г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А56-68143/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Новиков А.В. по доверенности от 30.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42727/2021) общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 по делу N А56-68143/2021(судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) от 27.05.2021 N 1733-рл.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Строй - Сити" ссылается на то, что в материалах дела имеются бюллетени, по которым произведено голосование, на них имеются подписи лиц, собственников исключенных квартир. Решения суда о неправомерности учета голосов этих лиц, признании недействительным решения общего собрания от 21.04.2021, как и доказательства фальсификации бюллетеней и подписей (например, экспертное почерковедческое исследование), отсутствуют. Инспекции не предоставлено право во внесудебном порядке применять последствия оспоримой сделки и самостоятельно исключать эти голоса при подсчете кворума.
Податель жалобы считает, что поскольку содержащиеся в протоколе голосования собственников МКД N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021 сведения не признаны в установленном порядке недостоверными, то подсчет голосов, произведенный Обществом свидетельствует о наличии кворума при принятии решения о выбранной для управления спорным МКД управляющей организацией.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-Сити" письмом N Г-17 от 14.05.2021 обратилось в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с заявлением о включении в реестр лицензий субъекта Российской Федерации многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, пер. Госпитальный, д. 17, лит. А (далее - МКД), на основании протокола собственников многоквартирного жилого дома N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021 и договором, заключенным на основании протокола.
По результатам рассмотрения заявлений и документов, предоставленных ООО "Строй - Сити" в отношении МКД по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Госпитальный переулок, дом 17, литера А Инспекцией вынесено распоряжение N 1733-рл от 27.05.2021 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ - Санкт-Петербург, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестре лицензий субъекта РФ, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: пп. "е" п.5 Порядка (решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом от 21.04.2021 N 1-Г-17-2021, имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным п.2 ст.181.5 ГК РФ, решения приняты при отсутствии необходимого кворума).
Не согласившись с вынесенным распоряжением об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу положений части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения должны содержать информацию, предусмотренную пунктом 2 Порядка N 938/пр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (пункт 3 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2020 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Распоряжение Инспекции N 1733-рл от 27.05.2021 об отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ - Санкт-Петербург, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестре лицензий субъекта РФ, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: пп. "е" п.5 Порядка (решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом от 21.04.2021 N 1-Г-17-2021, имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным п.2 ст.181.5 ГК РФ, решения приняты при отсутствии необходимого кворума).
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Как установлено материалами дела, с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Обществом в Инспекцию был представлен оригинал протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021 с приложениями копии договора управления, реестра собственников помещений в МКД.
Согласно Акту проверки Инспекции от 27.05.2021 при исследовании документов на отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещении в многоквартирном доме (далее - решения собрания), оформленного протоколом N 1-Г-17- 2021 от 21.04.2021 и приложений, указанных в пункте 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, в том числе реестра собственников помещений в многоквартирном доме и решений собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), установлено:
- Протокол N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021 оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах,
- по пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ - решения собрания приняты по вопросам, включенным в повестку дня. Решения по вопросам, не включенным в повестку дня, собственниками помещений в многоквартирном доме - не принимались;
- по пункту 2 статьи 181.5 ГК РФ - с 06.04.2021 по 20.04.2021, в соответствии с ч. 1 ст. 47 ЖК РФ, прошло общее собрание собственников помещений МКД, на котором согласно повестке дня принимались вопросы, о расторжении договора управления с ООО "Жилфондсервис", в том числе о выборе управляющей организации ООО "Строй-Сити".
При исследовании решений собственников помещений установлено: В Инспекцию поступили обращения собственников МКД кв N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 23, 27, 30, 33, 36 о неучастие в общем собрании собственников МКД.
Данные решения собственников помещений, обладающих 871,9 м. кв., исключены из подсчета голосов.
Таким образом, с учетом исключения бюллетеней, установлено, что в общем собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома, обладающие 47,31 % голосов (1058,15 м. кв.) от общего числа голосов собственников помещений МКД (согласно техническому паспорту 2236,6 м. кв.).
По результатам исследования представленных документов установлено, что решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
Учитывая изложенное, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколом N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021, имеют признаки ничтожности.
При таких условиях Инспекция правомерно не признала протокол N 1-Г-17-2021 от 21.04.2021, имеющий признаки ничтожности, достаточным основанием для внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем заявителю было обоснованно отказано во внесении изменений в реестр лицензий со ссылкой на положения подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр и статьи 181.5 ГК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности отказа Инспекции во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением от 12.02.2021 N 412-рл.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что Инспекция не наделена полномочиями признания ничтожным общего собрания собственников.
Инспекция, проверяя заявление и документы, представленные заявителем, на соответствие их условию, отраженному в пп. "е" п. 5 Порядка устанавливает лишь признаки ничтожности представленного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое служит основанием для внесения в реестр лицензий.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем значимым обстоятельствам дела, правильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений процессуальных норм.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 по делу N А56-68143/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68143/2021
Истец: ООО "СТРОЙ-СИТИ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга