город Москва |
|
23 марта 2022 г. |
дело N А40-239745/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Атриум-XXI Век" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2022 по делу N А40-239745/21
по заявлению ООО "Атриум - XXI Век"
к ИФНС России N 25 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Атриум-XXI Век" требований о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 25 по г. Москве от 22.10.2021 N 77252125700150400002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35.473 руб., отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило постановление ИФНС России N 25 по г. Москве от 22.10.2021 по делу об административном правонарушении N 77252125700150400002, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 15.09.2021 N 77252125700150400001.
Указанным постановлением обществу назначен административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 35.473 руб.
Рассмотрев повторно материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 % до 100 % от суммы незаконной валютной операции.
Согласно ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
В соответствии с п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция".
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
При этом возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
Оспариваемым постановлением заявителю вменяется осуществление валютных операций без использования банковского счета.
Из материалов дела следует, что ООО "Атриум-XXI Век" заключены трудовые договоры с иностранными гражданами (нерезидентами) от 14.05.2018 N 5/18, от 03.07.2018 N 7/18, от 09.04.2019 N 22/19.
30.03.2020 обществом по платежным ведомостям N 11, N 12, N 13 из кассы выплачены денежные средства в сумме 47.298 руб.
Таким образом, обществом 30.03.2020 осуществлена валютная операция с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающиеся в выдаче денежных средств иностранным гражданам в наличной форме.
При этом заявитель имел возможность письменно уведомить иностранных работников об обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ, о необходимости открытия и предоставления реквизитов банковского счета (банковской карты), выдать уведомление о предоставлении реквизитов счета, обеспечив тем самым соблюдение требований законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Выполнение требований валютного законодательства резидентами не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления нерезидента.
Согласно абз. 5 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентам, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Следовательно, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежат специальные нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Ввиду изложенного в деянии заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений ст. ст. 2.9, 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Наказание назначено заявителю по низшему пределу санкции ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что налогоплательщик не уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Уведомлением от 31.08.2021 N 31-05/вк238 рассмотрение протокола N77252125700150400001 в отношении ООО "Атриум-XXI Век" назначено на 15.09.2021. Данное извещение в тот же день почтой направлено в адрес общества, что подтверждается реестром отправки ф. 103 от 01.09.2021 и получено заявителем 08.09.2021, о чем свидетельствует отчет, об отслеживании отправления.
Заявитель в назначенное время в налоговый орган на рассмотрение протокола не явился, в связи с неявкой и извещенным надлежащим образом, протокол рассмотрен в отсутствие налогоплательщика.
Протокол N 77252125700150400001 направлен в адрес общества 15.09.2021, о чем свидетельствует реестр заказных бандеролей и получено заявителем 20.09.2021, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправлений.
Довод заявителя о том, что общество не уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является несостоятельным по следующим обстоятельствам.
ООО "Атриум-XXI Век" в лице генерального директора, уполномочены по доверенности от 12.03.2021 представители для представления интересов организации.
Определением от 01.10.2021, налоговый орган отложил рассмотрение дела об административных правонарушениях на 18.10.2021, копию определения получил представитель по доверенности. Следовательно, налоговый орган известил общество о месте, дате и времени рассмотрения дела, соответствующим образом.
Определением об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях от 18.10.2021, рассмотрение материалов административного дела в отношении ООО "Атриум-XXI Век" назначено на 22.10.2021. Копию определения получил 18.10.2021 представитель по доверенности.
Представитель заявителя в назначенное время в налоговый орган на рассмотрение материалов административного дела не явился, в связи с неявкой и извещенным надлежащим образом, материалы административного дела рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика.
Постановление N 77252125700150400002 вынесено 22.10.2021 и направленно 25.10.2021 почтой, о чем свидетельствует реестр заказных бандеролей.
Таким образом, налоговым органом предприняты все необходимые меры по уведомлению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения дела протокола и оспариваемого постановления. Каких-либо иных существенных и значительных нарушений процедуры рассмотрения протокола N 77252125700150400001 и постановления N 77252125700150400002 налоговым органом не допущено.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы 10.02.2022 по делу N А40-239745/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239745/2021
Истец: ООО "АТРИУМ-XXI ВЕК"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве