город Томск |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А67-6116/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-961/2022) федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области" на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6116/2021 (судья Воронина С.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, Томская область, Томск город, Елизаровых улица, 79/2, ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664)
к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области" (634012, Томская область, Томск город, Елизаровых улица, 48, ИНН 7017311127 ОГРН 1127017020382),
третье лицо: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (ИНН 7018016237, ОГРН 1027000873767, 634012, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, 48, к.10),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Симкина Т.Э., доверенность от 01.01.2022,
от ответчика: Олехнович Е.Н., доверенность от 10.01.2022,
от третьего лица: Олехнович Е.Н., доверенность от 03.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал", общество) обратилось к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области" (далее - ЦХиСО УМВД по Томской области, учреждение) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 915 316 руб. 12 коп. задолженности за негативное воздействие на централизованные сети за период с августа 2020 г. по май 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее - УМВД России по Томской области).
Решением от 29.12.2021 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ЦХиСО УМВД по Томской области в апелляционной жалобе просит решение отменить. В обоснование указано следующее: истцом не доказано, что сточные воды, принимаемые от ответчика в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, в связи с чем, в условиях отсутствия факта наличия загрязняющих веществ, обязанность для ответчика компенсировать расходы, не наступает; доказательствы наличия исключительного случая, послужившего основанием для начисленная размер платы за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения и имеющего особо важное значение для функционирования всей системы водоотведения, ответчиком не представлены.
ООО "Томскводоканал" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между ООО "Томскводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" (абонент) подписан государственный контракт N 9-2128 (далее - контракт), согласно п. 1.1 которого, ООО "Томскводоканал" обязуется подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется производить оплату за холодную (питьевую) воду и (или) питьевую (речную) воду; организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Срок оказания услуг в соответствии с пунктом 2.1 контракта с 01.12.2019 по 30.11.2021.
Согласно пункту 4.3.6 контракта абонент обязан производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Ответчик осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему канализации, которой владеет истец на основании договора аренды жизнеобеспечивающих систем г. Томска от 18.12.2010.
Принадлежащие учреждению здания, расположенное по адресам, указанным в пункте 1.3 контракта имеют объем водоотведения менее 30 куб. м в сутки, вследствие чего, общество производило расчет платы за негативное воздействие ежемесячно по соответствующей формуле пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 за период с августа 2020 г. по май 2021 г. на сумму 915 316 руб. 12 коп.
Неисполнение требования об оплате задолженности, выраженного в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности произведенных истцом начислений платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил факт оказания обществом учреждению услуг водоснабжения и водоотведения, их объем и стоимость, наличия обязанности по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с августа 2020 г. по май 2021 г., в связи с чем пришли к обоснованному выводу о возникновении на стороне учреждения спорной задолженности. При отсутствии в материалах дела доказательств исполнения учреждением указанной обязанности в полном объеме, суд правомерно удовлетворил исковые требования истца, взыскав с учреждения 915 316 руб. 12 коп.
Доводы заявителя относительно отсутствия факта наличия загрязняющих веществ являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены со ссылкой на пункт 123(4) Правил N 644.
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В рассматриваемом случае учреждение не подавало деклараций о составе и свойствах сточных вод, обратного в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
Указанным решением отмечается, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, не оспаривается участниками спора, объем сбрасываемых сточных вод абонента за период с августа 2020 г. по май 2021 г. составил менее 30 куб. м в сутки, что не оспаривается абонентом, в связи с чем, в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 учреждению предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с августа 2020 г. по май 2021 г. в сумме 915 316 руб. 12 коп.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о доказанности наличия правовых оснований для взыскания с ЦХиСО УМВД по Томской области задолженности по оплате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Подателем жалобы заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ЦХиСО УМВД по Томской области освобождено от оплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С ответчика взыскивалась не государственная пошлина, а расходы истца по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6116/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6116/2021
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области"
Третье лицо: УМВД России по Томской области