г. Хабаровск |
|
17 апреля 2024 г. |
А73-16761/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Брагиной Т.Г., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хаб-Ритейл" Багаевской Ю.П. по доверенности от 12 октября 2023 года N 11
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Бурковой А.М. по доверенности от 9 января 2024 года N 34
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 4 марта 2024 года
по делу N А73-16761/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хаб-Ритейл"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения
установил: общество с ограниченной ответственностью "Хаб-Ритейл" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения от 13 июня 2023 года N 3 к договору от 11 августа 2022 года N ТКО-256/ЮЛ в редакции истца, указав в графах 14, 15, 16 пунктов 12-16 периодичность вывоза ТКО - один раз в неделю за период с 1 февраля 2023 года по 31 марта 2023 года в объеме 6,5 куб.м, за период с 1 апреля 2023 года по 31 января 2024 года в объеме 9,75 куб.м.
Приложение N 1.1 к дополнительному соглашению N 3 принять его в редакции:
Расчетный период |
Июль 2022 г. |
Август 2022 г. |
Сентябрь 2022 г. |
Октябрь 2022 г. |
Ноябрь 2022 г. |
Декабрь 2022 г. |
Январь 2023 г. |
Февраль-март 2023 г. |
Апрель 2023 г. - январь 2024 г. |
Объем принимаемых ТКО м3/мес. |
144.319 |
144.319 |
136.615 |
136.615 |
136.615 |
102.95 |
91.36 |
48.647 |
34.045 |
Решением суда от 4 марта 2024 года разногласия сторон, возникшие между сторонами при заключении дополнительного соглашения N 3, урегулированы в редакции истца.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, урегулировав разногласия, возникшие при заключении дополнительного соглашения N 3, в редакции регионального оператора. Судом необоснованно не применен пункт 11 СанПин 2.1.3684-21; представленные истцом скриншоты видеозаписи камеры наблюдения транспортировки отходов от объектов потребителя до контейнерной площадки третьим лицом не свидетельствуют о периодичности вывоза мусора один раз в неделю; количество контейнеров, размещенных на контейнерной площадке потребителя, должно соответствовать нормативам накопления ТКО, установленным для данной категории потребителя; объем фактически принимаемых от истца ТКО должен соответствовать объему, рассчитанному исходя из нормативов накопления, с учетом количества контейнеров, установленных на контейнерной площадке потребителя.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца заявил о несостоятельности доводов жалобы по мотивам отзыва, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
11 августа 2022 года между истцом (потребитель) и ответчиком (региональный оператор) заключен договор N ТКО-256/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку на момент заключения указанного договора потребитель не располагал местами накопления отходов, объем ТКО по договору рассчитывался по нормативу.
29 декабря 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением об изменении способа коммерческого учета ТКО и вывозе ТКО с контейнерной площадки N 059705, организованной истцом на арендуемой части земельного участка по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская,17.
Ответчиком подготовлено дополнительное соглашение от 24 января 2023 года N 2, которым изменен способ коммерческого учета по объектам в г. Хабаровске по адресам: ул. Гагарина,9, ул. Волочаевская, 87, данные о контейнерной площадке N 059705 внесены в приложение N 1 к договору N ТКО-256/ЮЛ.
С февраля 2023 года ответчик осуществлял вывоз ТКО с площадки N 059705 один раз в неделю.
Увеличив число контейнеров на указанной площадке, истец обратился с заявлением о внесении соответствующих изменений в реестр.
29 марта 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением N 6532 об изменении способа коммерческого учета ТКО и вывозе ТКО с контейнерной площадки N 059705, в части изменения количества контейнеров, установленных на площадке, и дополнения источника образования отходов по адресу: г. Хабаровск, ул. Лермонтова,16. К заявлению приложен проект дополнительного соглашения N 3.
Данное заявление оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
18 апреля 2023 года региональный оператор обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения административного органа, изложенного в уведомлении N 9.1-19/9362 о регистрации места накопления отходов (контейнерной площадки) истца с уникальным номером 059705.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20 июня 2023 года по делу N А73-5767/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Рассмотрев жалобу потребителя, управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в адрес регионального оператора вынесено предупреждение о необходимости прекращения действия (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
3 августа 2023 года истцом получен проект дополнительного соглашения N 3 в редакции ответчика, согласно которому периодичность вывоза ТКО с контейнерной площадки N 059705 по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, 17, по следующему графику: с 1 февраля 2023 года по 31 марта 2023 года - один раз в три дня, с 1 апреля 2023 года по 30 сентября 2023 года - ежедневно, с 1 ноября 2023 года - один раз в три дня.
18 августа 2023 года истец направил ответчику протокол разногласий к дополнительному соглашению N 3.
По результатам рассмотрения протокола разногласий истца ответчик направил истцу протокол рассмотрения разногласий, согласно которому спорные пункты в дополнительном соглашении N 3 указаны в редакции регионального оператора.
В досудебном порядке разногласия между сторонами не урегулированы, спор передан на рассмотрение суда.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
Спорные пункты договора являются существенными условиями для рассматриваемого вида договора.
Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 (далее - Правила N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, право выбора которого принадлежит собственнику ТКО (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2021 года N АКПИ20-956).
Таким образом, нормативы накопления отходов, установленные региональным законодательством, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме. При этом региональный оператор не может произвольно уклониться от согласования подобной формы организации коммерческого учета ТКО, а должен представить разумные возражения, связанные с конкретными организационными причинами, препятствующими его применению.
Использование способа учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, возможно в случаях, когда региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки. В иных случаях вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с общих организованных мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Согласно материалам дела истцом на арендуемой части земельного участка по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, 17, организовано место (площадка) накопление ТКО с уникальным идентификационным номером - 059705. Данные сведения внесены в реестр мест накопления ТКО.
В последующем истцом внесены сведения в реестр в части изменения количества контейнеров, установленных на площадке, что отражено в уведомлении управления ЖКХ администрации г. Хабаровска от 9 февраля 2023 года N 9.1-19/927.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права производить учет объема ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления, установленных в месте их накопления и, как следствие, оснований для внесения в условия договора изменений в части изменения способа коммерческого учета ТКО.
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5 °C и выше - не более суток; плюс 4 °C и ниже - не более трех суток.
Правила N 1156 не предусматривают конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО.
Вместе с тем, пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 установлен срок временного накопления несортированных ТКО исходя из температуры окружающей среды, а не периодичность и время вывоза ТКО.
СанПиН различает понятия "срок временного накопления", используемое в пункте 11, и "периодичность вывоза" - в пункте 13 СанПиН определена периодичность вывоза исходя из температуры окружающей среды.
В связи с вышеизложенным довод регионального оператора об императивном характере указанного положения СанПиН 2.1.3684-21 судом не принят.
Правилами благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 N 677, предусмотрено, что региональный оператор осуществляет сбор ТКО в местах накопления отходов, обозначенных территориальной схемой обращения с отходами. Время вывоза ТКО региональный оператор определяет в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Судом установлено, что с февраля 2023 года ответчик фактически оказывал услуги по вывозу ТКО с контейнерной площадки с уникальным номером N 059695 с периодичностью один раз в неделю.
Доказательств, позволяющих суду установить, что фактически производимый истцом объем ТКО превышает объем установленного контейнера и, соответственно, объем фактически оказываемой услуги заведомо не соответствует объему, определенному договором в редакции потребителя, суду не представлено.
Судом также установлено, что доставка ТКО от источников образования отходов осуществляется индивидуальным предпринимателем Колдиным В.Г., имеющим соответствующую лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов N 27 00312 от 28 декабря 2017 года.
Согласно актам об оказании услуг, на основании которых оплачиваются услуги ИП Колдину В.Г., объем ТКО, транспортируемых ежемесячно от магазинов истца до контейнерной площадки N 059695, не превышает 9,5 куб. м в месяц. ТКО транспортируются на площадку один раз в неделю, соответственно, и контейнеры заполняются один раз в неделю.
В другие дни контейнеры не накапливаются ТКО, соответственно, независимо от количества раз приезда спецтранспорта ответчика, объем ТКО в контейнерах не изменится по причине отсутствия последнего в контейнерах.
Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными истцом в материалы дела графиками оказания услуг от 30 декабря 2022 года, от 27 марта 2023 года, согласно которым доставка ТКО от источников образования отходов на контейнерную площадку осуществляется не чаще одного раза в неделю.
По результатам оценки собранных по делу доказательств, суд признал не доказанным факт накопления отходов в объеме и периодичности их вывоза с контейнерной площадки, в которых указывает в дополнительном соглашении N 3 региональный оператор.
На основании изложенного судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предложенная истцом периодичность вывоза ТКО - один раз в неделю, соответствует фактическим обстоятельствам и не противоречит подлежащим применению нормам права.
При установленных обстоятельствах возникшие между сторонами разногласия в части внесения соответствующих изменений в дополнительное соглашение обоснованно урегулированы судом в редакции истца.
Ссылка ответчика на пункт 6 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому количество контейнеров, размещенных на контейнерной площадке потребителя, должно соответствовать нормативам накопления ТКО, установленных для данной категории потребителя, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Данным пунктом предусмотрено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 -для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Приведенное положение не устанавливает требований к периодичности вывоза ТКО.
Максимальное количество мусоросборников определяется с учетом предписаний абзаца второго пункта 6 СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, условия соответствия количества контейнеров объему образуемых ТКО действующим санитарным законодательством не установлены.
Другие приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности, поскольку опровергаются материалами дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе ответчику не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 4 марта 2024 года по делу N А73-16761/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16761/2023
Истец: ООО "Хаб-Ритейл"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"