г. Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А41-87554/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4" - извещено, представитель не явился;
от административного органа по делу - ГУ МО "Госжилинспекция Московской области" - извещено, представитель не явился.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.01.2022 по делу N А41-87554/21 по заявлению ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4" к ГУ МО "Госжилинспекция Московской области" об оспаривании.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "М-4" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, Госжилинспекция МО) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.01.2022 заявленные требования удовлетворены частично, постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021, вынесенное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "М-4", изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 250 000 руб. на административный штраф в размере 125 000 руб. В удовлетворении остальной части - отказано.
ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что управляющей организацией получена Лицензия от 12.05.2012 N 616 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области.
20.10.2021 сотрудниками управления в отношении общества на основании распоряжения от 22.09.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021 в связи с поступившим из Домодедовской городской прокуратуры заявления граждан Сухова А.Ю., Баткаевой А.Ш., Кононовой О.В., Подковыровой Т.И., Анокиной Я.А., Ковалева В.А. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирных домов, расположенных в г. Домодедово Московской области.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 20.10.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021, которым установлены следующие нарушения в МКД (Московская область, г. Домодедово, Южный мкр., ул. Южнодомодедовская, д. 11):
- в подъездах 2, 3 локальное захламление строительным и бытовым мусором приквартирных холлов, прилифтовых холлов, лестничных клеток изолированных приквартирных холлов, переходных балконов;
- во 2, 3 подъездах локально не исправны осветительные приборы, локально отсутствует светорассеивающая арматура на осветительных приборах;
- во 2, 3 подъездах локально имеется н плотный притвор тамбурных дверей на переходной балкон, локально неисправно дверное заполнение (разбиты и треснуты стекла);
- во 2, 3 подъездах локально неисправно напольное плиточное покрытие в местах общего пользования, в том числе приквартирных и прилифтовых холлах;
В многоквартирном доме по адресу Московская область, г. Домодедово, Южный мкр., ул. Курыжова, д. 18) выявлены следующие нарушения:
- в 1,3 подъездах локальное захламление строительным и бытовым мусором приквартирных холлов, лестничных клеток изолированных приквартирных холлов;
- в подвальном помещении подтопление и захламление;
- в 1,3 подъездах в подвальном помещении локально неисправны осветительные приборы, локально отсутствует светорассеивающая арматура на осветительных приборах;
- в подвальном помещении, в помещении индивидуального теплового пункта на запорной арматуре трубопроводов систем холодного, горячего водоснабжения наличие коррозии;
- в помещении индивидуального теплового пункта на запорной арматуре внутреннего противопожарного водопровода наличие коррозии.
В отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 21.10.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021, по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Для составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества вызывался путем вручения и.о. генерального директора Постниковой В.В. Уведомления от 20.10.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021/1.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.11.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021 в присутствии и.о. генерального директора Постниковой В.В. заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции признал их обоснованными в части снижения размера штрафа..
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно пункту 3 Положения о лицензировании, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень, услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, факт наличия объективной стороны правонарушения, выразившейся в нарушении заявителем требований жилищного законодательства по содержанию многоквартирного дома, подтверждается материалами дела.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 20.10.2021 N 08ОГ/10-1105-54-10-2021 и обществом не оспариваются.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии предприятия состава вменяемого правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Субъектом вменяемого правонарушения могут выступать лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
Общество, являясь управляющей компанией многоквартирного жилого дома, обязано было, в числе прочего, соблюдать требования Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что общество, имея возможность своевременно выявить и устранить нарушения, соответствующих мер не предприняло.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению своих обязанностей по содержанию и своевременному выполнению ремонтных работ в многоквартирном доме, арбитражному суду не представлено.
Как разъяснено в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2021 года по делу N А41-19690/21, в случае если границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не определены, на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, возлагается обязанность по содержанию и уборке придомовых территорий, размер которых определяется собственниками помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в МКД, проведенном в соответствии с требованиями статьи 45 ЖК РФ.
Действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию прилегающей к обслуживаемому дому территории, независимо от определения границ земельного участка.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения.
Вопреки доводам заявителя рассматриваемое правонарушение нельзя признать малозначительным со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
В рассматриваемом случае каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, из материалов дела и доводов заявителя не усматривается.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выразилась не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в непринятии заявителем всех разумных и зависящих от него мер по выполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.01.2022 по делу N А41-87554/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87554/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "М-4"
Ответчик: ГУ МО "Госжилинспекция Московской области"
Третье лицо: ГУ МО "Госжилинспекция Московской области"