г. Самара |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А55-16126/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Сергеевой Н.В., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы крестьянского фермерского хозяйства Алексеева Вячеслава Константиновича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года по делу N А55-16126/2021 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Алексеева Вячеслава Константиновича
к Администрации Волжского района Самарской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "НефтеГазоТехнологии", ФГБУ ФКП "Росреестр" по Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
о признании незаконным постановления,
в судебное заседание явились:
от Главы крестьянского фермерского хозяйства Алексеева Вячеслава Константиновича - представитель Мамина Б.М. (доверенность от 11.08.2021),
от Администрации Волжского района Самарской области - представитель Солодилова М.В. (доверенность от 07.02.2022),
от ООО "НефтеГазоТехнологии" - представитель Шитикова Е.В. (доверенность от 16.09.2020),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Алексеев Вячеслав Константинович (далее - заявитель, глава КФХ Алексеев В.К.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация) от 04.03.2021 N 314 и просил обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, глава КФХ Алексеев В.К. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым заявленные им требования удовлетворить в полном объеме, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с неприменением закона, подлежащего применению, также судом неправильно истолкован закон, а при оценке доказательств и принятии оспариваемого решения суд оставил без внимания то обстоятельство, что использование земельного участка должно соответствовать целевому назначению земель, установленному нормативными актами.
Жалоба мотивирована тем, что суд не учел, что разрешительный порядок использования земельных участков, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, применяется только для строительства временных сооружений, используемых только в целях обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. В отношении временных сооружений, используемых в иных целях, данный подпункт не применяется, в связи с чем заявителем должен быть обоснован и документально подтвержден вспомогательный характер использования земельного участка по отношению к строительству, реконструкции линейного объекта федерального, регионального или местного значения, а уполномоченный орган должен проверить соблюдение данного условия.
В обоснование доводов жалобы также ссылается на то, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования должно предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Податель жалобы отмечает, что ООО "НефтеГазоТехнологии" не представило документы, обосновывающие и подтверждающие вспомогательный характер использования земельного участка по отношению к строительству, реконструкции линейного объекта федерального, регионального или местного значения, а Администрация муниципального района Волжский Самарской области не проверила данное условие.
В апелляционной жалобе также указывает на то, что на момент принятия Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (04.03.2019) решения уже было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (постановление от 19.02.2019 N 139).
Кроме того, в апелляционной жалобе указывает, что неверным является вывод суда о том, что заявление о выдаче разрешения на использование земель соответствует требованиям пунктов 3-5 Порядка и условий, касающихся перечня документов, прилагаемых к заявлению и сведений, указываемых в заявлении.
Также в апелляционной жалобе ссылается на то, что цель использования земельного участка согласно постановлению Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139 о предварительном согласовании предоставления ООО "НефтеГазоТехнологии" земельного участка - для целей размещения сельскохозяйственных угодий. Поэтому можно прийти к выводу о несоответствии деятельности, осуществляемой ООО "НефтеГазоТехнологии" на земельном участке, схема расположения на кадастровой территории которого утверждена постановлением Администрации муниципального района Волжский от 19.02.2019 N 139, целевому назначению земель, утвержденному Правилами землепользования и застройки сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области. Эти обстоятельства были также установлены постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А55-13116/2019.
В апелляционной жалобе указывает на то, что Алексеев В.К. обладает преимущественным правом на формирование и оформление земельного участка, поскольку является главой КФХ.
Податель жалобы считает, что разрешение на использование ООО "НефтеГазоТехнологии" земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360 площадью 18341 кв.м., для строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения привело к невозможности доступа к объектам недвижимости, принадлежащим третьим лицам. Суд при оценке доказательств и принятии оспариваемого решения оставил без внимания то, что границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, утвержденные постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области N 139 от 19.02.2019, включают в себя территории общего пользования - дорогу, по которой осуществляется доступ к объектам недвижимости, принадлежащим третьим лицам.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "НефтеГазоТехнологии" также поступил отзыв, в котором просит решение суда от 27.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель главы КФХ Алексеева В.К., поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации и ООО "НефтеГазоТехнологии" в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно оспариваемому постановлению Администрации от 04.03.2021 N 314, рассмотрев заявление ООО "НефтеГазоТехнологии" о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.33, пп. 2 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", руководствуясь Уставом муниципального района Волжский Самарской области, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 07.05.2013 N RU 635070002013002, Администрация постановила:
1. Выдать ООО "НефтеГазоТехнологии", имеющему место нахождения: 443532, Самарская область, Волжский район, п. Верхняя Подстепновка, ул. Специалистов, д. 29А, ОГРП 1126311006690, ИНН/КПП 6311138490/633001001, разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, государственная собственность на который не разграничена, для строительства временных и вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства части линейного объекта федерального значения, местоположение: Самарская область, Волжский район, п. Просвет, на срок до 01.11.2022.
2. Установить, что лицо, указанное в пункте 1 настоящего постановления в соответствии со статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации обязано привести используемые на основании разрешения (приложение N 1 к настоящему постановлению) земли в состояние, пригодное для их использования в соответствии с видом разрешенного использования.
В случае, если использование земель на основании разрешения привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах используемых земель, необходимо в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания деятельности обеспечить разработку проекта рекультивации и приступить к рекультивации земель.
По завершению работ по рекультивации направить акт о рекультивации земель в адрес Администрации муниципального района Волжский Самарской области в трехдневный срок с момента его подписания.
3. Действие разрешения (приложение N 1 к настоящему постановлению) прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Уведомление о прекращении действия разрешения направляется (вручается) лицу, указанному в пункте 1 настоящего постановления в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу по адресу и способом, указанном в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, по результатам рассмотрения которого, принято настоящее постановление.
Согласно Разрешению на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приложение N 1 к оспариваемому постановлению) Администрация муниципального района Волжский Самарской области, руководствуясь статьями 39.33-39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешает использовать земельный участок с кадастровым номером 63:17:1402005:360, государственная собственность на который не разграничена, согласно указанным координатам характерных точек границ территории, без предоставления земельного участка и установления сервитута, для строительства временных и вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства части линейного объекта федерального значения, местоположение; Самарская область, Волжский район, п. Просвет, общая площадь предполагаемых к использованию земель составляет 18341,00 кв.м, сроком до 01.11.2022, указан каталог координат земельного участка площадью 18341,00 кв.м.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на Постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139, которым было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 18 341 кв.м. на основании заявления ООО "НефтеГазоТехнологии" (ООО "НГТ").
При этом 14.12.2018 глава КФХ Алексеев В.К. обратился в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением (вх. N 53312) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 570 кв.м. в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности в соответствии с положениями пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от 20.02.2019 N 29-55312-2 Администрация муниципального района Волжский сообщила об отказе в удовлетворении заявления главы КФХ Алексеева В.К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, указав, что ранее постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139 было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 18 341 кв.м. на основании заявления ООО "НГТ".
Заявитель ссылается на находящееся в производстве Арбитражного суда Самарской области дело N А55-13116/2019 по заявлению главы КФХ Алексеева В.К. о признании незаконным решения Администрации муниципального района Волжский Самарской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 20.02.2019 N 29-55312-2 и письме Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 15.03.2019 N 29-А-17/290(16), признании незаконным постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139 о согласовании схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании устранить нарушения прав и законных интересов Алексеева В.К. путем предварительного согласования предоставления в аренду Главе КФХ Алексееву В. К. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу Самарская область, р-н Волжский, п. Просвет, ул. Дорожная, д 2А, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению Алексеева В. К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 14.12.2018 N 55312.
По объяснениям заявителя, 18.12.2020 земельный участок, границы которого утверждены постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139, оспариваемым в деле N А55-13116/2019, был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:17:1402005:360.
Заявитель считает использование земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, границы которого утверждены постановлением Администрации N 139 от 19.02.2019, для которого данный участок используется ООО "НГТ", не соответствующими целевому назначению земель, установленному нормативными актами и указывает на то, что ООО "НГТ" уже фактически использует земельный участок с кадастровым номером 63:17:1402005:360 площадью 18341 кв.м. Начиная с 07.12.2018 Алексеев В.К. неоднократно обращался в Администрацию, Росреестр, органы прокуратуры и иные органы с заявлениями о незаконном самовольном занятии ООО "НГТ" указанного земельного участка. Заявитель также ссылается на проведенное административное обследование указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в ходе которого было установлено следующее: рассматриваемый земельный участок огражден колючей проволокой и профлистом; на территории участка расположена спецтехника (камазы, трактора, легковой транспорт); на территории участка осуществляется складирование строительных материалов (трубы, вагончики для проживания сотрудников, стройматериалы); рядом с территорией участка также расположены мобильные пункты проживания персонала, оборудованные световыми и телевизионными антеннами, а также расположена стоянка легкового транспорта. Заявитель указывает на подтверждение аналогичных фактов письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 11.02.2019 N 2-11/432, письмом Прокуратуры Волжского района Самарской области от 07.03.2019 N 227-812/227-ЗЗж-2019, а также заключением о результатах сбора информации об идентификации объекта от 25.01.2019, актом осмотра земельного участка от 31.01.2019, составленным старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области, ответом ПАО "Самараэнерго" от 31.01.2019.
Заявитель считает, что несмотря на факт установления администрацией самовольного занятия указанного земельного участка и возведение на нем самовольных построек, администрация не приняла никаких действий по его освобождению от незаконного занятия ООО "НГТ", наоборот, осуществила действия по легализации самовольного и незаконного использования ООО "НГТ" земельного участка путем утверждения постановления N 139 от 19.02.2019 о согласовании схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и постановке на кадастровый учет земельного участка.
Ссылаясь на сведения ЕГРЮЛ, заявитель обращает внимание на то, что основным видом деятельности ООО "НГТ" является строительство жилых и нежилых зданий, общество также осуществляет деятельность по строительству нефтепроводов и транспортировке нефтепродуктов. Спорный земельный участок используется ООО "НГТ" под промышленное производство, связанное со строительством нефтепроводов и хранением нефтепродуктов, на территории земельного участка незаконно возведен забор, располагаются сооружение для размещения персонала, крупногабаритные транспортные средства, металлом, мусор, трубопроводы, вагончики, объекты недвижимости. Заявитель указывает на то, что данный земельный участок не используется для осуществления сельскохозяйственной деятельности, ссылаясь на фотографии земельного участка и ответы Прокуратуры и Администрации муниципального района Волжский, Министерства сельского хозяйства Самарской области, заключение от 25.01.2019, акт осмотра от 31.01.2019, заключение кадастрового инженера.
Заявитель считает, что данные обстоятельства явно свидетельствуют о нарушении ООО "НГТ" допустимых видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, деятельность общества не соответствует целевому назначению земель, утвержденному Правилами землепользования и застройки сельского поселения Просвет муниципального района Самарской области со ссылкой на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А55-13116/2019. По мнению заявителя, фактическое и планируемое использование ООО "НГТ" земельного участка площадью 18 341 кв.м. противоречат целевому и разрешенному использованию земельного участка.
Заявитель считает разрешение на использование ООО "НГТ" земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360 площадью 18341 кв.м., для строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения противоречащим положениям закона.
Заявитель указывает на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, утвержденные постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области N 139 от 19.02.2019, включают в себя территории общего пользования - дорогу, по которой осуществляется доступ к объектам недвижимости, принадлежащим третьим лицам, ссылаясь на заключения кадастрового инженера от 22.10.2020, 25.01.2021, сведения "Публичной кадастровой карты", "Гугл карты", постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А55-13116/2019.
Ссылаясь на "Публичную кадастровую карту", согласно которой, иные земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:1404002:124 и 63:17:1404002:149 были образованы без наложения на дорогу, заявитель обращает внимание на то, что по заявлению ООО "НГТ" данная дорога была включена в границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, границы которого утверждены постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области N 139 от 19.02.2019 и в настоящее время проезд по данной дороге невозможен из-за наличия ограждения по периметру земельного участка, границы которого утверждены постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области N 139 от 19.02.2019.
По этой причине заявитель считает, что разрешение на использование ООО "НГТ" земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360 площадью 18341 кв.м., для строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения привело к невозможности доступа к объектам недвижимости, принадлежащим третьим лицам.
Глава КФХ Алексеев В.К. считает нарушенными его права оспариваемым постановлением Администрации N 314 от 04.03.2021, ссылаясь на отказ Администрации в удовлетворении заявления главы КФХ Алексеева В.К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 570 кв.м. в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности, с указанием на ранее предварительное согласованное постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2019 N 139 предоставление земельного участка площадью 18 341 кв.м. на основании заявления ООО "НГТ".
Ссылаясь на заключение кадастрового инженера от 22.10.2020, заявитель указывает на нахождение земельного участка площадью 16 570 кв.м. с координатами в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории Главы КФХ Алексеева В.К., в границах земельного участка, схема расположения на кадастровой территории которого утверждена постановлением Администрации муниципального района Волжский от 19.02.2019 N 139 на основании заявления ООО "НГТ", которое оспаривается в деле N А55-13116/2019.
КФХ Алексеев В.К. считает, что обладает преимущественным правом на формирование и оформление земельного участка, поскольку является главой КФХ, в связи с этим, 14.12.2018 Алексеев В.К. обратился в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (вх. N 53312) для осуществления сельскохозяйственной деятельности в соответствии с положениями пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и утвержденная постановлением от 19.02.2019 N 139 схема расположения земельного участка стала основанием для отказа в удовлетворении заявления Алексеева В.К. в предварительном согласовании предоставления земельного участка поскольку испрашиваемый Алексеевым В.К. земельный участок и спорный земельный участок, пересекаются.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, заявитель считает, что наличие заявлений юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка по заявлению КФХ в порядке, установленном подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 и ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.
В связи с этим заявитель считает, что действиями Администрации по созданию приоритета для ООО "НГТ" грубо нарушены требования подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 и ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, гарантирующие Алексееву В.К. как главе КФХ льготный порядок оформления земельного участка
Глава КФХ Алексеев В.К., таким образом, в рамках настоящего дела фактически оспаривает отказ Администрации в удовлетворении заявления главы КФХ Алексеева В.К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 570 кв.м. в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В обоснование возражений Администрация поясняет, что 16.02.2021 (вх. N 711) ООО "НефтеГазоТехнологии" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 775 от 16.02.2021) о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.
Заявление от 16.02.2021 и приложенные к данному заявлению документы в полном объеме соответствуют п.п. 3 п. 1 ст. 39.33 и п.п. 2 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ, определяющим случаи, основания и порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
По итогам рассмотрения указанного заявления Администрацией было вынесено оспариваемое постановление от 04.03.2021 N 314 "О выдаче разрешения на использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута" в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, государственная собственность на который не разграничена, для строительства временных и вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства части линейного объекта федерального значения, местоположение: Самарская область, Волжский район, п. Просвет, на срок до 01.11.2022. В качестве подтверждения строительства части линейного объекта федерального значения ООО "НефтеГазоТехнологии" была предоставлена выкопировка из Контракта NТПВ-4-01-47-21 от 13.01.2021, заключенного с АО "Транснефть-Приволга".
Администрация считает отсутствующими законные основания для оставления без удовлетворения заявления ООО "НефтеГазоТехнологии" от 16.02.2021 и оспариваемое постановление считает законным, права Главы КФХ Алексеева В.К. ненарушенными, т.к. границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360 были утверждены постановлением Администрации N 139 от 19.02.2019. Алексеев В.К. ссылается на то, что он неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о незаконном самовольном занятии данного земельного участка ООО "НГТ". Однако согласно п. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
03.10.2018 ООО "НГТ" обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения сельскохозяйственных угодий. По итогам рассмотрения вынесено постановление N 139 от 19.02.2019. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от главы КФХ Алексеева В.К. поступило 14.12.2018. (на 2 месяца позже заявления ООО "НГТ").
Поэтому Администрация считает, что на законных основаниях (п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ) приостановила рассмотрение данного заявления в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, частично пересекает схему расположения земельного участка, предоставленную ранее другим лицом, решение по заявлению которого еще не было принято. Позднее Администрацией было принято решение об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка ООО "НГТ", местоположение которой частично совпадает со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению главы КФХ Алексеев В.К. от 14.12.2018.
В связи с этим, заявление главы КФХ Алексеев В.К. от 14.12.2018 на основании п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ) считает правомерно оставленным без удовлетворения.
Довод главы КФХ Алексева В.К. о том, что он обладает преимущественным правом (льготным порядком) при формировании земельного участка и оформлении земельного участка как глава КФХ со ссылкой при этом на подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ Администрация считает ошибочным и не соответствующим данной норме права, поскольку указанная норма закона не предусматривает для кого-либо преимущественного права на формирование и оформление земельного участка, а предусматривает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов гражданам и юридическим лицам в особом порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
По объяснениям третьего лица ООО "НефтеГазоТехнологии", спорный земельный участок предоставлен в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.33 и пп. 2 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства от 27.11.2014 N 1244 для строительства временных и вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства части линейного объекта федерального значения. В соответствии с контрактом N ТПВ-4/01-47/21 от 13.01.2021, заключенного с АО "Транснефть-Приволга", ООО "НефтеГазоТехнологии" осуществляет строительно-монтажные работы на объекте N01-КРГЮ-301-005647 "Замена обратных клапанов, агрегатных задвижек, системы дренажа и откачки утечек магистральной насосной МН "Куйбышев-Лисичанск" НПС "Самара-2". Самарское РНУ. Техническое перевооружение". В целях подтверждения статуса объекта строительства (линейный объект федерального значения), ООО "НефтеГазоТехнологии" обратилось в АО "Транснефть-Приволга" с соответствующим запросом (Исх. N 5974-НГТ от 08.11.2021). В ответ на запрос о статусе объекта, АО "Транснефть-Приволга" пояснило (Исх. N ТПВ-02-32-11/53898 от 10.11.2021), что в соответствии с пунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 20.07.2017) "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ПАО "Транснефть" внесено в указанный Перечень. ПАО "Транснефть" является единственным акционером АО "Транснефть - Приволга", в собственности которого находится магистральный нефтепровод "Куйбышев-Лисичанск", что подтверждено записью в ЕГРН N 00-00/001-00/001/001/2015-190/1 от 14.10.2015.
Третье лицо обращает внимание на то, что объект магистральный нефтепровод "Куйбышев-Лисичанск" оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации и, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, относятся к объектам федерального значения. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права АА 001424 от 14.10.2015, магистральный нефтепровод "Куйбышев -Лисичанск" является линейным сооружением.
Оспариваемое постановление N 314 от 04.03.2021 Администрации о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360, государственная собственность на который не разграничена, третье лицо считает законным и обоснованным.
Доводы главы КФХ Алексеева В.К. при принятии обжалуемого решения об отказе заявителю в его требованиях суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Судом первой инстанции верно отмечено, что указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 39.34 Земельного кодекса РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока;
5) в целях возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком.
Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
В течение десяти дней со дня выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган направляет копию этого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.
В обжалуемом решении правильно указано на то, что по смыслу закона использование лицом земель без предоставления носит временный характер и в наименьшей степени защищено по сравнению с правами лица на земельный участок, который был предоставлен в собственность, аренду, безвозмездное пользование или обременен сервитутом.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 30.07.2020) утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Основания отказа в выдаче разрешения указаны в п. 9 Правил.
В частности, решение об отказе принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
При этом в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил, что прямо предусмотрено п. 10 Правил.
Согласно п. 3 Правил заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Как указано в п.п. 4 и 5 Правил, к заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости); могут быть приложены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр; г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил в случае, если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Администрацией в установленном порядке рассмотрено заявление ООО "НефтеГазоТехнологии" и на законных основаниях вынесено оспариваемое постановление, тогда как доводы и возражения Главы КФХ Алексеева В.К. по сути сводятся к его несогласию с отказом Администрации в удовлетворении заявления главы КФХ Алексеева В.К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 570 кв.м. в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности (рассматривается в рамках дела N А55-13116/2019).
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что поданное ООО "НефтеГазоТехнологии" заявление о выдаче разрешения на использование земель соответствует требованиям пунктов 3 - 5 Порядка и условий, касающихся перечня документов, прилагаемых к заявлению и сведений, указываемых в заявлении, при этом перечень оснований для отказа является исчерпывающим, наличие оснований, указанных в пункте 10 указанного Порядка, не установлено, судом первой инстанции на основании ч. 4 ст. 200 АПК РФ сделан обоснованный вывод о соответствии закону постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 04.03.2021 N 314.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что ООО "НГТ" не представило документы, обосновывающие и подтверждающие вспомогательный характер использования земельного участка по отношению к строительству, реконструкции линейного объекта федерального, регионального или местного значения, а Администрация муниципального района Волжский Самарской области не проверила данное условие, суд апелляционной инстанции отклоняет в связи со следующим.
ООО "НефтеГазоТехнологии" были выполнены требования действующего законодательства, а у Администрации отсутствовали правовые основания для оставления без удовлетворения заявления ООО "НефтеГазоТехнологии" от 16.02.2021 г.
При этом права Главы КФХ Алексеева В.К. не были нарушены. Границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:1402005:360 были утверждены Постановлением Администрации N 139 от 19.02.2019. Алексеев В.К. ссылается на то, что он неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о незаконном самовольном занятии данного земельного участка ООО "НефтеГазоТехнологии".
Однако, согласно п. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании представления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от Главы КФХ Алексеева В.К. поступило 14.12.2018 г. (на 2 месяца позже заявления ООО "НефтеГазоТехнологии").
Предположение Главы КФХ Алексева В.К. о том, что он обладает преимущественным правом (льготным порядком) при формировании земельного участка и оформлении земельного участка как Глава КФХ и ссылка при этом на подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ является ошибочным и не соответствует данной норме законодательства, поскольку указанная норма закона не предусматривает для кого-либо преимущественного права на формирование и оформление земельного участка, а предусматривает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов гражданам и юридическим лицам в особом порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Довод подателя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:1402005:360 располагается в территориальной зоне Cx1 не соответствует действительности. Решением Собрания Представителей сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области от 17.04.2018 N 126/1 внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные решением Собрания Представителей сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области от 26.12.2013 N 146. Согласно данным изменениям, земельный участок с кадастровым номером 63:17:1402005:360 располагается в территориальной зоне Сх2 "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения", предназначенной для размещения машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства. Кроме того, данная информация подтверждается ответом Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 17.12.2021 N 12-738.
Ссылку подателя жалобы на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А55-13116/2019 арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной, поскольку решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2019 и указанное постановление отменены кассационной инстанцией 23.03.2020, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. В текущее время указанное дело судом первой инстанции повторно не рассмотрено.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие главы КФХ Алексеев В.К. с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года по делу N А55-16126/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16126/2021
Истец: Глава КФХ Алексеев Вячеслав Константинович
Ответчик: Администрация Волжского района Самарской области
Третье лицо: ООО "НефтеГазоТехнологии", Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"