г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А56-72349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Шевердин А.Л. по доверенности от 30.03.2021
от заинтересованного лица: Кривошеева О.В. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-43147/2021) ТСЖ "Урицк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу N А56-72349/2021, принятое
по заявлению ТСЖ "Урицк"
к ГЖИ
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Урицк" (ОГРН: 1047855013250, адрес: 198205, Санкт-Петербург, пр-кт Ветеранов, 122, далее - ТСЖ "Урицк", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган, заинтересованное лицо) N 02/21-849-Р от 02.07.2021.
Решением от 18.11.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Урицк" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, ограждение балкона не относится к общему имуществу многоквартирного дома, находится в частной собственности владельца жилого помещения, в связи с чем не ТСЖ не может быть возложена ответственность за его техническое состояние.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Урицк" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании поступившего обращения собственника многоквартирного дома Андрианова С.А. от 30.04.2021 N ОБ-12130-1/21- 0-0 и распоряжения Инспекции от 22.06.2021 N 03/21/849-р, Инспекцией 24.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка управления ТСЖ многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 122, лит. А., в результате которой установлены нарушения обязательных требований, а именно:
- при визуальном осмотре балкона квартиры N 146 выявлено наличие вертикальных трещин кирпичного парапета балконного ограждения балкона квартиры N146, отклонение торцевой стены балконного ограждения от вертикали, выпучивание и выветривание стенового материала кирпичной кладки парапета балкона со стороны фасада, не обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан в МКД, т.е. нарушен п.4.2.1.5, п.4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, п.2, п.10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
В связи с выявленным нарушением Инспекция выдала Товариществу предписание от 02.07.2021 N 03/21/849-Р, в котором предписано в срок до 01.10.2021 включительно устранить нарушения, выполнить ремонтные работы по устранению выветриваний кирпичной кладки, не допускать отклонение торцевой стены балконного ограждения от вертикали (стены фасада), не допускать развития трещин кирпичной кладки парапета, обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования к содержанию общего имущества отражены в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Таким образом, ТСЖ является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 122 содержание общего имущества собственников помещений данного дома, обеспечивающее соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан.
В пункте 10 Правил N 491 установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
В силу подп. "а", "з" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В обоснование апелляционной жалобы Товарищество указывает на то, что ограждение спорного балкона не относится к общему имуществу многоквартирного дома, находится в частной собственности владельца жилого помещения.
Вместе с тем, заявителем не учтено следующее.
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции, окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Правила по обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, технической инвентаризации определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 4.2.1.5 Правил N 170 не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
В силу п. 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) необходимо производить работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, а именно: выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках: при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки Инспекцией 24.06.2021 выявлено наличие вертикальных трещин кирпичного парапета балконного ограждения балкона квартиры N 146, отклонение торцевой стены балконного ограждения от вертикали, выпучивание и выветривание стенового материала кирпичной кладки парапета балкона со стороны фасада, не обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан в МКД, что подтверждается актом проверки от 24.06.2021 N 03/21/849-Р.
Выявив нарушения требований пунктов 4.2.4.2, 4.2.1.5 Правил N 170, Инспекция выдала оспариваемое заявителем предписание.
В качестве мероприятий, вмененных Товариществу в целях устранения выявленных нарушений, предписанием от 02.07.2021 N 03/21/849-р установлено со сроком его исполнения до 01.10.2021 включительно: выполнить ремонтные работы по устранению выветриваний кирпичной кладки. Не допускать отклонение торцевой стены балконного ограждения от вертикали (стены фасада). Не допускать развития трещин кирпичной кладки парапета. Обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491, Правилами N 170, Минимальным перечнем - торцевая стена балконного ограждения балкона является составной неотъемлемой частью самого балкона, так как функционирование балкона с отклонением от вертикали торцевой стены невозможно, торцевая стена балконного ограждения балкона вмонтировано в саму балконную железобетонную плиту, неразрывно связано с основанием плиты. Следовательно, имущество, указанное в оспариваемом предписании, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, в силу изложенных требований Правил N 170, Правил содержания общего имущества - балконы входят в состав общего имущества, торцевая стена балконного ограждения, парапет балкона является неотъемлемым элементом фаса л а здания, конструктивно неразрывно связан с несущими конструкциями многоквартирного дома и вместе формирует архитектурно-градостроительный облик МКД и содержание торцевой стены, парапета балконов в надлежащем состоянии относится к обязанностям заявителя.
Поскольку ограждающая конструкция балкона входит в состав общего имущества дома, ответственность за надлежащее содержание которого несет Товарищество, возложение на заявителя обязанности выполнить ремонт, не допуская дальнейшего развития повреждений, является правомерным.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует упомянутым нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 ноября 2021 года по делу N А56-72349/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Урицк" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Товариществу собственников жилья "Урицк" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72349/2021
Истец: ТСЖ "УРИЦК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА