город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2022 г. |
дело N А32-9714/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание представитель Бакуров С.Б. по доверенности от 19.02.2021;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Племзверосовхоз "Северинский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2022 по делу N А32-9714/2021 по иску закрытого акционерного общества Племзверосовхоз "Северинский" (ИНН 2351007369 ОГРН 1022304718820) к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН: 1022301228399, ИНН: 2308077553) об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Племзверосовхоз "Северинский" (далее - истец, ЗАО Племзверосовхоз "Северинский", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) об урегулировании разногласий, возникших между обществом и департаментом при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), площадью 2880002 кв.м, расположенного по адресу: "Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Горский. Участок находится примерно в 250 м по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Тбилисский":
изложить п. 2.1 раздела 2 договора купли-продажи N 1390 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 05.10.2020, в следующей редакции:
"Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 9 428 566,87 рублей" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о невозможности урегулирования разногласий по спорному договору в связи с его исполнением. Общество являлось добросовестным арендатором, своевременно реализовало свое право на выкуп земельного участка по льготной цене; департамент искусственно создал препятствия к выкупу обществом земельного участка по льготной цене.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Пояснил, что выкупная стоимость, указанная в договоре от 05.10.2020, обществом оплачена в полном объеме; регистрация права собственности общества на земельный участок осуществлена на основании договора купли-продажи от 05.10.2020.
Департамент извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом и департаментом 05.10.2020 подписан договор N 1390 купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, в соответствии с которым департамент на основании статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.10.2020 N 1849 "О заключении с закрытым акционерным обществом племзверосовхозом "Северинский" без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:29:0303002:1 в муниципальном образовании Тбилисский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" передал в собственность общества земельный участок с кадастровым номером 23:29:030300261 площадью 2 880 002 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
Цена земельного участка в пункте 2.1 договора купли-продажи от 05.10.2020 N 1390 установлена департаментом в размере 37 584 026 рублей 10 копеек.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.09.2021 N КУВИ-002/2021-128974071 на земельный участок с кадастровым номером 23:29:0303002:1 зарегистрировано 29.12.2020 право собственности общества.
Таким образом, переход права собственности на земельный участок от Краснодарского края к обществу состоялся и зарегистрирован в ЕГРН 29.12.2020.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, содержащимися в выписке из ЕГРН от 28.09.2021 N КУВИ-002/2021-128974071, кадастровая стоимость земельного участка составляет 37 584 026,10 руб.
Таким образом, продажа департаментом обществу земельного участка с кадастровым номером 23629:0303002:1 произведена по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.
Оплата земельного участка по указанной в договору продажи от 05.10.2020 цене в размере 37 584 026,10 руб. обществом произведена в полном объеме.
Таким образом, договор купли-продажи от 05.10.2020 N 1390 земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 сторонами исполнен, земельный участок отчужден из собственности Краснодарского края в собственность общества по цене, указанной в договоре купли-продажи и равной кадастровой стоимости земельного участка, право собственности общества на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Между тем, обществом был также составлен протокол разногласий от 26.10.2020 к договору купли-продажи от 05.10.2020 N 1390 земельного участка, в котором оно предложило указать цену выкупа земельного участка в пункте 2.1 договора в размере 7 516 805 рублей 22 копейки вместо установленной департаментом в договоре от 05.10.2020 цены в размере 37 584 026,10 руб., равной кадастровой стоимости земельного участка.
Общество обратилось в департамент с ходатайством от 26.10.2020 об изменении цены выкупа земельного участка, предложив установить цену земельного участка в размере, равном 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка. По мнению общества, поскольку первое заявление о выкупе земельного участка было подано в департамент 30.05.2016, по состоянию на 30.05.2016 цена выкупа земельного участка устанавливалась в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Департамент в письме от 09.12.2020 N 52-32-12-45832/20 отказал обществу в изменении цены выкупа земельного участка, установленной пунктом 2.1 договора от 05.10.2020 N 1390 купли-продажи, поскольку установленный законодательством Краснодарского края льготный порядок определения цены выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения применялся только с 26.03.2015 по 31.12.2016 и с 08.08.2017 по 31.12.2018. Обращение общества в департамент 30.05.2016 с заявлением о выкупе земельного участка не может быть признано основанием для применения действующего по состоянию на дату такого обращения льготного порядка определения цены выкупа земельного участка в процентном отношении от кадастровой стоимости, поскольку Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.07.2017 по делу N А32-24560/2016 отказал обществу в заявлении о выкупе земельного участка. Последовавшие затем действия общества по изменению площади земельного участка с целью исключения расположенных в его границах лесополос, препятствовавших выкупу земельного участка, и принятие департаментом приказа от 19.05.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка, повлекли уменьшение площади земельного участка до 2 880 002 кв.м, после чего только в 2020 году стал возможен выкуп земельного участка арендующим его обществом. На момент обращения общества с заявлениями о продаже ему земельного участка площадью 2 880 002 кв.м в 2020 году цена земельных участков краевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения определялась в размере, равном кадастровой стоимости земельных участков, определение выкупной стоимости земельных участков в процентном отношении к кадастровой стоимости прекратилось в Краснодарском крае начиная с 01.01.2019. Расчет цены выкупа земельного участка произведен в размере 100 процентов от его кадастровой стоимости.
Не согласившись с данным решением департамента и отклонением протокола разногласий к договору купли-продажи земельного участка, общество обратилось с настоящим иском к департаменту, требуя урегулировать разногласия по цене земельного участка и изложить пункт 2.1 договора купли-продажи от 05.10.2020 в редакции, предусматривающей цену выкупа земельного участка в размере 9 428 566,87 рублей.
По мнению общества, применению подлежат кадастровая стоимость земельного участка, действовавшая на дату его первоначального обращения в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, и установленный на тот момент краевым законодательством льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в процентном соотношении от кадастровой стоимости. Соответственно, при кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 3 006 431 кв.м в размере 47 142 834,35 рублей и цене выкупа в размере 20 процентов от кадастровой стоимости, цена земельного участка по состоянию на момент первоначального обращения общества должна была составлять 9 428 566,87 рублей.
Суд первой инстанции не согласился с предложенным обществом подходом по следующим основаниям.
Для изменения цены выкупа земельного участка общество направило в департамент протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка и обратилось впоследствии с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 АПК РФ).
Установив, что обязательства по договору купли-продажи прекращены их надлежащим исполнением сторонами (статья 408 ГК РФ), переход к обществу права собственности на земельный участок зарегистрирован, а действующее законодательство не предусматривает возможность изменения прекращенного надлежащим исполнением обязательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Так, судом первой инстанции установлено, что договор купли-продажи земельного участка от 05.10.2020 N 1390 исполнен его сторонами: зарегистрировано право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 2 880 002 кв. м, обществом произведена оплата земельного участка по указанной в договоре цене.
Пересмотр цены договора купли-продажи земельного участка в связи с несогласием с установленной публичным собственником земельного участка нормативно определенной ценой земельного участка после исполнения сторонами самого договора не может производиться в порядке иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, с изложением условия о цене в предложенной покупателем редакции, поскольку договор исполнен сторонами, участок поступил в собственность покупателя, переход права собственности зарегистрирован, тем самым покупатель подтвердил свое согласие с выкупной стоимостью земельного участка, указанной в договоре. Если покупатель не согласен с выкупной стоимостью земельного участка, он должен приостановить со своей стороны исполнение договора и ожидать рассмотрения другой стороной направленного ей протокола разногласий, а при не достижении соглашения по спорному условию - передать разногласия на разрешение суда и приступить к исполнению договора только после решения суда и в соответствии с установленными судом условиями сделки. Не может быть одновременно достигнут и правовой эффект договора купли-продажи в виде получения покупателем права собственности на проданный ему земельный участок и наряду с этим пересмотрена цена договора по требованию покупателя в сторону ее снижения в несколько раз. Зарегистрировав переход права собственности на земельный участок, покупатель тем самым принял на себя обязательство оплатить участок по установленной в договоре продавцом цене, что и было сделано обществом в данном случае. После регистрации перехода права собственности и полной оплаты цены, указанной в договоре купли-продажи, пересмотр по иску покупателя цены земельного участка суд считает недопустимым.
В настоящем случае покупатель ссылается на неправильное применение департаментом при определении цены земельного участка в договоре от 05.10.2020 положений краевого законодательства, регулирующих цену земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения при его приватизации арендатором. По мнению истца, департамент должен был установить выкупную цену земельного участка в договоре от 05.10.2020 в соответствии с тем льготным порядком, который действовал на момент первоначального обращения истца с заявлением в департамент о выкупе земельного участка в 2016 году и которым предусматривалось определение цены земельного участка в зависимости от длительности срока арендного владения им в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка (20 процентов от кадастровой стоимости с учетом срока аренды земельного участка).
Истец не оспаривает то обстоятельство, что данный порядок перестал действовать на территории Краснодарского края с 01.01.2019, при этом договор купли-продажи земельного участка был заключен только 05.10.2020.
Истец полагает, что поскольку заключению договора купли-продажи земельного участка в период до 01.01.2019 препятствовало включение в состав земельного участка лесополос и автодорог, исключавших приватизацию всего земельного участка, он вправе рассчитывать на применение льготного порядка определения цены выкупа земельного участка, поскольку приватизация земельного участка в период действия льготного порядка определения цены выкупа земельного участка не состоялась по причинам, не зависящим от истца как арендатора земельного участка, в составе которого оказались лесополосы.
Так, первоначальное обращение общества в департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 3 006 431 кв. м состоялось 30.05.2016, решением департамента от 28.06.2016 обществу в предоставлении земельного участка в собственность было отказано. Решением арбитражного суда от 09.12.2016 по делу N А32-24560/2016 признан незаконным отказ департамента по предоставлению земельного участка в собственность и на департамент возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 3 006 431 кв. метров.
Вместе с тем, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.07.2017 по делу N А32-24560/2016 решение арбитражного суда от 09.12.2016 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2017 по делу N А32-24560/2016 отменены в части удовлетворения заявления общества, и в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Как следует из данного постановления, общество на момент его обращения в департамент не могло быть признано законным арендатором земельного участка площадью 300,6431 га, имеющим право на приватизацию этого земельного участка в льготном режиме (на неконкурентных началах): "В рассматриваемом случае, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, приращение площади земельного участка не превысило десять процентов от его площади, указанной в договоре аренды (288 га и 300,6431 га). Вместе с тем, такое приращение осуществлено не в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, произведенных в целях приведения кадастровых сведений в соответствие установленным Законом N 221-ФЗ требованиям к такому описанию. Фактически органом кадастрового учета в 2004 году произведен кадастровый учет нового земельного участка, образованного в результате объединения земельного участка, являвшегося объектом аренды по договору аренды, и земельных участков под внутрихозяйственными дорогами и лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (лесополосами), не являвшихся объектами аренды по договору аренды. В деле отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом решения о таком объединении земельных участков. Орган кадастрового учета не имел законных оснований для осуществления кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка. В отсутствие доказательств реализации предусмотренной статьей 10 Закона N 101-ФЗ публичной процедуры предоставления по сути нового земельного участка в аренду дополнительное соглашение к договору аренды следует квалифицировать как ничтожную сделку, противоречащую вышеприведенной норме и направленную на обход установленного законом порядка оборота публичных земель сельскохозяйственного назначения. В этой связи, общество на момент его обращения в департамент не могло быть признано законным арендатором земельного участка площадью 300,6431 га, имеющим право на приватизацию этого земельного участка в льготном режиме (на неконкурентных началах). Оспариваемым решением департамента, соответствующим земельному законодательству, не нарушены и не могли быть нарушены права общества, что исключало возможность удовлетворения его требований.".
Таким образом, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.07.2017 по делу N А32-24560/2016 установлено отсутствие у общества права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 23:29:030300261 площадью 3 006 431 кв.м, а соответственно, не имея права на выкуп данного земельного участка указанной площадью на момент обращения в департамент в 2016 году, к обществу не подлежал применению льготный порядок расчета цены выкупа земельного участка в размере 20 процентов от кадастровой стоимости.
Последовавшие затем действия общества по исключению из границ и площади земельного участка лесных насаждений и внутрихозяйственных дорог были направлены на раздел первоначального земельного участка с его сохранением в измененных границах, то есть, по сути, на формирование нового предмета договора аренды, свободного от тех частей, которые препятствуют приватизации земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Так, общество обращалось в департамент с заявлениями о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 от 09.07.2018, об утверждении схемы раздела земельного участка в связи с выделом лесополос и дорог от 06.11.2018 и от 18.12.2018, на что департаментом были приняты решения от 04.12.2018 N 52-53797/18-37-07 и от 17.01.2019 N 52-1181/19-37-07 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 29.08.2019 по делу N А32-11302/2019 признан незаконным отказ департамента, изложенный в письме от 17.01.2019 N 52-1181/19-37-07 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1, и на департамент возложена обязанность утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 126 431 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1, с сохранением исходного в измененных границах.
Как следует из данного решения, выделяемый из арендуемого общества участка земельный участок с кадастровым номером 126 431 кв.м образован под лесополосами и автомобильными грунтовыми дорогами общего пользования, первоначальный земельный участок с кадастровым номером 23:29:0303002:1 подлежит разделу, с целью выдела из него части площадью 126 431 кв.м под лесополосами и автомобильными дорогами общего пользования, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Оставляя указанное решение без изменения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 05.03.2020 указал, что "схема расположения образуемого земельного участка не является произвольной и подготовлена по заданию общества в целях реализации им права на выкуп арендуемого исходного земельного участка в измененных границах. Раздел исходного земельного участка инициирован для исключения из него лесополос и дорог. Планируемое строительство проектируемого газопровода высокого давления на исходном земельном участке не доказано. Представленная обществом схема соответствует нормативно утвержденным требованиям к ее подготовке, форме и содержанию. Образование земельного участка только под полезащитными лесными насаждениями и автомобильными грунтовыми дорогами общего пользования не привело и не могло привести к его нерациональному использованию, вклиниванию и изломанности его границ. Исходный земельный участок сохраняется в измененных границах. Оспариваемое решение департамента нормативно и фактически не обосновано, противоречит закону и нарушает права общества.".
На основании приведенных судебных актов по делу N А32-11302/2019 департаментом был издан приказ от 19.05.2020 N 791, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 126 431 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 3 006 431 кв.м.
Из постановления арбитражного суда кассационной инстанции от 05.03.2020 по делу N А32-11302/2019 видно, что общество обратилось в департамент об утверждении схемы раздела земельного участка в связи с выделом из него образуемого участка под лесополосами и дорогами с заявлением от 18.12.2018 N 710, то есть в период действия льготного порядка выкупа земельного участка, решение департамента от 17.01.2019, принятое уже в период прекращения применения льготного порядка расчета цены выкупа земельного участка, было признано решением арбитражного суда незаконным.
Вместе с тем, хотя бы департамент и утвердил подготовленную обществом схему раздела земельного участка без судебного оспаривания решения департамента об отказе в утверждении схемы, сама по себе утвержденная схема раздела первоначального земельного участка права на выкуп земельного участка не дает, поскольку эта схема после ее утверждения департаментом должна быть исполнена посредством внесения органом кадастрового учета необходимых изменений в государственный кадастр недвижимости с постановкой на кадастровый учет вновь образованного в результате раздела земельного участка под лесополосами и автодорогами и одновременным учетом изменений в государственном кадастре недвижимости площади и конфигурации границ исходного земельного участка.
Предметом договора купли-продажи исходный земельный участок мог стать только после выдела из него части под лесополосами и автомобильными дорогами. Общество представило в департамент схему раздела исходного земельного участка в целях такого выдела только 18.12.2018, то есть непосредственно перед завершением льготного периода определения цены выкупа земельного участка. С учетом нормативного срока рассмотрения такого заявления департаментом, необходимой в последующем административной процедуры внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части постановки на кадастровый учет земельного участка под лесополосами и автодорогами и изменением площади и конфигурации границ исходного земельного участка, обращения затем с заявлением о выкупе исходного земельного участка после выдела из него части под лесополосами и автодорогами, - общество явно не укладывалось в срок до 31.12.2018, после которого льготный порядок определения цены выкупа земельного участка перестал применяться.
Утверждение о том, что лесополосы и автодороги были включены в состав земельного участка без участия в этом общества, а в результате деятельности органа кадастрового учета, не может быть принято судом в качестве обоснования исковых требований общества, поскольку общество владело всем земельным участком, в том числе и лесополосами и дорогами, пользовалось им, не могло не видеть увеличение площади участка за счет включения в его состав лесополос и автодорог, однако не предприняло своевременных мер по исключению таких объектов из состава арендуемого земельного участка в целях его беспрепятственной приватизации в период действия льготного порядка определения выкупной цены.
Само по себе обращение в департамент в декабре 2018 года с заявлением об утверждении схемы раздела исходного земельного участка и последующее обжалование решения департамента об отказе в утверждении такой схемы не давало обществу права на выкуп такого земельного участка в период до 31.12.2018. Такое право возникло у общества только после утверждения департаментом схемы раздела исходного земельного участка, постановки вновь образованного в результате раздела земельного участка на кадастровый учет и учета изменений площади и границ исходного арендуемого обществом земельного участка.
То обстоятельство, что отказ департамента от 17.01.2019 в утверждении схемы, представленной обществом с заявлением от 18.12.2018, был признан судом незаконным, не означает, что у общества право на выкуп земельного участка возникло в период до 31.12.2018, поскольку право на выкуп исходного участка могло возникнуть у общества не тотчас по утверждении департаментом схемы раздела земельного участка, хотя бы таковое решение и было принято департаментом в период до 31.12.2018, то есть в течение двух недель с момента предоставления обществом схемы раздела, а только лишь после внесения необходимых изменений в государственный кадастр недвижимости, что явно выходило за пределы льготного периода определения цены выкупа, прекратившегося 31.12.2018, если еще учесть необходимость подачи обществом заявления о продаже ему исходного земельного участка в уже измененных границах и с новой площадью и нормативно установленный срок рассмотрения департаментом такого заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
В настоящем случае после утверждения приказом от 19.05.2020 N 791 департамента схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1, и до принятия департаментом приказа от 02.10.2020 N 1849 о заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 2 880 002 кв. м с кадастровым номером 23:29:0303002:1, прошло, таким образом, четыре с половиной месяца, то есть именно такой временной промежуток потребовался для учета изменений в государственном кадастре недвижимости в соответствии с уже утвержденной департаментом схемой до принятия департаментом решения о продаже земельного участка.
Таким образом, утверждение общества о том, что оно вправе рассчитывать на применение льготного порядка расчета цены выкупа земельного участка, действовавшего по состоянию на момент первого обращения общества в департамент с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка в 2016 году, подлежит отклонению, поскольку постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.07.2017 по делу N А32-24560/2016 обществу в удовлетворении заявленных к департаменту требований было отказано. Соответственно, по состоянию на 2016 год общество не обладало правом на выкуп земельного участка, а, следовательно, и не могло рассчитывать на применение льготного порядка расчета цены выкупа земельного участка.
Последовавшие затем действия общества по подготовке схемы раздела земельного участка были направлены на исключение отдельных его частей, занятых лесополосами и автомобильными дорогами, которые не позволяли обществу реализовать право на приватизацию арендуемого земельного участка.
Признание незаконным решения департамента от 17.01.2019 об отказе в утверждении подготовленной обществом схемы раздела земельного участка не может быть признано достаточным основанием для определения цены выкупа в порядке, установленном до 31.12.2018, поскольку право на выкуп могло возникнуть у общества не ранее постановки на кадастровый учет исходного земельного участка в измененных границах и площади после кадастрового учета выделенного из него участка под лесополосами и дорогами. Обратившись с заявлением в департамент об утверждении схемы раздела земельного участка лишь 18.12.2018, общество заведомо не могло обеспечить постановку исходного земельного участка на кадастровый учет в измененных границах и площади в период до 31.12.2018 и обратиться до этой же даты с заявлением о приватизации исходного земельного участка с измененными границами и иной площадью. Доказательств обжалования решений департамента, принятых по более ранним заявлениям общества о согласовании границ земельного участка (утверждении схемы раздела), материалы дела не содержат.
Как следует из представленных обществом документов, общество обратилось в департамент с заявлением от 19.12.2018, то есть в переделах льготного режима определения цены выкупа, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:29:0303002:1 площадью 2 880 000 кв. м. Однако решением департамента от 22.02.2019 N 52-6789/19-32-12 в удовлетворении заявления общества о предоставлении в собственность земельного участка было отказано, и данное решение департамента обществом в арбитражный суд не обжаловано. Таким образом, общество не может рассчитывать на применение льготного порядка цены выкупа, поскольку в заявлении о выкупе земельного участка от 19.12.2018 департаментом было отказано и это решение департамента не признано в судебном порядке недействительным. Приказ департамента о заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 2 880 002 кв.м с кадастровым номером 23:29:0303002:1 состоялся только 02.10.2020, и приказ этот был принят без всякого судебного разбирательства, то есть не в порядке исполнения решения суда о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, установив, что обязательства по договору купли-продажи прекращены их надлежащим исполнением сторонами (статья 408 ГК РФ), переход к обществу права собственности на земельный участок зарегистрирован, а действующее законодательство не предусматривает возможность изменения прекращенного надлежащим исполнением обязательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Аналогичная правовая позиция относительно невозможности урегулирования разногласий прекращенного надлежащим исполнением обязательств договора изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2021 по делу N А21-1860/2020.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию ответчика по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2022 по делу N А32-9714/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9714/2021
Истец: ЗАО племзверосовхоз Северинский
Ответчик: Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края