г. Тула |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А09-8690/2021 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бычковой Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крючкова Василия Николаевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2021 по делу N А09-8690/2021 (судья Малюгов И.В.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) к индивидуальному предпринимателю Крючкову Василию Николаевичу, о взыскании 76 120 руб. 12 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", общество, региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Крючкову Василию Николаевичу (далее - ИП Крючков В.Н., предприниматель, заказчик, ответчик) о взыскании 76 120 руб. 12 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.04.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Индивидуальный предприниматель Крючков Василий Николаевич обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2021 по делу N А09-8690/2021, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие оказание истцом ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, указал на то, что представленные истцом универсальные передаточные документы подписаны только истцом и все датированы одной датой.
Заявитель жалобы указывает на то, что истец представил в материалы дела универсальные передаточные документы и счета-фактуры за весь спорный период с 2019 по 2021 г., датированные 06 мая 2021, которые ответчик не получал.
Заявитель жалобы указывает, на то, что в материалы дела не представлен график вывоза ТКО с общих контейнерных площадок вблизи объекта ответчика.
Апеллянт указывает на то, что в материалы дела не представлены подтверждающие оказание услуг документы, а именно: отчеты аппаратуры спутниковой навигации на мусоровоз; маршрутный журнал в отношении мусоровоза, котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов; путевые листы; паспорт отходов; документация для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; путевые листы с отметками полигона твердых бытовых отходов об объеме принятых отходов; талон отходов с указанием в нем наименования и количества сданных отходов.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции фактически освободил истца от доказывания обстоятельств, на которые он ссылается лишь на том основании, что ответчик является образователем ТКО.
Заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство ответчика об истребовании в администрации Почепского района схемы размещения мест накопления ТКО и реестр накопления твердых коммунальных отходов в Почепском городском поселении за 2019 -2021 гг.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 апелляционная жалоба ИП Крючкова Василия Николаевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2021 по делу N А09-8690/2021 принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"; далее - Постановление N 10).
Истцу было предложено в срок до 28.02.2022 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
От акционерного общества "Чистая планета" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Истец в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая приведенные доводы необоснованными, и просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крючкова Василия Николаевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2021 по делу N А09-8690/2021, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Крючков В.Н. в результате хозяйственной деятельности является образователем и собственником отходов.
АО "Чистая планета" обладает статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Брянской области на основании соглашений N 1 от 28.04.2018 и N 2 от 03.05.2018, заключенных с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ указано, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
АО "Чистая планета" за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 оказывало услуги ИП Крючкову В.Н. по обращению с ТКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
АО "Чистая планета" опубликовало договор на оказание услуг по обращению с ТКО в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета", а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://chplanet.ru/klientam.
Истец направил в адрес ответчика, подписанный со своей стороны проект договора с условием расчета объема ТКО по нормативу, который последним не подписан и не заключен.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, в соответствии с п. 8 (15) постановления Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 договор считается заключенным на условиях типового договора, указанных региональным оператором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц.
Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Объект ответчика находится вблизи общих контейнерных площадок для сбора ТКО.
Общими площадками также пользуются собственники и наниматели жилых и нежилых помещений.
Оказание Региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все образователи.
Норматив накопления ТКО, установленный на 2019 год приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 85 от 09.02.2018, для продовольственных и промтоварных магазинов составляет 0,84 куб.м., на 1 кв.м общей площади в год.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 419 от 13.12.2019 изменены нормативы накопления ТКО на 2020 год и 2021 год и составляют для предприятий торговли (промтоварный магазин) 0,51 куб.м., на 1 кв.м. общей площади. Приказом Управления государственного регулирования тарифов от 19.12.2018 N 35/16-тко установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 3 1.12.2019 в размере 526 коп. 76 коп. за 1 куб.м.
Приказом Управления государственного регулирования тарифов от 20 12.2019 N 37/176-тко установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 30.06.2020 и с 01.07.2020 но 31.12.2020 в размере 473 руб. 06 коп. за 1 куб.м.
Приказом Управления государственного регулирования тарифов от 18.12.2020 N 31/1-тко установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2021 по 30.06.2021 и с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 455 руб. 66 коп. за 1 куб.м.
Крючков В.Н. 05.02.2018 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 318325600006332). Предприниматель осуществляет фактическое ведение хозяйственной деятельности в магазине "1 000 мелочей", расположенном по адресу: Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ул. Пионерская, д. 11, площадь которого составляет 100 м2.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Истцом в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 оказаны услуги по приему и размещению (утилизации/захоронению) ТКО на общую сумму 76 120 руб. 12 коп.
Размер платы за обращение с ТКО составляет: - объем за период с 01.01.2019 по 31.12.2019: 100 м2 * 0,84 мЗ/год / 12*12 = 84 куб.м., стоимость за период с 01.01.2019 по 31.12.2019: 84 куб.м * 526.76 = 44 247 руб. 84 коп.; - объем за период с 01.01.2020 по 31.12.2020: 100 м2 * 0,51 мЗ/год /12*12 = 51 куб.м., стоимость за период с 01.01.2020 по 31.12.2020: 51 куб.м * 473,06 = 24 126 руб. 06 коп.; - объем за период с 01.01.2021 по 30.04.2021: 100 м2 * 0,51 мЗ/год /12*4 =17 куб.м., стоимость за период с 01.01.2021 по 30.04.2021: 17куб.м * 455,66 = 7 746 руб. 22 коп.
При этом, направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за указанный период, оставлена ответчиком без удовлетворения, договор оказания услуг по обращению с ТКО ответчиком не подписан, от оплаты фактически оказанных услуг уклонился.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не оплатил, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила) установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является предложение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4) Правил).
Пунктом 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2018 года N 641", предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(2) Правил при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила (далее по тексту Правила), устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
Ответчик с заявкой на заключение договора к региональному оператору не обращался, в адрес ответчика был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, однако подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от его подписания в адрес АО "Чистая планета" в установленные законом сроки не поступали, доказательств обратного предпринимателем не представлено, из доводов, изложенных в отзыве на иск, следует, что указанные обстоятельства ответчиком не отрицаются.
При таких обстоятельствах, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативноправовыми актами способов, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Оказание Региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все образователи.
При этом единственным допустимым способом коммерческого учета объема и/или массы ТКО для образователей в многоквартирных домах с общими контейнерным площадками является расчет по нормативам.
Факт оказания истцом услуг ответчику в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, а именно: счетами на оплату и счетами-фактурами, а также подтверждается графиками вывоза ТКО с общих контейнерных площадок вблизи объекта ответчика.
В соответствии с вышеизложенными нормами законодательства при определении размера платы за услуги по обращению с ТКО, принимается во внимание сам факт осуществления (ведения) предпринимательской деятельности и её вид. Факт осуществления предпринимательской деятельности в помещении магазина, расположенного по спорному адресу, ответчиком не отрицается.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы ответчика относительно отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих оказание истцом услуг.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Объект ответчика находится вблизи общих контейнерных площадок для сбора ТКО.
Общими площадками пользуются собственники и наниматели жилых и нежилых помещений.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативноправовыми актами способов, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Оказание Региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все образователи.
Исходя из изложенного, а также с учетом представленных в материалы дела документов, ответчик на протяжении спорного периода образовывал ТКО.
Образованные отходы ответчика вывозились с общей контейнерной площадки.
Доказательств, подтверждающих, что с контейнерных площадок истцом не вывозились ТКО, или в адрес истца направлялись претензии относительно оказания услуг, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на данную услугу на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 5 Правил N 1156.
Представленный ответчиком договор поставки отходов от 18.10.2021 не подлежит рассмотрению в качестве доказательства по делу, подтверждающего оказание услуг по обращению с ТКО, поскольку данный договор заключен за пределами спорного периода и сам по себе не является основанием для освобождения от законно установленной обязанности оплатить региональному оператору стоимость оказанных услуг по вывозу ТКО.
Ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что лица, с которыми у него заключен договор, имеют право вывозить и утилизировать ТКО
Таким образом, довод ответчика о том, что весь объем ТКО, образующийся в хозяйственной деятельности предпринимателя, ИП Крючков В.Н. передает в собственность ООО "Экоград" подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, начисление платы за обращение с ТКО правомерно производится по спорному объекту по тарифам для коммерческого субъекта, принимая за основу расчета площадь магазина.
Доказательств оплаты задолженности полностью или в части на дату принятия окончательного судебного акта по настоящему делу ответчиком суду не представлено.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о наличии у ответчика задолженности перед истцом в размере 76 120 руб. 12 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2021.
Суд апелляционной инстанции также не может принять довод ответчика об оставлении судом первой инстанции его ходатайства об истребовании доказательств, поскольку ответчик не привел доводов о невозможности их получения самостоятельно, учитывая принцип равноправия и состязательности сторон в судебном процессе.
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2021 по делу N А09-8690/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8690/2021
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ИП Крючков Василий Николаевич
Третье лицо: 20 ААС