город Омск |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А70-14570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-994/2022) общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Строительная компания Регион" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2021 по делу N А70-14570/2021 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-Строительная компания Регион" (ОГРН: 1127232039769, ИНН: 7207023014, адрес: 627017, город Ялуторовск, улица Лизы Чайкиной, дом 48, строение 1, помещение 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН: 1077203060230, ИНН: 7204117779, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тюменской области (ОГРН: 1047200279708, ИНН: 7207007527, адрес: 627013, город Ялуторовск, улица Комсомольская, дом 11), об оспаривании требования об уплате налогов (пеней, штрафов) от 27.01.2021 N 1066, решения о взыскании налогов за счет денежных средств от 20.02.2021 N 520, решения о взыскании налогов за счет имущества от 02.03.2021 N 720700152.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-Строительная компания Регион" ООО "ТСК Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "ТСК Регион") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области (далее - ответчик, инспекция, МИФНС России N 14 по Тюменской области) об оспаривании требования об уплате налогов (пеней, штрафов) от 27.01.2021 N 1066, решения о взыскании налогов за счет денежных средств от 20.02.2021 N 520, решения о взыскании налогов за счет имущества от 02.03.2021 N 720700152.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 8 по Тюменской области (далее - МИФНС России N 8 по Тюменской области).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2021 по делу N А70-14570/2021 от 30.11.2021 по делу N А70-14570/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, выражая несогласие с выводом первой инстанции о том, что, требование от 27.01.2021 N 1066 направлено инспекцией в адрес ООО "ТСК Регион" в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании достоверной информации о выявленной в результате выездной налоговой проверки недоимке, указал следующее: решение МИФНС России N 8 по Тюменской области от 07.10.2020 N 09-09/8, на основании которого вынесено оспариваемо требований, принято с нарушением статей 89, 100, 101 НК РФ в части несоблюдения инспекцией срока проведения проверки, правил приостановления и возобновления выездной проверки в связи справка об окончании проверки вынесено 07.08.2019, то есть спустя 7 месяцев и 23 дня, после даты фактического окончания выездной проверки; МИФНС России по Тюменской области N 8 допустило произвольное продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки, не располагая при этом объективными причинами для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки, что привело к затягиванию процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесению решения о привлечении общества к ответственности.
Податель жалобы считает, что нарушение процессуальных сроков не влечет увеличение сроков для принятия мер принудительного взыскания, следовательно, вынесенные решения в рамках статей 46, 47 НК РФ на основании не исполненного требования, выставленного за рамками установленного НК РФ срока, не соответствуют налоговому законодательству.
МИФНС России N 14 по Тюменской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До начала судебного заседания от ООО "Транспортно-Строительная компания Регион" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
На основании решения заместителя начальника МИФНС России N 8 по Тюменской области от 13.09.2018 N09-09/3 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 в отношении ООО "ТСК Регион".
Решением МИФНС России N 8 по Тюменской области от 07.10.2020 N 09-09/8 по результатам выездной налоговой проверки заявителю доначислено 28 380 047,15 руб., из которых налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 8 526 849,59 руб., пени по НДС в размере 4 001 473,77 руб., штраф по НДС в размере 264 256,50 руб., налог на прибыль организаций в сумме 9 838 623 руб., в том числе по эпизоду с контрагентами (статя 54.1 НК РФ) в размере 9 474 276 руб., по эпизоду ООО "Комета" в размере 364 346 руб., пени по налогу на прибыль по статье 54.1 НК РФ в размере 5 217 966,67 руб., штраф по налогу на прибыль по статье 54.1 НК РФ в размере 312 177,70 руб., пени в соответствии со статьей 75 НК РФ по налогу на прибыль в размере 200 482,62 руб., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 18 217,30 руб.
Не согласившись с принятым инспекцией решением от 07.10.2020 N 09-09/8 ООО "ТСК Регион" обратилось в УФНС России по Тюменской области с апелляционной жалобой от 13.11.2020 N 259, по результатам рассмотрения которой оспариваемое решение оставлено в силе.
Полагая, что решение от 07.10.2020 N 09-09/8 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права общества, ООО "ТСК Регион" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.06.2021 по делу N А70-6799/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 решение суда первой инстанции по делу N А70-6799/2021 оставлено без изменения.
Решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Тюменской области от 07.10.2020 вступило в силу 18.01.2021.
На основании пункта 2 статьи 70 НК РФ ИФНС России N 8 по Тюменской области 27.01.2021 выставлено заявителю требование N 1066, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 12.02.2021 уплатить налоги, пени, штраф, доначисленные решением от 07.10.2020.
В связи с неисполнением заявителем в добровольном порядке требования N 1066 в полном объеме инспекцией в сроки, установленные статьями 46 и 47 НК РФ, принято решения от 20.02.2021 N 520 на сумму 28 401 413,92 руб.
02.03.2021 ИФНС России N 8 по Тюменской области в соответствии со ст. 47 НК РФ принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N720700152, на основании которого вынесено и направлено в службу судебных приставов соответствующее постановление от 02.03.2021 N 720700332.
Не согласившись с требованием от 27.01.2021 N 1066, решением от 20.02.2021 N 520 и от 02.03.2021 N 720700152, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 30.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из положений пункта 1 статьи 10, статей 87, 101 НК РФ следует, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога устанавливается налоговым органом в ходе производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах - по итогам проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов с учетом поступивших от налогоплательщика возражений.
В силу статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. На основании вступившего в силу решения направляется требование об уплате налога.
В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (пункт 1 статьи 101.2 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1 статьи 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 2, 3 статьи 69 НК РФ).
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
Из вышеуказанных положений НК РФ следует, что принудительное внесудебное взыскание налогов, пени, штрафа - процедура, состоящая из взаимосвязанных этапов, подлежащих последовательной реализации, то есть инициировать процедуру принудительного взыскания возможно только после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) и при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) и неуплаты налогоплательщиком в установленный срок соответствующих сумм налоговых платежей и санкций.
Соответственно, определяющим для порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени, штрафа является направление требования об уплате налогов, пени, штрафа как первоначальный этап взыскания, связанный со вступлением решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу.
Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, а именно, обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (статья 46 НК РФ), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 НК РФ).
Из положений статьи 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
К пеням и штрафам применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Системное толкование упомянутых статей НК РФ позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.
Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
При этом до взыскания задолженности и пени в бесспорном порядке, установленном статьями 46 и 47 НК РФ, налоговый орган обязан направить требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением МИФНС России N 8 по Тюменской области от 07.10.2020 N 09-09/8 у ООО "ТСК Регион" имеется задолженность по обязательным платежам перед Российской Федерацией в размере 28 380 047,15 руб., из которых НДС в размере 8 526 849,59 руб., пени по НДС в размере 4 001 473,77 руб., штраф по НДС в размере 264 256,50 руб., налог на прибыль организаций в сумме 9 838 623 руб., в том числе по эпизоду с контрагентами (статя 54.1 НК РФ) в размере 9 474 276 руб., по эпизоду ООО "Комета" в размере 364 346 руб., пени по налогу на прибыль по статье 54.1 НК РФ в размере 5 217 966,67 руб., штраф по налогу на прибыль по статье 54.1 НК РФ в размере 312 177,70 руб., пени в соответствии со статьей 75 НК РФ по налогу на прибыль в размере 200 482,62 руб., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 18 217,30 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.06.2021 по делу N А70-6799/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 отказано в удовлетворении требования ООО "ТСК Регион" о признании незаконным решения инспекции от 07.10.2020 N 09-09/8.
Поскольку вынесенное по результатам выездной налоговой проверки решение от 07.10.2020 N 09-09/8 вступило в силу 18.01.2021, то в силу пункта 2 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику не позднее 15.02.2021.
В соответствии с Положением о МИФНС России N 14 по Тюменской области, утвержденным приказом УФНС России по Тюменской области от 30.09.2020 N01-05/159@, Инспекция осуществляет взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам (пп. 6.2.1).
Регламентом взаимодействия МИФНС России N 14 по Тюменской области с ИФНС России Тюменской области, утвержденным приказом УФНС России по Тюменской области от 30.10.2020 N 01-05/176@, установлено, что сотрудниками МИФНС России N14 по Тюменской области реализуется осуществление функций по управлению долгом на территории Тюменской области (п. 1.5).
МИФНС России N 14 по Тюменской области в соответствии со статьей 69 НК РФ) сформировано и направлено в адрес ООО "ТСК Регион" требование об уплате налога, пени, штрафа от 27.01.2021 N 1066 на сумму 28 402 968,02 руб. со сроком исполнения до 12.02.2021.
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ 20-дневный срок, направления требования налоговым органом соблюден, требование от 27.01.2021 N 1066 направлено в адрес общества почтовым отправлением 05.02.2021 согласно реестру отправки и получено 09.02.2021 по данным сайта Почта России, почтовый идентификатор 80085257881899.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в связи с истечением срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа инспекцией вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 20.02.2021 N 520 на сумму 28 401 413,92 руб.
В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании от 20.02.2021 N 520 в соответствии со статьей 76 НК РФ налоговым органом приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.
02.03.2021 Инспекцией в соответствии со статьей 47 НК РФ принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 720700152, на основании которого вынесено и направлено в службу судебных приставов соответствующее постановление от 02.03.2021 N 720700332.
10.03.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 59182229 на общую сумму 25 534 322,68 руб.
Таким образом, требование от 27.01.2021 N 1066 направлено инспекцией в адрес ООО "ТСК Регион" в соответствии со статьей 69 НК РФ на основании достоверной информации о выявленной в результате выездной налоговой проверки недоимке.
Установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ срок направления требования налогоплательщику не нарушен.
Решение о взыскании за счет денежных средств от 20.02.2021 N 520 и решение о взыскании за счет имущества от 02.03.2021 N 720700152 вынесены в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, установленные законом сроки вынесения решений не нарушены.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о нарушении инспекцией положений статей 89, 100, 101 НК РФ при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки от 07.10.2020 N 09-09/8, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11254/12, от 29.11.2011 N 7551/11, от 21.06.2011 N 16705/10, следует, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 (далее - Определение ВС РФ от 05.07.2021), само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам - сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства. При этом, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер.
В то же время судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 13084/07).
По смыслу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, которым установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания (абзац 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ), упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
При таких обстоятельствах, как указано в Определении ВС РФ от 05.07.2021, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. В случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 Постановления Пленума N 57.
В рассматриваемом случае в рамках настоящего спора установлено, что длительность оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения от 07.10.2020 N 09-09/8) не привело к нарушению предельного двухлетнего срока.
При рассмотрении дела N А70-6799/2021 судами установлено, что на основании решения заместителя начальника МИФНС России N 8 по Тюменской области от 13.09.2018 N 09-09/3 в отношении ООО "ТСК Регион".проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за период с 01.01.2015 по 31.12.2017
Выездная налоговая проверка окончена 07.05.2019, о чем составлена справка N 09-14/3.
Инспекцией 08.07.2019 составлен акт налоговой проверки N 09-09/7, рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 20.08.2019 на 10 час. 00 мин., извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 12.07.2019 N 09-10/750 получено 15.07.2019 руководителем ООО "ТСК Регион" Синцовым А.А.
Взамен ранее направленного извещения от 12.07.2019 N 09-10/750 направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 13.08.2019 N 09-10/810, отправлено по телекоммуникационным каналам связи 15.08.2019, получено налогоплательщиком 15.08.2019, приглашены на рассмотрение материалов налоговой проверки на 22.08.2019 в 14 час. 00 мин.
Заместитель начальника МИФНС России N 8 по Тюменской области Вальтер Н.В., рассмотрев 22.08.2019 акт налоговой проверки от 08.07.2019 N 09-09/7, возражения на акт проверки от 22.08.2019 при участии представителя ООО "ТСК Регион" Левановой Е.С. по доверенности от 19.08.2019 N 3, принял решение от 30.08.2019 N 09-26/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 27.09.2019, направленное в адрес налогоплательщика почтой 30.08.2019, полученное 03.09.2019 (почтовый идентификатор 80091739919516).
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля 18.10.2019 налоговым органом составлено дополнение к акту налоговой проверки N 09-09/2, направленное в адрес налогоплательщика почтой 25.10.2019, полученное 28.10.2019 (почтовый идентификатор 80085440146538).
В период с 18.10.2019 по 22.09.2020 инспекцией вынесены решения о продлении рассмотрения материалов проверки и решения об отложении материалов проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо, а также в связи с приостановлением сроков в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409). Течение сроков, установленных НК РФ, в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ, сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки приостановлено.
При этом согласно письму Федеральной налоговой службы от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@ "О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409" приостановления, предусмотренные пунктом 4 Постановления N 409, и их возобновление 01.07.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.
Таким образом, процессуальных нарушений при приостановлении сроков рассмотрения в период действия Постановления N 409 без вынесения решения о продлении сроков рассмотрения материалов проверки Инспекцией не допущено.
Неоднократное продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует принятию налоговым органом итогового решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. При этом указанный срок не является пресекательным по своей правовой природе (определение Верховного суда Российской Федерации от 29.08.2019 N 305-ЭС19-13947 по делу N А40-222695/2018).
В рассматриваемом случае срок рассмотрения материалов налоговой проверки в отношении ООО "ТСК Регион" налоговым органом продлевался, что было связано с правовой и фактической сложностью проверки, необходимостью полной и всесторонней оценки доводов налогоплательщика, обеспечением прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении мероприятий налогового контроля.
С учетом сроков приостановления и возобновления выездной налоговой проверки общий срок ее проведения налоговым органом не нарушен.
Таким образом, процедура и сроки проведения выездной налоговой проверки и принятия налоговым органом решения соблюдены, обществу предоставлена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, представлять возражения, знакомиться с материалами проверки;
Налоговым органом сроки направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов) от 27.01.2021 N 1066, принятия решения о взыскании налогов за счет денежных средств от 20.02.2021 N 520 и решения о взыскании налогов за счет имущества от 02.03.2021 N 720700152. не нарушены.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности в порядке статьей 46, 47 НК РФ, основанные преимущественно на длительности оформления решения по результатам выездной налоговой проверки, нельзя признать обоснованными, поскольку при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке, в первую очередь, подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
При этом само по себе возможное нарушение сроков проведения налоговой проверки, оформления решений не имеют безусловного юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам, что соответствует выводам, изложенным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 305-ЭС21-10282, от 23.07.2021 N 305-ЭС21-11275.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2021 по делу N А70-14570/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14570/2021
Истец: ООО "Транспортно-Строительная Компания Регион"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N8 по Тюменской области