г. Хабаровск |
|
20 февраля 2024 г. |
А37-1893/2023 |
Резолютивная часть постановления от 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана
на решение от 08.12.2023
по делу N А37-1893/2023
Арбитражного суда Магаданской области
по иску Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
о взыскании 3 286 253 руб. 46 коп.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана (ОГРН 1114910004241, ИНН 4909111731, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением о взыскании с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148, далее - ответчик, ПАО "Магаданэнерго") задолженности по арендной плате за период с 01.10.2020 по 30.04.2023 в размере 3 232 862 руб. 81 коп., пени за период с 10.11.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 09.06.2023 в размере 53 390 руб. 05 коп., всего 3 286 253 руб. 46 коп.
Решением суда от 08.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность, обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по апелляционной жалобе истца, который, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, просит решение суда от 08.12.2023 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается на то, что в перечне объектов местного значения муниципального образования "Город Магадан" (приложение N 1 к решению Магаданской городской Думы от 25.08.2022 N 60-Д), к полномочиям которого отнесена, в том числе организация в границах городского округа теплоснабжения населения, объекты автоподъезд, золоотвал, карьер, расположенные на спорных земельных участках, не указаны; кроме того, спорные земельные участки относятся к участкам, в отношении которых государственная собственность не разграничена, соответственно, в рассматриваемой ситуации при расчете арендной платы за указанные земельные участки не подлежат применению ставки арендной платы, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ N 347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов".
ПАО "Магаданэнерго" с доводами жалобы не согласно, мотивированно возражает, ссылаясь на их несостоятельность, просит жалобу оставить без удовлетворения.
В силу статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о судебном процессе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.08.2001 между ПАО "Магаданэнерго" в лице филиала "Магаданская ТЭЦ" (далее - арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Магадана (правопреемником которого является Департамент имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана, далее - арендодатель) заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд, государственная собственность на которые не разграничена N АН-49-09-03-04871 (л.д. 5-18 т.1).
В соответствии с условиями договора арендатору переданы в пользование земельные участки из земель населенных пунктов: площадью 14 122 кв.м, с кадастровым номером 49:09:0000000:6 под автоподьезд; площадью 678 859 кв.м, с кадастровым номером 49:09:031506:1 под золоотвал; площадью 148 449 кв.м, с кадастровым номером 49:09:031014:30 под карьер, расположенные по адресу (имеющие адресные ориентиры): г. Магадан, пойма ручья Темного.
Срок действия договора неоднократно продлевался и истек 30.06.2020.
На основании пунктов 2.3 и 2.4 раздела 2 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 21.09.2010) арендатор принял на себя обязательство внесения арендной платы за пользование земельным участком ежемесячно в размере 1/12 от годовой арендной платы за землю, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, за декабрь - не позднее 25 декабря текущего года.
Согласно пункту 6.1 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 21.09.2010), при нарушении пункта 2.4 договора арендатор уплачивает арендодателю пеню в размере 0,01 % арендной платы в месяц, за каждый день просрочки платежа, начиная с 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Из искового заявления следует, что за период с 01.10.2020 по 30.04.2023 по указанному договору аренды образовалась задолженность в размере 3 232 862 руб. 81 коп., неоплата которой, а также соответствующих пени послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 7 порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп, размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов, предусмотренных положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для осуществления пользования недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Согласно пункту 5 названных Правил в редакции, действовавшей до 17.09.2020, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвитие РФ), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений; трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, Минэкономразвитие РФ приказом от 18.06.2013 N 347 утвердило ставку арендной платы в размере 1,6% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 5 указанных Правил в редакции, действующей с 17.09.2020, предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
При этом пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 582 установлено, что до утверждения Росреестром соответствующих ставок арендной платы, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Минэкономразвития РФ по состоянию на дату вступления в силу данного постановления.
Как верно указал суд со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 21.06.2023 N 307-ЭС22-29274 по делу N А56-76483/2020, поскольку до настоящего времени ставки арендной платы Росреестром не утверждены, при определении арендной платы за все публичные земли, занятые тепловыми станциями и обслуживающими их объектами, следует руководствоваться ставками арендной платы, утвержденными Приказом N 347.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в соответствии с постановлением от 07.04.2015 N 1333 мэрией города Магадана ПАО "Магаданэнерго" определено единой теплоснабжающей организацией в границах зоны обслуживания филиала "Магаданская ТЭЦ", осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде на территории муниципального образования "Город Магадан" (л.д.151 т.1).
Согласно утвержденной постановлением мэрии города Магадана от 20.06.2014 N 2219 и актуализированной постановлением от 30.06.2023 N 1855-пм схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" на 2014-2029 годы, теплоснабжение муниципального образования "Город Магадан" обеспечивается, главным образом, филиалом ПАО "Магаданэнерго" Магаданская ТЭЦ, являющейся единственным централизованным источником теплоснабжения в городе Магадане.
Для общества доходность от деятельности по производству электрической и тепловой энергии является регулируемой, что подтверждается приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 N 46-2/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Магаданэнерго" на 2019-2023 годы".
При этом вмешательство государства в ценообразование общества дает ему право на использование компенсационных механизмов, установленных законодательством. Одним из таких механизмов является установление предельных ставок арендной платы по отдельным видам землепользования.
Предельная ставка арендной платы установлена упомянутым выше приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 N 347 в размере 1,6% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и установив, что арендованные земельные участки предоставлены под объекты (автоподъезд, золоотвал, карьер), предназначенные для обслуживания энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (Магаданской ТЭЦ), суд пришел к выводу о том, что истцом неверно определен размер арендной платы в силу того, что при расчете арендной платы за спорные земельные участки применялась иная ставка арендной платы, нежели ставка, предусмотренная приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 N 347.
По расчетам суда размер ежегодной арендной платы за предоставленные земельные участки с кадастровыми номерами 49:09:031506:1, 49:09:000000:6, 49:09:031014:30, исходя из формулы: А = В х 1.6 %, где А - величина годовой арендной платы, В - кадастровая стоимость земельного участка, указанная в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 1,6 % - ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 приказа Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 N 347, составил: за 2020 год - 385 173 руб. (ежемесячно 1/12 от годового размера - 32 097 руб. 75 коп.); за 2021 год - 385 173 руб. (ежемесячно 1/12 от годового размера - 32 097 руб. 75 коп.); за 2022 год - 429 008 руб. 43 коп. (ежемесячно 1/12 от годового размера - 35 750 руб. 71 коп.); за 2023 год - 306 968 руб. 11 коп. (ежемесячно 1/12 от годового размера - 25 580 руб. 68 коп.), при этом общая сумма арендной платы за период с 01.10.2020 по 30.04.2023 составила 1 012 797 руб. 41 коп., которая в полном объеме перечислена арендодателю, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (л.д. 6-37 т.2) и не отрицается истцом.
Таким образом вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате по договору аренды от 08.08.2001 N АН-49-09-03-04871 за указанный период в заявленном размере (3 232 862 руб. 81 коп.) является правомерным.
Суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами суда, установленными обстоятельствами дела, оценкой имеющихся доказательств, что не является основанием для отмены принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2023 по делу N А37-1893/2023 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1893/2023
Истец: департамент имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана
Ответчик: ПАО "Магаданэнерго"