г. Вологда |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А13-8743/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Севергаз" Смирнова Е.А. по доверенности от 01.01.2021 N 03-2021, от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Ситьковой Н.С. по доверенности от 23.06.2021 N 22,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севергаз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2021 года по делу N А13-8743/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севергаз" (ОГРН 1113525016736, ИНН 3525270549; адрес: 160026, Вологодская область, город Вологда, улица Преображенского, дом 32; далее - общество, ООО "Севергаз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 80б; далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от вынесения решения (приказа) об отмене приказа от 18.12.2020 N 704-р "Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО "Севергаз" населению для бытовых нужд на территории Вологодской области на 2021 год" по заявлению ООО "Севергаз" от 03.03.2021 исх. N 18.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2021 года по делу N А13-8743/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Севергаз" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявки общества (от 04.12.2020 вх. N 14-11042/20) об установлении тарифа на сжиженный газ для бытовых нужд населения на 2021 год (том 2, листы 1-118), департаментом издан приказ от 18.12.2020 N 704-р "Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО "Севергаз" населению для бытовых нужд на территории Вологодской области, на 2021 год", опубликованный в установленном порядке (том 3, листы 2-5).
Указанным приказом установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО "Севергаз" населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности с учетом НДС, в том числе сжиженный газ в баллонах с места промежуточного хранения (склада) - 38,46 руб./кг (с 01.01.2021 по 30.06.2021), 39,61 руб./кг (с 01.07.2021 по 31.12.2021); сжиженный газ из групповых газовых резервуарных установок - 27,14 руб./кг (с 01.01.2021 по 30.06.2021), 27,95 руб./кг (с 01.07.2021 по 31.12.2021).
Общество 04.03.2021 обратилось в департамент с заявлением от 03.03.2021 N 18 (вх. N 14-1747/2021) об отмене названного приказа, указав, что не осуществляет деятельность по поставкам сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд населения.
Письмом от 26.03.2021 N 14-1521/2021 департамент сообщил, что вопрос о признании утратившим силу приказа будет рассмотрен на заседании правления департамента, о чем будет сообщено дополнительно.
Дополнительная информация обществу не направлялась.
В связи с изложенными обстоятельствами и полагая, что со стороны департамента имеет место незаконное бездействие, нарушающее права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Из положений статей 71, 198, 200, 201 АПК РФ, следует, что бездействие может быть признано незаконным, если не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя, влечет для него неблагоприятные последствия.
К бездействию, по своей сути, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Правовые основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В статье 4 Закона N 69-ФЗ определены принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, в их числе государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения.
В соответствии со статьей 16 Закона N 69-ФЗ основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются, в частности, создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий.
В статье 20 Закона N 69-ФЗ закреплено, что одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является удовлетворение платежеспособного спроса на газ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее - Основные положения).
Исходя из положений пункта 2 Основных положений следует, что под регулируемым видом деятельности понимается вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и расчеты за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством;
под розничной ценой на сжиженный газ - цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
В силу подпункта "е(1)" пункта 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Пунктом 11 Основных положений определено, что государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из: возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов) (подпункт "а"); удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа (подпункт "в").
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, одним из основных принципов государственной политики в области газоснабжения, в том числе при регулировании розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, является создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа.
В пункте 8 Основных положений указано, что розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Вологодской области таким органом исполнительной власти, исходя из пунктов 1.1, 3.1 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.11.2015 N 958, является департамент.
В порядке пункта 16 Основных положений государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.
Регулирование розничных цен на сжиженный газ осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными приказом ФАС России от 07.08.2019 N 1072/19 (далее - Методические указания), из пунктов 17-20 которых следует, что регулирующим органом розничные цены устанавливаются для субъекта регулирования на основании заявления последнего и пересматриваются по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении розничных цен и (или) материалов, предусмотренных настоящими Методическими указаниями.
В пункте 23 Методических указаний регламентировано, что розничные цены утверждаются на год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.
Установленные цены (предельный уровень) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях:
а) выявление нарушений, связанных с недостоверным предоставлением сведений о доходах и расходах, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, включенных в регулируемые цены;
б) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
в) исполнение решения суда, вступившего в законную силу.
В рассматриваемом случае, как отмечено ранее, общество самостоятельно обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении для него тарифа на указанный вид деятельности, заявив о намерении осуществлять этот вид деятельности в 2021 году и представив необходимые документы.
В составе приложенных к заявке ООО "Севергаз" документов имелось предложение ООО "Управление Севергаз" о заключении договора на услуги по хранению и обработке сжиженного газа на Вологодской газонаполнительной станции с 01.01.2021 по 31.12.2021 и проект договора поставки сжиженного газа на период с 01.01.2021 на календарный год между ООО "Севергаз" и ООО "Управление Севергаз", которое в предыдущие периоды регулирования осуществляло деятельность по реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд.
В связи с этим в целях обеспечения потребности населения в приобретении сжиженного газа департамент обоснованно установил тариф для ООО "Севергаз" на 2021 год.
Из поступившего 04.03.2021 в департамент заявления общества от 03.03.2021 N 18 об отмене такого приказа следует, что оно обусловлено неосуществлением им фактической деятельности по поставкам сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд населения.
Вместе с тем такое обстоятельство не является в силу приведенных норм безусловным основанием для отмены департаментом своего приказа от 18.12.2020 N 704-р.
При этом обществом не приведен нормативно-правовой акт, обязывающий департамент совершить действия по отмене приказа от 18.12.2020 N 704-р, а также период, в течение которого такие действия должны быть совершены.
Кроме того, доказательств невозможности поставки сжиженного газа в 2021 году заявителем в материалы дела не представлено.
Позиция относительно издания на 2021 год также приказа от 17.12.2020 N 652-р "Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) населению для бытовых нужд, на 2021 год" не может быть принята, поскольку указанным приказом установлены розничные цены для реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд только на территории воинской части поселка Шайма Череповецкого района Вологодской области (военнослужащим, проживающим в жилых домах N 1, 2).
Доводы общества в части нарушения департаментом положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с отсутствием ответа по существу правомерно отклонены судом, как не противоречащие материалам дела.
Ссылка ООО "Севергаз" на наличие в Арбитражном суде Вологодской области исков ООО "Стройкомплект", ООО "Жилищник", ООО "УК "Вожега", ООО "УК "Фиона плюс", ООО "Авангард" о понуждении ООО "Севергаз" к заключению договоров поставки сжиженного газа (дела N А13-6233/2021, А13-8852/2021, А13-9715/2021, А13-9691/2021, А13-14257/2021) не может быть принята, поскольку не опровергает сделанные выше выводы суда.
Кроме того, наличие таких дел само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества и не ограничивает его предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Ссылка на судебные акты, а также на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2013 N ВАС- 3750/13 подлежит отклонению, так как приведенные обществом судебные акты в силу положений статьи 69 АПК РФ не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Следует отметить, что приказ от 18.12.2020 N 704-р "Об установлении предельно максимальных уровней розничный цен на сжиженный газ, реализуемый ООО "Севергаз" населению для бытовых нужд на территории Вологодской области, на 2021 год" приказом департамента от 17.12.2021 N 691-р признан утратившим силу с 01.01.2022.
Выводы суда, изложенные в решении от 30.12.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2021 года по делу N А13-8743/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севергаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8743/2021
Истец: ООО "Севергаз"
Ответчик: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области