город Москва |
|
21 марта 2022 г. |
дело N А40-219672/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021
по делу N А40-219672/21
по заявлению ООО "Комфорт плюс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Бускин А.А. по доверенности от 09.03.2022;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 признано недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 01.09.2021 N MFC-0558/2021-863536-1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером 77:08:0015001:1485, расположенного по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, дом 14 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером: 77:08:0015001:1485.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе, в судебное заседание представитель не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:08:0015001:1485 площадью 335,6 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, дом 14 является собственностью ООО "Комфорт плюс", о чем в ЕГРН сделана запись от 17.11.2014 N 77-77-09/021/2014- 641.
21.05.2021 ООО "Комфорт плюс" обратилось в управление с заявлением осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта.
Уведомлением от 01.06.2021 N MFC0558/2021-863536-1 осуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта приостановлено на три месяца по причине недостаточности сведений в техническом плане, а также отсутствия согласия работ по изменению фасада здания, было предложено представить недостающие документы.
В письме от 08.07.2021 N 24 обществом даны пояснения по обстоятельствам, послужившим основанием для приостановления, недостающие документы переданы по описи от 09.07.2021.
Уведомлением от 27.07.2021 N MFC0558/2021-863536-1 проинформировало о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта по тем же основаниям, предложило представить недостающие документы в течение трех месяцев.
В письме от 09.08.2021 N 11 заявителем даны пояснения по обстоятельствам, послужившим основанием для приостановления, недостающие документы переданы по описи от 09.08.2021.
Уведомлением от 18.08.2021 N MFC0558/2021-863536-1 проинформировало о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта.
Уведомлением от 01.09.2021 N MFC-0558/2021-863536-1 регистрирующим органом отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта.
Заявитель, не согласившись с решением регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2 с. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в отношении которого он вправе совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться иным образом, не связанным с его отчуждением или передачей во владения другим лицам.
Ссылка управления на Закон г. Москвы от 25.10.2010 N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы" и постановление Правительства г. Москвы от 25.10.2011 N 508-1111 "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах" не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, довод регистрирующего органа относительно несоблюдения требований к осуществлению переустройства и/или перепланировки помещения в многоквартирном доме, не является основанием для приостановления осуществления действий по кадастровому учету помещений, а также отказа в государственном кадастровом учете.
С учетом изложенных обстоятельств, не имеется неопределенности в индивидуализации объекта, право собственности заявителя, на который зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с пп. 7.3 п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав в порядке ч. 5 ст. 44 Федерального закона N 218-ФЗ осуществляется в целях отражения в кадастре недвижимости сведений о нем, а не для введения в гражданский оборот нового самостоятельного объекта недвижимости.
Осуществление кадастрового учета в данном случае не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, поэтому для осуществления кадастрового учета соответствующей части здания или помещения не требуется, чтобы она обладала свойствами обособленности и изолированности. При этом описание соответствующей части объекта недвижимости (помещения, здания) является дополнительной характеристикой данного объекта.
Согласно в п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 с учетом положений п. п. 3, 5 ст. 44 Федерального закона N 218-ФЗ, кадастровый учет частей объектов недвижимого имущества (например, части переданного в пользование помещения, части крыши, стены здания), не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
На государственную регистрацию в регистрирующий орган представлен достаточный комплект документов для осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта, а именно: 21.05.2021 заявителем представлены: Технический план объекта от 27.04.2021 N б/н; акт о завершенном переустройстве или перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 11.12.2020, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственной услуги от 21.05.2021.
09.07.2021 заявителем представлены Технический план объекта от 09.07.2021 N б/н; информационное письмо ООО "Комфорт плюс" от 08.07.2021 N 24, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственной услуги от 09.07.2021.
09.08.2021 заявителем представлены Технический план объекта от 05.08.2021 N б/н (в формате XML); выписка из ЕГРН от 09.07.2021; Письмо ООО "Комфорт плюс" от 09.08.2021 N 11.
Таким образом, заявителем представлена исчерпывающая информация по существу обстоятельств, в связи с которыми осуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта приостановлено.
В ЕГРН имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта сведения: право собственности на него зарегистрировано, объект поставлен на государственный кадастровый учет.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для осуществления государственной регистрации право собственности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-219672/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219672/2021
Истец: ООО "КОМФОРТ ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ