город Омск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А46-19213/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1134/2022) индивидуального предпринимателя Тонояна Гукаса Мкртичовича на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-19213/2021 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Тонояна Гукаса Мкртичовича (ОГРН317554300018150, ИНН 550411396121) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, город Омск, улица Герцена, дом 25) о признании не соответствующими законодательству действий по включению нестационарного торгового объекта в распоряжение от 21.09.2021 N 1649 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", обязании исключить подпункт 1 пункта 1 из распоряжения,
при участии в судебном заседании представителя от Администрации Центрального административного округа города Омска - Кузьмина Алена Сергеевна (по доверенности от 25.10.2021 N ИСХ-АЦАО/4825 сроком действия 2 года);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тоноян Гукас Мкртичович (далее - ИП Тоноян Г.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - Администрация ЦАО г. Омска, Администрация, заинтересованное лицо) о признании действий, выражающихся во включении нестационарного торгового объекта (далее - НТО) предпринимателя в распоряжение от 21.09.2021 N 1649 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" (далее - Распоряжение N 1649), а также намерении осуществить вынос НТО, неправомерными, не соответствующим действующему законодательству, обязании Администрации исключить подпункт 1 пункта 1 из Распоряжения N 1649.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-19213/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Тоноян Г.М. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку и не применил к данному спору распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства размещения павильона заявителя на земле, принадлежащей городу Омску, представителем заявителя в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного с целью конкретного определения территории, на которой расположен павильон, однако, судом первой инстанции ходатайство было необоснованно отклонено.
Также податель жалобы указывает на фактическое продолжение действия договора на размещение НТО; считает, что суд первой инстанции не дал оценки ссылке заявителя на часть 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из которой действие данной нормы не распространяется на движимое имущество; так как место для размещения НТО присутствует в схеме размещения НТО, то, по мнению заявителя, объект не может быть демонтирован.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Тоноян Г.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя предпринимателя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрацией с обществом с ограниченной ответственностью "Диана" в лице директора Тонояна Гукоса Мкртичовича заключен договор от 01.01.2016 N Д-58/2016 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска (далее - договор).
Согласно договору Администрация предоставила ООО "Диана" сроком на 5 лет место для размещения НТО площадью 36 кв.м, местоположение НТО установлено относительно ориентира, 5-ти этажного жилого дома с административными помещениями, расположенного по адресу: город Омск, улица Шебалдина, дом 68.
В соответствии с дополнительным соглашением от 04.06.2018 произошла замена стороны владельца по договору с ООО "Диана" в лице директора Тонояна Гукоса Мкртичовича на ИП Тонояна Гукоса Мкртичовича.
21.09.2021 Администрацией принято распоряжение N 1649 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 которого определен самовольно размещенным движимым имуществом принадлежащий заявителю павильон с вывеской "Продукты", расположенный по адресу: город Омск, улица Шебалдина, дом 68 (акт N 66).
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа НТО до 01.10.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 02.10.2021 по 12.11.2021.
Полагая, что подпункт 1 пункта 1 распоряжения Администрации от 21.09.2021 N 1649 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
23.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановление N 1812-п нестационарный торговый объект представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Постановления).
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются Администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 50 Постановления N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе, выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 Постановления N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Положение N 95-п).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории г. Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Как указано выше, срок действия договора на размещение НТО от 01.01.2016 N Д-58/2016, в соответствии с которым заявителем был размещён спорный объект, истек 01.01.2021.
В силу пункта 3.2.10 договора заявитель обязан по истечении срока действия договора освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней администрации округа по акту приема-передачи.
В свою очередь, заявителем по истечении срока действия договора место размещения НТО не освобождено и Администрации по акту приема-передачи не передано.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 95-п в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, утвержденный распоряжением главы Администрации от 21.09.2021 N 1649 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", включен спорный НТО.
Таким образом, размещение заявителем НТО без правовых оснований подтверждается материалами дела, в связи с чем распоряжение Администрации от 21.09.2021 N 1649 в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Довод подателя жалобы о том, что существует вероятность расположения рассматриваемого НТО на придомовой территории многоквартирного дома, в связи с чем Администрация не вправе распоряжаться указанной территорией, равно как и довод о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о приобщении договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного с целью конкретного определения территории, на которой расположен павильон, отклоняются судом апелляционной инстанции поскольку доказательств размещения спорного НТО на иной территории с представлением соответствующих доказательств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, лицами, участвующими в деле, ранее заключался договор на размещение НТО в соответствующем месте, во исполнение договора заявителем размещен павильон на указанной территории. При этом у заявителя при заключении договора отсутствовали сомнения в наличии у Администрации права распоряжаться соответствующей территорией. Заявителем не представлены в материалы правоустанавливающие документы, подтверждающие право предпринимателя на размещение НТО по адресу: город Омск, улица Шебалдина, дом 68.
Ссылка предпринимателя на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
Ссылка предпринимателя на фактическое продолжение действия договора на размещение НТО не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку таковой был заключен на определенный срок, положения статьи 621 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям не применимы в силу вышеизложенного специального регулирования.
Ссылка подателя жалобы на часть 4 статьи 222 ГК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку вышеперечисленные нормативные акты предусматривают возможность Администрации принять соответствующее распоряжение о выносе самовольно размещенного движимого имущества.
Ссылка предпринимателя на то, что место для размещения НТО присутствует в схеме размещения НТО, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет ввиду отсутствия соответствующего действующего договора на размещение НТО.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-19213/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19213/2021
Истец: ИП ТОНОЯН ГУКАС МКРТИЧОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Адресно-справочный отдел УМВД России по Омской области