г. Хабаровск |
|
24 марта 2022 г. |
А73-9394/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
от общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс": представитель не явился;
от Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс"
на решение от 18.01.2022
по делу N А73-9394/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс"
к Дальневосточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс" (ОГРН 120270007091, ИНН 2728000401, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - управление) от 27.05.2021 серия 27 N 012201, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2022 постановление управления от 27.05.2021 изменено, размер назначенного штрафа снижен до 150 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.01.2022 по делу N А73-9394/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (статья 14 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19).
19.04.2021 года в 15.10 в районе здания N 19 по улице Воронежская (платформа автовокзала г. Хабаровска), осуществлялась посадка 10 пассажиров по маршруту "Хабаровск - р.п. Солнечный", автобусом марки "Киа Грандбирд" государственный регистрационный знак У897ХН 27RUS. Данную перевозку пассажиров, согласно представленным документам (путевой лист автобуса N 3397 от 18.04-19.04.2021, договор фрахтования транспортного средства от 12.12.2020 N 1Ф-11/2020, список пассажиров), осуществляло ООО "Солнечный экспресс".
По данному факту составлен акт от 19.04.2021 планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства.
Согласно информации поступившей из министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, установлено, что в настоящее время на маршруте "р.п. Солнечный - г.Комсомольск-на-Амуре - г.Хабаровск" с порядковым номером маршрута 291а. осуществляет перевозку пассажиров ИП Шадуя Е.В. на основании открытого конкурса, по результатам которого указанному перевозчику было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на транспортные средства, сроком действия с 21.12.2020 по 20.12.2025.
Министерством ранее выдавались ООО "Солнечный экспресс" на указанный маршрут N 291а свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, сроком действия с 23.06.2020 по 20.12.2020. Срок действия документов свидетельства и карт маршрута, закончился.
Согласно указанным выше договором фрахтования транспортного средства общество обязуется осуществить перевозку по заказу ООО "Экстрим Сервис" определенного круга лиц. по маршруту "Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре - п.Солнечный - ГЛК "Холдоми", доставить пассажиров из г. Хабаровска на горнолыжный комплекс "Холдоми" находящийся в 5,5 км от р. п. Солнечный.
При анализе списка пассажира установлено, что никто из пассажиров указанных в списке, на станцию назначения ГЛК "Холдоми" не осуществлял поездку. Вместо этого указаны иные пункты назначения - Маяк, Троицкое, Комсомольск-на-Амуре, р. п. Солнечный.
Договор фрахтования от 12.12.2020 признается не законным и не может учитываться, так как составлен с нарушением действующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В пункте 1.1 договора фрахтования от 12.12.2020 указано, что договорные обязательства между фрахтовщиком и фрахтователем заключены на безвозмездной основе, а согласно статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Управлением вынесено определение от 21.04.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении с предложением законному представителю общества 18.05.2021 явиться для составления протокола об административном правонарушении. Определение получено обществом по юридическому адресу 30.04.2021.
Заместителем начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок управления в отношении общества в отсутствии законного представителя общества, составлен протокол от 18.05.2021 об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Копия протокола, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, направлена в адрес общества по почте и получена адресатом 26.05.2021.
Должностным лицом управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 27.05.2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрено, что использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч рублей.
О не законности постановления управления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно постановление управления изменил в части размера назначенного штрафа - штраф снижен до 150 000 руб.
Общество имеет лицензию от 25.05.2020 N АК-27-000478 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Также общество имеет договор от 08.06.2020 об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный с САО "ВСК" в отношении транспортных средств, в том числе, автобусов KIA GRANDBIRD г/н У897ХН27. Вид страхования: автомобильный транспорт - автобусные перевозки (регулярные и по заказам) в международном и междугородном сообщении с возможностью осуществления перевозок (регулярных и по заказам) в пригородном сообщении и (или) перевозок по заказам в городском сообщении.
Отклоняется довод жалобы о том, что факт отсутствия у водителя автобуса, выполняющего рейс Хабаровск - Холдоми, маршрутной карты на маршрут Хабаровск - Солнечный не устанавливался, а также факт выполнения регулярной перевозки не устанавливался. Как следует из имеющейся в материалах административного дела информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, представленной 29.01.2021, на территории Хабаровского края утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, в который включен межмуниципальный маршрут регулярной перевозки пассажиров N 291а "р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск" (перевозчик ИП Шадуя Е.В.). Пути следования транспортных средств по указанному официальному маршруту N 291а являются идентичными путям оказания услуг перевозок пассажиров ООО "Солнечный экспресс".
Отсутствие у перевозчика общества карты маршрута регулярных перевозок необходимой для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту N 291а, установлено и подтверждается информацией предоставленной министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, а также проведенным рейдовым осмотром транспортного средства. На момент осуществления перевозки пассажиров 19.04.2021, документов подтверждающих право осуществления регулярных перевозок по указанному маршруту, свидетельства и карты маршрута регулярных перевозок у общества не имелось.
Транспортное средство, указанное в материалах дела, находится в эксплуатации у общества, что подтверждается договором аренды транспортного средства от 30.06.2020, путевым листом от 18.04-19.04.2021, а также договором страхования N VSKX22061245248000 сроком действия с 08.06.2020 по 07.06.2021.
Как верно установлено судом первой инстанцией, представленный обществом договор фрахтования не подтверждает совершение перевозки пассажиров по заказу и оформлен только лишь для создания видимости осуществления заказной перевозки, поскольку фактически 19.04.2021 осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярной перевозки пассажиров "р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск".
Помимо договора фрахтования от 21.12.2020, заключенного с ООО "Экспресс", имеется копия договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 12.12.2020 N 1Ф-11/2020, заключенного с ООО "Экстрим-Сервис", который не соответствует положениям статьи 787 ГК РФ, поскольку заключен сторонами на безвозмездной основе, в то время, как договор фрахтования является возмездным договором.
Представленные в материалы дела договоры фрахтования транспортного средства являются лишь способом придания осуществляемой деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту видимости осуществления заказной перевозки.
Общество под видом заказных перевозок пассажиров в спорный период осуществляло перевозку пассажиров по маршруту, полностью совпадающему с маршрутом регулярных перевозок N 291А сообщением "р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск", установленным министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, используя автобус при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем допустило нарушение требований части 2, части 3 статьи 17, части 1, части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ.
В силу частей 1, 4 статьи 27 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме; договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц); при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа; реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Указанной выше статьей Закона N 259-ФЗ выделены две разновидности перевозок пассажиров и багажа по заказам - перевозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенного круга лиц; к перевозкам определенного круга лиц относятся перевозки организованных групп людей; договор фрахтования, предусматривает использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц; посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем; к перевозкам неопределенного круга лиц относятся, например, перевозки, организуемые крупными торговыми центрами для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей; данные перевозки осуществляются по расписанию и по обращению любого лица.
Этой же нормой права установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц; оплата стоимости пользования транспортным средством при осуществлении заказной перевозки должна производиться исключительно фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (исполнителю, перевозчику) в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования.
Таким образом, отличительным признаком регулярных перевозок пассажиров и багажа является наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически. Целью деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту, перевозке за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров-получение платной услуги по перевозке.
Целью перевозки по заказу для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а целью фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства для использования в целях перевозки пассажиров, то есть, плата по данному договору взимается с фрахтователя фрахтовщиком за предоставление транспортного средства.
Частью 5 статьи 27 Закона N 259-ФЗ установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц.
Оплата стоимости пользования транспортным средством при осуществлении заказной перевозки должна производиться исключительно фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (исполнителю, перевозчику) в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования.
Так, целью деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту, перевозке за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, в для пассажира-получение платной услуги по перевозке. То есть, плата взимается с пассажира за оказываемую публичную услугу перевозки.
Целью перевозки по заказу для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а целью фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства для использования в целях перевозки пассажиров. То есть, плата по данному договору взимается с фрахтователя фрахтовщиком за предоставление транспортного средства.
Перевозимые лица сторонами договора не являются и плату за проезд (услугу перевозки) не вносят.
Вместе с тем, несмотря на наличие договора фрахтования и таблички "заказной" на лобовом стекле автобуса, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц.
Довод жалобы о том, что не было подтверждения публичного предложения обществу к перевозке отклоняется. Исходя из информации, указанной в списке пассажиров от 19.04.2021 пассажиры приобретали билеты на маршрут сообщением г. Хабаровск - п. Солнечный - Холдоми напрямую, оплачивая билеты через кассу (ООО "Автовокзалы Хабаровского края") и сайт (через ООО "Р-Групп"), не заключая договоров фрахтования транспортного средства, т.е. на основании публичного договора. Так, данная перевозка пассажиров не является перевозкой по заказу, а признается перевозкой транспортом общего пользования на основании публичного договора по регулярному маршруту пассажирских перевозок сообщением "г. Хабаровск - р. п. Солнечный - Холдоми".
Административный орган пришел к правильному выводу, поддержанному судом первой инстанции и подтвержденному материалами дела, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что опрос участвующих в деле лиц посредством телефонограммы без составления протокола не предусмотрен КоАП РФ, в данном случае не влияет на наличие установленного состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, судом не установлено.
Суд с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая, что общество относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также, принимая во внимание значительный размер штрафа, правомерно снизил размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб. Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа апелляционный суд не усматривает.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2022 по делу N А73-9394/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9394/2021
Истец: ООО "Солнечный экспресс"
Ответчик: государственный инспектор Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Оненко А.А.
Третье лицо: ООО "Экспресс", ООО "Автовокзалы Хабаровского края", Секун Алексей Анатольевич