирного жилого дома возложена на ответчика.
Спорная контейнерная площадка определена в качестве места накопления ТКО условиями заключенного между ответчиком и Региональным оператором договора от 01.07.2017 N 11-0-0038.
Поскольку именно на ответчике лежит обязанность оборудовать площадку по накоплению ТКО для нужд многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика перенести спорные контейнеры для накопления ТКО.
Ответчик не лишен возможности согласовать с Региональным оператором новое место накопления ТКО и установить там спорные контейнеры.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.12.2021 по делу N А17-9497/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-9497/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Администрация города Иванова, ООО "Управляющая компания "Корона", ООО "Шанс"
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"