г. Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А40-241205/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 по делу NА40-241205/21
по заявлению ООО "Газпром Экспорт" (ОГРН: 1027739898284, ИНН: 7706193766)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН: 1027700272830, ИНН: 7708011130) о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Фролов А.М. по доверенности от 20.05.2021, |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Центральной энергетической таможни (далее также - ответчик, ЦЭТ, таможенный орган) от 02.08.2021 N 10006000/У2021/0001041 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, решения от 24.08.2021 о корректировке декларации на товары N 10006032/220818/0001376.
Решением суда от 24.12.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, таможенный орган в апелляционной жалобе просит его полностью отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых уведомления и решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что наличие на счетах Общества, открытых в Федеральном казначействе Российской Федерации авансовых платежей, не дает таможенному органу правовых оснований не начислять пени Обществу за несвоевременную оплату причитающихся сумм таможенных платежей при осуществлении таможенных операций.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, возражал против доводов и требований таможенного органа, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке части 6 статьи 121 АПК РФ. Ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что основанием для направления Центральной энергетической таможней в адрес ООО "Газпром экспорт" уведомления от 02.08.2021 N 10006000/У2021/0001041 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, послужило наличие неисполненной Обществом обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006032/220818/0001376 от 30.07.2021.
ООО "Газпром экспорт" вынужденно исполнило Уведомление Центральной энергетической таможни от 02 августа 2021 года N 10006000/У2021/0001041 об уплате пеней за счет денежных средств, переведенных на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, что подтверждается графой 740 Отчета ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за период с 01.08.2021 по 31.08.2021.
24.08.2021 Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке декларации на товары N 10006032/230818/0001376, в соответствии с которым были скорректированы графы 47 и В декларации на товары N 10006032/230818/0001376.
В результате принятия Решения от 24.08.2021 года о корректировке декларации на товары N 10006032/230818/0001376 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 260 242,04 рублей РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Газпром экспорт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Газпром экспорт" требований.
Поскольку ООО "Газпром экспорт" осуществляло таможенное оформление спорной поставки природного газа, в том числе в декабре 2016 года - июне 2018 года, к данным правоотношениям в соответствующей части подлежат применению нормы Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 311-ФЗ).
На момент подачи ДТ N 10006032/220818/0001376 таможенная стоимость поставляемого природного газа определялась на основании Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191.
При этом на момент подачи Обществом обращения от 23.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10006032/220818/0001376 вступили в силу Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191) (далее также - Правила) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
При этом пункт 8 Правил устанавливает, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), либо метода сложения (метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Согласно материалам дела процедура таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата Обществом путем подачи в таможню временной таможенной декларации N 10006032/140917/0001414 (далее также - ВТД N1) на закачку природного газа в подземное хранилище газа в период с 14.09.2017 по 31.12.2017 в объеме 230 000 000 метров кубических, а также временной таможенной декларации N 10006032/271217/0002164 (далее также - ВТД N2) на закачку природного газа в подземное хранилище газа в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в объеме 88 851 857 метров кубических. Обществом была заявлена процедура временного вывоза.
В целях надлежащего завершения таможенного оформления процедуры временного вывоза Обществом были поданы полная таможенная декларация N 10006032/171117/0001916 в отношении объемов природного газа в количестве 4 462 766 куб.м., закаченных в ПХГ, в период с 01.10.2017 года по 31.10.2017 года, N 10006032/180518/0000810 в отношении объемов природного газа в количестве 943 962 куб.м., закаченных в подземное хранилище газа, в период с 01.04.2018 года по 30.04.2018 года, а также полная таможенная декларация N 10006032/180618/0000963 в отношении объемов природного газа в количестве 660 415 куб.м., закаченных в подземное хранилище газа, в период с 01.05.2018 года по 31.05.2018.
В рамках ПВД N N 10006032/171117/0001916, 10006032/180518/0000810 и 10006032/180618/0000963 таможенным органом были приняты решение о выпуске товара, о чем свидетельствуют, в том числе штампы "Выпуск разрешен", проставленные таможенным органом в ПВД.
В дальнейшем со стороны Общества в целях осуществления поставки природного газа в июле 2018 года по Контракту с компанией "WIEH GmbH" (далее - Покупатель) в объеме 2 639 531 метров кубических таможенная процедура временного вывоза была завершена помещением временно вывезенного товара под таможенную процедуру экспорта путем представления в ЦЭТ декларации на товары N 10006032/230818/0001376 (далее-ДТ N 10006032/230818/0001376).
Декларация на товары принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 23.08.2018.
В последующем, после осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ДТ N 10006032/220818/0001376, между сторонами контракта заключено дополнительное соглашение к контракту об установлении окончательной цены сделки по контракту. В связи с чем ООО "Газпром экспорт" направлено в ЦЭТ обращение декларанта от 23.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в ДТ N10006032/220818/0001376. ООО "Газпром экспорт" оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/220818/0001376/01 к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение Общества удовлетворено таможенным органом, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ДТ N 10006032/220818/0001376, что подтверждается отметками ЦЭТ от 30.07.2021 года в графе "D" измененной ДТ N10006032/220818/0001376.
02.08.2021 таможенным органом Обществу выставлено оспариваемое уведомление N 10006000/У2021/0001041 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также принято оспариваемое решение от 24.05.2021 о корректировке декларации на товары N 10006032/220818/0001376 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 260 242 руб. 04 коп.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Под таможенной пошлиной согласно пп. 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, то к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", в пункте 3 которого указано, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В пункте 5 данного Постановления разъяснено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Позиция о том, что пени носят компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражена и в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ.
Следовательно, оспариваемое уведомление ЦЭТ может быть выставлено таможенным органом только при одновременном наличии следующих доказанных фактов: факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ (в целях соблюдения пункта 1 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ); факта причинения ущерба государственной казне РФ в результате вышеуказанной неуплаты или нарушения сроков уплаты таможенной пошлины, причитающейся государственной казне РФ (в целях компенсации такого ущерба бюджету РФ).
В настоящем случае таможенным органом оспариваемое решение от 24.08.2021 о корректировке ДТ N 10006032/220818/0001376 принято, а уведомление об уплате пеней выставлено в связи с нарушением Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в спорный период.
Вместе с тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, при принятии решения от 24.08.2021 о корректировке ДТ N 10006032/220818/0001376 и выставлении уведомления об уплате пени, таможенным органом не учтено, что в течение всего означенного периода, за который Обществу начислены пени, в бюджете РФ находилась излишне уплаченные Обществом сумма авансовых и таможенных платежей.
Факт наличия в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в соответствующем периоде подтверждается материалами дела, в том числе Отчетами таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и расчетами Общества к данным Отчетам таможенного органа.
В Отчете таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отражаются зачисленные Обществом денежные средства в качестве авансовых платежей, возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей и иные операции с денежными средствами Общества.
Таким образом, в спорный период в бюджете РФ находились суммы авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в период с 24.08.2018 по 27.05.2021 в размере 19 686 071 руб. 46 коп (подтверждается графой 627 отчета таможенного органа о движении денежных средств за период с 01.05.2021 по 31.05.2021).
Указанные суммы авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений таможенной пошлины в размере 260 242 руб. 04 коп., сроки уплаты которой, по мнению таможенного органа, Обществом нарушены.
При таких данных допущенные, по мнению таможенного органа, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 260 242 руб. 04 коп. при наличии факта нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в сумме, превышающей сумму таможенной пошлины, не могли послужить основанием для начисления пени.
Поскольку сумма излишне уплаченной Обществом таможенной пошлины находилась в спорном периоде в бюджете РФ, следовательно, государственная казна не понесла и не могла понести потерь в бюджетной системе, требующих оспариваемой компенсации.
Учитывая изложенные обстоятельства, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения и выставления Обществу оспариваемого уведомления, которые не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы таможенного органа об обратном являются несостоятельными и противоречат правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в соответствии с которой нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 по делу N А40-241205/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241205/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ РОССИИ (ЦЭТ)