г. Самара |
|
20 февраля 2024 г. |
дело N А55-12083/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Кузнецова С.А., Котельникова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Первая УК" - Мантузов Е.В. (доверенность от 10.01.2024, диплом),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Куранова И.А. (доверенность от 27.12.2023, диплом),
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" и Территориального управления Росимущества в Самарской области - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2023 года по делу NА55-12083/2023 (судья Хмелев С.П.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Первая УК" к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области", Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Территориальному управлению Росимущества в Самарской области о взыскании неосновательного обогащения.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Первая УК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о взыскании неосновательного обогащения в виде задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества за период с 01.02.2020 по 26.08.2022 в размере 534 931,70 руб.; к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за период с 27.08.2022 по 31.12.2022 о взыскании неосновательного обогащения в виде задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества за период с 01.02.2020 по 26.08.2022 в размере 76 742,02 руб.
Решением от 20.10.2023 в пользу общества с ограниченной ответственности "Первая УК" взыскано: с Департамента управления имуществом городского округа Самара задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества (в том числе коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества) за период с 01.02.2020 по 26.08.2022 в размере 534 931,70 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 328,88 руб.; с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества (в том числе коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества) за период с 01.02.2020 по 26.08.2022 в размере 76 742,02 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1904,12 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Департамент управления имуществом городского округа Самара не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу. При принятии решения суд первой инстанции не учел, что согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия относятся исключительно к федеральной собственности. К таким объектам относится, в том числе, имущество Вооружённых Сил СССР.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Таким образом, объекты недвижимости - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 89/10, а именно: комнаты N N 11 1-123, 126, 127, 129-142, 135а, 139а на а первом этаже, комнаты NN 1-19 в подвале, общей площадью 835,4 кв.м., как занимаемые военным комиссариатом на момент разграничения государственной собственности, относятся к объектам государственной собственности. Указанное имущество не выбывало из владения военного комиссариата, право собственности Российской Федерации на него возникло до введения в действие в 1998 году Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Учитывая тот факт, что спорное нежилое помещение, начиная с 1981 года никогда не выбывало из собственности Российской Федерации, взыскание с Департамента задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества и коммунальных услуг по вышеуказанному адресу, неправомерно.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Остальные лица, участвующее в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Свободы, д. 89 в соответствии с договором б/н от 19.12.2019 на управление многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, принятом на общем собрании (протокол N 1 от 19.12.2019).
Сведения об управлении указанным МКД истцом зарегистрированы ГЖИ Самарской области. Указанная информация также подтверждается сведениями, размещенными на портале Электронное ЖКХ, а также в системе ГИС ЖКХ.
На первом этаже многоквартирного дома N 89 по ул. Свободы, расположено нежилое помещение, общей площадью 835,4 кв.м., которое находилось в собственности Департамента управления имущества г.о. Самара до 25.08.2022 и было передано в пользование Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области").
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2022 по делу N А55-31626/2021 признано право собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 15, а именно: комнаты N N 1-38 на первом этаже, комнаты NN 3-9, 11-17 в подвале, общей площадью 768,3 кв.м., а также по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 89/10, а именно: комнаты NN 111-123, 126, 127, 129-142, 135а, 139а на первом этаже, комнаты NN 1-19 в подвале, общей площадью 835,4 кв.м.
Признано право оперативного управления Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 15, а именно: комнаты N N 1-38 на первом этаже, комнаты NN 3-9, 11-17 в подвале, общей площадью 768,3 кв.м., а также по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 89/10, а именно: комнаты NN 111-123, 126, 127, 129-142, 135а, 139а на первом этаже, комнаты NN 1-19 в подвале, общей площадью 835,4 кв.м.
26.08.2022 Департаментом управления имуществом городского округа Самара принят приказ N 1803 о внесении в реестр муниципального имущества городского округа Самара записей об изменении и исключении сведений об объектах недвижимого имущества, согласно которому исключены сведения об объекте недвижимого имущества - нежилое помещение (1 этаж: комнаты N N 1-38, подвал: комнаты N N 3-9; 11-17), расположенные по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Вольская, д.15 (реестровый номер - 010527), об объекте недвижимого имущества - нежилое помещение (1 этаж: комнаты N N 111-123, 126, 127, 129-142, 135а, 139а; подвал: комнаты N N 1-19), расположенные по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Свободы, д.89/10 (реестровый номер - 008220).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 10 статьи 155 ЖК РФ).
Как следует из части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (части 1, 2 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, лестницы, лифты,.коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, механическое, электрическое, санитарно-техническое иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также размер платы за помещение и коммунальные услуг, ежегодно определяется по аналогии с нормативно-правовым актом органа местного самоуправления об оплате за жилищно-коммунальные услуги.
В силу указанных норм и с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно указал, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме должны нести Департамент управления имуществом городского округа Самара за период с 01.02.2020 по 26.08.2022, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Самарской области" за период с 27.08.2022 по 31.12.2022, поскольку 26.08.2022 Департаментом управления имуществом городского округа Самара принят приказ N 1803 о внесении в реестр муниципального имущества городского округа Самара записей об изменении и исключении сведений об объектах недвижимого имущества, согласно которому исключены сведения об объекте недвижимого имущества - нежилое помещение (1 этаж: комнаты N N 1-38, подвал: комнаты N N 3-9; 11-17), расположенные по адресу: г.Самара, Советский район, ул. Вольская, д.15 (реестровый номер - 010527), об объекте недвижимого имущества - нежилое помещение (1 этаж: комнаты N N 111-123, 126, 127, 129-142, 135а, 139а; подвал: комнаты N N 1-19), расположенные по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Свободы, д.89/10 (реестровый номер - 008220).
В силу статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как усматривается из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения об объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что при отсутствии государственной регистрации на спорное жилое помещение обязанность по их содержанию в силу статьи 210 ГК РФ лежит на собственнике - Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" с 27.08.2022, то есть с момента исключения спорного имущества из реестра муниципального имущества городского округа Самара.
После представления истцом уточненного расчета суммы задолженности требования к Территориальному управлению Росимущества в Самарской области отсутствуют, в связи с чем, в указанной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, N 2 и N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Судом установлено, что до 26.08.2022 спорные помещения находились в муниципальной собственности. Муниципальное образование открыто владело и распоряжалось указанными помещениями, в частности передало их в пользование Военного комиссариата и только на основании решения Арбитражного суда от 24.02.2022 по делу N А55-31626/2021, исключило их из муниципальной собственности.
На основании изложенного неосновательное обогащение за период с 01.02.2020 по 26.08.2022 обоснованно взыскано с Департамента.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2023 года по делу N А55-12083/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12083/2023
Истец: ООО "Первая УК"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Самарской области"
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, территориальное управление росимущества в самарской обоасти, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА