г. Хабаровск |
|
23 марта 2022 г. |
А73-5346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью ТК "Русгруз": Колбунова М.И. по доверенности от 08.09.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Аспект": Куцева О.В. по доверенности от 14.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТК "Русгруз" на решение от 19.11.2021 по делу N А73-5346/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью ТК "Русгруз" к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Аспект" о взыскании 797 054 руб. 11 коп.; третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Максима Логистик", акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1", общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "100 Чудес", акционерное общество "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат", открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью ТК "Русгруз" (далее - ООО ТК "Русгруз", истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Аспект" (далее - ООО "ДВ-Аспект", ответчик) о взыскании убытков в размере 787 054,11 руб., понесенных в результате повреждения вагона N 52634821, сошедшего с пути необщего пользования, принадлежащего ответчику.
Исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-5346/2021, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Максима Логистик" (далее - ООО "Максима Логистик"), акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" (далее - АО "ВРК-1).
Определением от 04.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Определениями от 22.06.2021, 04.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "100 Чудес" (далее - ООО "ТД "100 Чудес"), акционерное общество "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" (далее - АО "ХЗПК"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением от 19.11.2021 суд отказал в удовлетворении иска про делу N А73-5346/2021.
Определением от 29.12.2021 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу истца на вышеназванное решение.
Считая решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска, апеллянт выразил несогласие с выводами суда первой инстанции о недоказанности истцом обстоятельств, на которые он ссылался в обоснование своего требования. В апелляционной жалобе с дополнениями апеллянт повторил все ранее заявленные в деле доводы и аргументы, считает ненадлежащей оценку судом первой инстанции доказательств, которые, по мнению апеллянта, на самом деле подтверждают противоправное виновное поведение ответчика, послужившее причиной схода вагона с путей, повреждению вагона и, как следствие, к убыткам в виде восстановительного ремонта.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с апелляционной жалобой, просил решение оставить без изменения.
ОАО "РЖД" в отзыве выступило на стороне апеллянта.
Другие третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато судом в составе: председательствующий судья Тищенко А.П., судьи Мильчина И.А., Харьковская Е.Г.
Рассмотрение жалобы откладывалось определениями от 27.01.2022, 17.02.2022.
Определением суда от 14.03.2022 судья Харьковская Е.Г. заменена на судью Сапрыкину Е.И., в связи с этим в судебном заседании 17.03.2022 апелляционная жалоба была рассмотрена с самого начала.
В судебном заседании представители сторон поддержали апелляционную жалобу и отзыв на нее соответственно. Третьи лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности решения, обоснованности доводов лиц, участвующих в деле.
Поводом для предъявления иска послужили следующие обстоятельства.
На основании договора возмездного оказания услуг N 481/К/МЛ-17 от 09.11.2017, заключенного с ООО "Максима Логистик", ООО ТК "Русгруз" был предоставлен вагон N 52634821, который в последующем передан в пользование ООО "Третьяковский элеватор" для перевозки грузов.
Согласно транспортной железнодорожный накладной N в0947919 груз в вагоне N 52634821 принят к перевозке на станции Третьяково Кзх.ж.д. у ООО "Третьяковский элеватор" (грузоотправитель) назначением на станцию Хабаровск 2 ДВост.ж.д в адрес грузополучателя АО "ХЗПК". Вагон прибыл на станцию назначения 12.04.2020 и подан грузополучателю под выгрузку.
При подаче вагона под выгрузку грузополучателю 13.04.2020 в 15 час. 42 мин. мск.вр. при вытягивании вагонов локомотивом вперед на пути необщего пользования ООО "КРГ-Холод" (правопредшественник ООО "ДВ-Аспект") произошел сход первой и третьей колесных пар вовнутрь колеи по ходу движения. Факт повреждения вагона зафиксирован актом о повреждении вагона от 13.04.2020, подписанным представителями перевозчика и владельца пути ООО "КРГ-Холод". В протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Хабаровск II от 14.04.2020 N ДВДСХАБ2-304/пр указано, что причиной схода вагона послужило неудовлетворительное содержание пути - уширение колеи более 1 548 мм, материальный ущерб за восстановление технического состояния вагона N 52634821 предоставить предприятию ООО "КРГ-Холод".
Повреждения вагона были устранены АО "ВРК-1", что подтверждается актом о выполненных работах N 2851 от 26.05.2020, расчетно-дефектной ведомостью от 26.05.2020, дефектной ведомостью от 26.05.2020, техническим паспортом вагона от 26.05.2020, счетами-фактурами N 0105491/05000211/0002 от 26.05.2020 на сумму 28 012,69 руб., N 3/136 от 15.05.2020 на сумму 950 000 руб., товарной накладной N 3/136 от 15.05.2020, актами приема-передачи от 15.05.2020 на сумму 450 000 руб., от 15.05.2020 на сумму 500 000 руб. Оплата выполненных работ и материалов осуществлена ООО "Максима Логистик" платежными поручениями N 9706 от 11.06.2020 на сумму 28 012,69 руб. за текущий ремонт, и N 9423 от 27.05.2020 на сумму 950 000 руб. за приобретение материалов.
Согласно акту выбраковки узлов и деталей грузового вагона, поступившего в ремонт, и акту замены и установки узлов деталей грузового вагона, поступившего в ремонт, в ходе ремонта были сняты неисправные 4 боковые рамы и 2 надрессорные балки, 3 колесных пары, вместо них на вагон установлены исправные б/у детали.
02.07.2020 в адрес ООО ТК "Русгруз" от ООО "Максима Логистик" поступила претензия с учетом дополнения к претензии (исх.300604 от 30.06.2020) о взыскании суммы убытков в сумме 787 054,11 руб. ООО ТК "Русгруз" частично возместило понесенные ООО "Максима Логистик" расходы и произвело оплату в размере 443 400 руб. Оставшиеся денежные средства в размере 343 654,11 руб. должны быть погашены до 31.05.2021 в соответствии с достигнутым между ними соглашением.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.12.2020 объект недвижимости - железнодорожный путь необщего пользования, кадастровый номер 27:23:0050605:228, протяженностью 779-м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, 17, - принадлежит на праве долевой собственности ООО ТД "100 Чудес" (9/100 доли) и ООО "ДВ-Аспект" (91/100 доли).
01.01.2019 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "КРГ-Холод" (Владелец, правопредшественник ООО "ДВ-Аспект") заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "КРГ-Холод", примыкающего к железнодорожной станции Хабаровск-2, сроком действия с 01.01.2019 по 02.12.2023 (далее - договор).
Данный договор регулирует отношения сторон по осуществлению подачи, расстановке на места погрузки, выгрузки, и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 6 к железнодорожному пути необщего пользования Ветка Кривая железнодорожной станции Хабаровск-2, локомотивом Перевозчика.
28.12.2020 ООО ТК "Русгруз" в адрес ООО "ДВ-АСПЕКТ" направлена претензия исх. 17/122020 от 12.12.2020 с требованием возместить убытки, возникшие в связи с повреждением вагона. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции правильно установил вышеизложенные обстоятельства, предшествовавшие подаче иска. При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения N 45 от 18.06.2003, действовавших на дату схода вагона (далее - Правила N 45). Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исследовал по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, пришел к выводу о недоказанности истцом по правилам статьи 65 АПК РФ вины и противоправного поведения ответчика, об отсутствии причинной связи между поведением ответчика и наступившими для истца последствиями.
Суд апелляционной инстанции по результату повторного рассмотрения дела по имеющимся доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле, не установил наличие предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для изменения или отмены судебного акта в связи со следующим.
Согласно статье статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из указанной нормы ГК РФ и положений статьи 65 АПК РФ следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, противоправность поведения причинителя и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
В соответствии со статьей 16 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность (пункт 1).
В силу пунктов 6.1, 6.2 Правил N 45 во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
Пунктом 6.3 Правил N 45 предусмотрено, что акт о повреждении вагона подписывается не менее чем двумя уполномоченными представителями перевозчика, участвующими в его составлении, и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, другими юридическими или физическими лицами, виновными в повреждении вагона.
Согласно пункту 6.7 Правил N 45, в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимости ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Если вагон поврежден при столкновении, сходе или крушении, то в акте о повреждении вагона в строке "Дополнительные данные" указывается величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта. Данный акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба.
Статьей 68 АПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В обоснование своего требования, вины и противоправности поведения ответчика истец представил в дело акт по форме ВУ-25 от 13.04.2020, в котором указана причина повреждения вагона - неудовлетворительное содержание пути.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, акт не содержит конкретных причин повреждений вагона, объема работ и видов необходимого ремонта, стоимости поврежденных деталей и восстановления вагона.
В нарушение пункта 6.3 Правил N 45 в акте проставлена подпись одного представителя перевозчика, отсутствуют подписи представителей грузоотправителя и грузополучателя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что акт от 13.04.2020 составлен с грубым нарушением Правил N 45, при наличии которых невозможно, в первую очередь, определить конкретные причины схода вагона, какие действия ответчика привели к сходу вагона, причинению ущерба его владельцу.
Судом установлено, что до даты схода спорного вагона железнодорожные пути необщего пользования находились в надлежащем техническом состоянии, использовались ответчиком для подачи и уборки вагонов, прибывающих в его адрес, иные факты схода вагонов не зафиксированы.
Представленный истцом протокол совещания у начальника железнодорожной станции Хабаровск II от 14.04.2020 N ДВДСХАБ2-304/пр в силу Правил N 45, статьи 68 АПК РФ не является документом, который служит основанием для взыскания с виновного лица причиненного ущерба.
В протоколе от 14.04.2020 N ДВДСХАБ2-304/пр изложены недостоверные сведения о фактических обстоятельствах схода вагона, а именно указание на подачу спорного вагона на путь необщего пользования ООО "КРГ-Холод" под выгрузку. Протокол содержит ничем не подтвержденную запись, которая должна быть отражена в акте: уширение колеи более 1 548 мм, при отсутствии данной причины в акте о повреждении вагона по форме ВУ-25 от 13.04.2020. При этом отсутствуют сведения о проведенных измерениях, об использованном измерительном приборе, его поверке, о результатах измерений, о времени и лицах, проводивших измерения.
Протокол совещания подписан только представителем перевозчика, подписи иных лиц, в том числе представителя владельца пути необщего пользования, отсутствуют. Доказательства направления протокола совещания в адрес ООО "КРГ-Холод" не представлены. Отсутствуют доказательства участия представителя ООО "КРГ-Холод" в совещании.
Таким образом, судом первой инстанции правильно признаны акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 от 13.04.2020, протокол совещания у начальника железнодорожной станции Хабаровск II от 14.04.2020 N ДВДСХАБ2-304/пр недопустимыми и недостоверными доказательствами в подтверждение вины и противоправности поведения ответчика.
Вышеизложенное свидетельствует о недоказанности истцом вины и противоправности поведения ответчика, причинной связи между поведением ответчика и наступлением последствий, на которые сослался истец. Доводы апеллянта об обратном, о доказательственной силе акта и протокола подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам и положениям нормативных актов. Ссылки истца на судебную практику и правовые позиции по другим делам, имеющим иные фактические обстоятельства, отклонены судом апелляционной инстанции. Довод апеллянта о том, что недостатки и нарушения составления акта не исключают удовлетворение иска, отклоняются, поскольку такие недостатки и нарушения допущены не ответчиком, а лицами, ответственными за составление акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не возвращается и не возмещается в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.11.2021 по делу N А73-5346/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5346/2021
Истец: ООО ТК "Русгруз"
Ответчик: ООО "ДВ-Аспект"
Третье лицо: АО "Вагонная ремонтная компания-1", АО "ВРК-1", АО "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Торговый дом "100 Чудес", ОАО Станция Хабаровск-2 "РЖД", ООО "Максима Логистик"