г. Ессентуки |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А15-4561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черные камни" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.01.2022 по делу N А15-4561/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Черные камни" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета от 16.09.2021 N КУВД-001/2021-22861241/5 и возложении на управление обязанности осуществить государственный кадастровый учет земельных участков в связи с уточнением границ земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000032:0016, 05:50:000032:0031, 05:50:000032:0036, 05:50:000032:0037, 05:50:000032:0038, 05:50:000032:0039, 05:50:000032:0040, 05:50:000032:0041, 05:50:000032:0042, 05:50:000032:0043 и 05:50:000032:0044 согласно межевому плану.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по Лесному хозяйству Республики Дагестан.
Решением от 11.01.2022 в удовлетворении заявления отказано. Суд признал обжалуемое решение управления соответствующим действующему законодательству, указал на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе общество указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права. В рассматриваемом случае речь не идет о пересекающихся лесных участках, а имеет место пересечение земельного и лесного участка, в связи с чем к спорным правоотношениям не применимы положения части 15 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ (далее - Закон N 218).
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.11.1998 колхоз им. Казбекова и ЗАО "Черные камни" заключили договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: Сулакское шоссе "Черные камни". Договор был зарегистрирован в Кумторкалинском районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству 26.11.1998. На основании постановления главы администрации Кумторкалинского района Республики Дагестан от 11.12.2003 N 95 и договора аренды от 17.11.1998 и межевых дел Кумторкалинским филиалом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан" ЗАО "Черные камни" выдан кадастровый план земельного участка N 02/2003-264 с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:50:000032:0002.
На основании учредительного договора от 25.03.2008 ЗАО "Черные камни" преобразовано в общество.
Из вышеназванного земельного участка с кадастровым номером 05:50:000032:0002 в результате раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 05:50:000032:0011, 05:50:000032:0016, 05:50:000032:0026, 05:50:000032:0027, 05:50:000032:0028, 05:50:000032:0029, 05:50:000032:0030, 05:50:000032:0031, 05:50:000032:0032, 05:50:000032:0033, 05:50:000032:0034, 05:50:000032:0035, 05:50:000032:0036, 05:50:000032:0037, 05:50:000032:0038, 05:50:000032:0039, 05:50:000032:0040, 05:50:000032:0041, 05:50:000032:0042, 05:50:000032:0043, 05:50:000032:0044, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
04 июня 2021 года общество обратилось в управление с заявлением о проведении государственного кадастрового учета указанных, вновь образованных земельных участков в связи с уточнением их границ со ссылкой на часть 3 и 11 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ.
По результатам правовой экспертизы документов, регистрирующий орган принял решение от 18.06.2021 N КУВД-001/2021-22861241/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с несоответствием представленного межевого плана приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а также отсутствием согласования с уполномоченным органом и со всеми смежными собственниками.
16 сентября 2021 года регистрирующий орган принял решение об отказе государственного кадастрового учета от N КУВД-001/2021-22861241/5. Решение мотивировано тем, что заявитель не устранил обстоятельства, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Полагая, что отказ управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении требований общества, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198-201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно пункту 3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
Согласно статье 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено: если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Из содержания пунктов 9, 10 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) следует, что до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, в связи с наличием правовых препятствий для осуществления управлением действий по осуществлению государственного кадастрового учета с учетом следующих обстоятельств.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН смежных земельных участков с кадастровыми номерами 05:50:000032:187, 05:50:000032:188, 05:50:000032:573, 05:50:000032:574, 05:50:000032:180, 05:50:000032:181, 05:50:000032:182, 05:50:000032:856 и 05:50:000032:158 следует, что все указанные участки относятся к землям лесного фонда и на них имеются зарегистрированные обременения в виде права аренды.
Согласно части 15 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него (за исключением случая пересечения его границ с границами лесных участков, образованных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью) при соблюдении одновременно следующих условий: 1) местоположение границ пересекающегося лесного участка не установлено посредством определения координат характерных точек таких границ; 2) в отношении пересекающегося лесного участка не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды; 3) сведения о пересекающемся лесном участке были внесены в ЕГРН ранее сведений об иных лесных участках и сведения о площади пересекающегося лесного участка совпадают со сведениями о площади иного лесного участка на девяносто пять и более процентов.
Судом установлено, что земельные участки заявителя не предназначены для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а на смежные земельные участки лесного фонда, с которыми пересекают границы участков заявителя, в ЕГРН имеются зарегистрированные права аренды (субаренды), что указывает на необходимость при установлении их границ согласование со смежными землепользователями.
Из представленных на правовую экспертизу документов не следует доказательств такого согласования, в связи с чем управление правомерно приостановило процедуру государственной регистрации.
Учитывая, что заявитель не доказал факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности вынесенным решением об отказе в осуществлении кадастрового учета, суд пришел к обоснованному выводу о принятии управлением оспариваемого решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно заключил о праве повторного обращения в регистрирующих орган с приложением необходимых документов в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.01.2022 по делу N А15-4561/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4561/2021
Истец: ООО "Черные камни"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Комитет по лесному хозяйству РД