город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2022 г. |
дело N А32-36013/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: Демина М.Г., представитель по доверенности от 10.02.2022 N 78-03-08-2549/22,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2021 по делу N А32-36013/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Немецкая деревня" (ИНН 2311090924, ОГРН 1062311047248)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Немецкая деревня" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция) от 27.04.2021 N 574. в части в части не правомерной индексации дополнительной услуги за содержание "уличного освещения".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2021 требования Общества были удовлетворены в полном объёме: предписание Инспекции от 27.04.2021 N 574 признано недействительным в части пункта 2; с Инспекции в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Судом сделан неправомерный вывод о наличии у Общества права индексации стоимости дополнительных услуг, оказываемых управляющей организацией, предоставленного договором управления.
Действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, а также одностороннее изменение договора управления, в том числе в части изменения стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ.
Вывод суда о правомерности действий Общества по начислению платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, противоречит положениям жилищного законодательства Российской Федерации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции об участи в деле с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 30.04.2015 N 023000105, в том числе многоквартирным домом N 8 по ул.Баварской в г.Краснодаре с 09.08.2017.
на основании Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 31.03.2021 N 750Л в целях рассмотрения обращения, Инспекцией была проведена проверка соблюдения Обществом обязательных требований, в том числе по управлению общим имуществом собственников дома на предмет соблюдения требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
При проведении проверки Инспекцией были выявлены нарушения Обществом требований статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в том числе представленным к проверке платёжным документам Обществом собственникам и пользователям помещений в МКД предъявлена плата за "уличное освещение" собственникам МКД в размере 1,63 руб. за 1 кв.м., тогда как в Приложении N 5 к договору управления размер платы за "уличное освещение общественных мест МКД" в размере 1 руб. 39 коп. за 1 кв. м..
Результаты проверки были зафиксированы в акте от 27.04.2021 N 1235.
В связи с выявленными нарушениями 27.04.2021 Инспекция выдала Обществу предписание N 574, согласно пункту 2 которого Обществу надлежало в срок до 08.06.2021 произвести перерасчёт размера платы за услугу "уличное освещение" всем собственникам жилых и нежилых помещений МКД за период с января 2017 по март 2021года, исходя из размера платы 1 руб. 39 коп. за 1 кв.м.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, собственники помещений в жилых многоквартирных домах обязаны вносить плату на содержание общего имущества. Согласно положениям раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К компетенции общего собрания относятся вопросы, прямо предусмотренные пунктом 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к компетенции общего собрания.
Согласно приложению N 5 к договору на управление многоквартирным домом, заключённому Общество с собственником помещения, утверждён прейскурант цен на услуги по содержанию общественных мест территории многоквартирных домов ЖК "НЕМЕЦКАЯ ДЕРЕВНЯ", в пункте 3 которого определена услуга "Уличное освещение общественных мест (улиц Баден Аллеи) в зоне многоквартирных домов. Содержание и текущий ремонт сетей уличного освещения в зоне многоквартирных домов" и установлен размер платежа 1 руб. 39 коп. в месяц за 1 кв.м. общей площади помещения.
В приложении N 4 к договору на управление многоквартирным домом, в состав общего имущества уличные сети освещения улиц и Баден-Алей не включены.
Согласно пункту 4.9 договора управления многоквартирным домом, размер платы (цены) за услуги по содержанию общественных мест территории многоквартирных домов жилого комплекса "НЕМЕЦКАЯ ДЕРЕВНЯ" по настоящему Договору могут быть изменены и (или) проиндексированы Управляющей компанией в одностороннем порядке, при условии существенного изменения одного или нескольких условий деятельности Управляющей компании влияющих на оказание этих услуг не чаще одного раза в 3 (три) месяца (квартал).
Таким образом, Общество в силу положений договора управления, было наделено собственниками правом самостоятельного индексирования стоимости услуг по уличному освещению, содержанию и текущему ремонту сетей уличного освещения без утверждения новых расценок общим собранием собственников.
Довод Инспекции о том, что Обществом нарушены требования статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в части отсутствия решения общего собрания собственников помещений в МКД N 8 по улице Баварская, об индексации платы за "уличное освещение" в размере 11 руб. 63 коп. за 1 кв.м., апелляционный суд находит документально и нормативно не обоснованным.
Исходя из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 35 Правила предусмотрена обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов по содержанию и ремонту общего имущества, при этом размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на 6 содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень). Работы и услуги, которые не входят в этот минимальный и обязательный перечень, могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается, что Обществом оказывает услуги "Уличное освещение общественных мест (улиц Баден Аллеи) в зоне многоквартирных домов.
Содержание и текущий ремонт сетей уличного освещения в зоне многоквартирных домов" не относятся к перечню услуг либо работ по содержанию общего имущества, но право индексации предоставлено заключённым договором на управление многоквартирным домом, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений МКД оформленного протоколом от 09.11.2015 N 91.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что пункт 2 предписания Инспекции от 27.04.2021 N 574 не соответствует названным выше нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества, как управляющей организации.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2021 по делу N А32-36013/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36013/2021
Истец: ООО Немецкая деревня
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края