город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2022 г. |
дело N А32-37721/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ефрат"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 по делу N А32-37721/2021
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулировании рынка алкогольной продукции Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ефрат" (ИНН 2315143567, ОГРН 1082315003363)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
департамент потребительской сферы и регулировании рынка алкогольной продукции Краснодарского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ефрат" (далее - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 требования департамента были удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000000 рублей. Изъятая алкогольная продукция была направлена на уничтожение.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, привлечением к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части назначенного административного наказания, назначить административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Назначенное наказания в виде штрафа, в предусмотренном санкцией статьи размере, несёт неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Департамента и Общества, надлежащим способом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
08.06.2021 в 14.00 час. в ходе проведения проверки на основании приказа департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 27.05.2021 N 112 "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции на территории Краснодарского края", установлено, что Общество, в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в организации общественного питания (ресторан "Золотая подкова"), расположенной по адресу: Краснодарский край, город Новороссийск, улица Малоземельская, дом 8/10 в отсутствие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Ресторан "Золотая подкова" принадлежит Обществу.
На барных стойках находилась алкогольная продукция с оформленным меню ресторана "Золотая подкова", а именно:
- Вино "Милдиани", объёмом 0,75 литра, крепостью 11-13%, акцизная марка 202 81988219, 200 65658757, 200 65658759, 202 00254902, 201 91025247, в количестве 5 бут.;
- Вино "Иджеван", объёмом 0,75 литра, крепостью 12,5%, акцизная марка 201 49276450,201 49276432, в количестве 2 бут.;
- Вино "Мысхако", объёмом 0,75 литра, крепостью 13,2%, федеральная специальная марка (далее -ФСМ) 400 02986010, 104 245838438, в количестве 2 бут.;
- Вино "Бардолино", объёмом 0,75 литра, крепостью 12%, акцизная марка 201 31001344, в количестве 1 бут.;
- Вино "Барон Де Бюфьон", объёмом 0,75 литра, крепостью 10%, акцизная марка 301 07127823, в количестве 1 бут.;
- Вино "Шато Тамань Селект", объёмом 0,75 литра, крепостью 12%, ФСМ 200 36704937, 300 45971423, в количестве 2 бут.;
-Вино "Партикула Гарнача", объёмом 0,75 литра, крепостью 14,5%, акцизная марка 301 16504807, 301 16525543, в количестве 1 бут.;
-Вино "Шато Тамань Селект", объёмом 0,375 литра, крепостью 13%, ФСМ 200 36758582, в количестве 1 бут.;
- Вино "Примо Бьянко Верментино Ди Сардиния", объёмом 0,75 литра, крепостью 13%, акцизная марка 202 12886119, в количестве 1 бут.;
- Вино "Бардолино", объёмом 0,75 литра, крепостью 12%, акцизная марка 201 30949319,201 52699635, в количестве 2 бут.;
- Вино "Мысхако Кюве", объёмом 0,75 литра, крепостью 14,3%, ФСМ 400 04168202, в количестве 1бут.;
- Игристое вино "Абрау-Дюрсо", объёмом 0,75 литра, крепостью 12,5%, ФСМ 401 26582883, 400 68841764, 401 18711662, в количестве 3 бут.;
- Игристое вино "Абрау-Дюрсо премиум розовое", объёмом 0,75 литра, крепостью 11-13%, ФСМ 300 15057434, в количестве 1 бут.;
- Игристое вино "Проветто", объёмом 0,75 литра, крепостью 10,5%, акцизная марка 200 54133893, в количестве 1 бут.;
- Игристое вино "Проветто", объёмом 0,75 литра, крепостью 10%, акцизная марка 300 40874727, в количестве 1 бут.;
- Водка "Суммум", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 200 04507601, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Водка "Коскенкорва", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 078 46782775, в количестве 1 бутылки;
- Водка "Кремлин", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, ФСМ 105 464220511, в количестве 1 бутылки;
- Водка "Финляндия", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 200 23463044, в количестве 1 бутылки;
- Коньяк "Мартель", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 200 65984451, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "Коктебель", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, ФСМ 401 14275390, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "Арарат 3 звезды", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 300 6861778, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "Арарат 5 звезд", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 200 31648816, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "5 звездочек", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, ФСМ 401 02752528, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "Старый кенингсберг 4 года", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, ФСМ 400 98440495, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Коньяк "Старый кенингсберг 5 лет", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, ФСМ 300 65056617, в количестве 1 бутылки;
- Ром "Ботафого", объёмом 0,7 литра, крепостью 40%, акцизная марка 300 51758743, 200 32508083, в количестве 2 бутылок, заводская упаковка 2 бутылок нарушена, при открывании бутылок обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Текила "Ольмека", объёмом 0,5 литра, крепостью 38%, акцизная марка 301 25964730, 066 01972490, в количестве 2 бутылок, заводская упаковка 2 бутылок нарушена, при открывании бутылок обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Легендарно", объёмом 0,7 литра, крепостью 34%, акцизная марка 041 10227078, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Калуа десертный", объёмом 0,7 литра, крепостью 20%, акцизная марка 066 33654208, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Бейлиз", объёмом 0,5 литра, крепостью 17%, акцизная марка 075 30184407, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер крепкий "Самбука", объёмом 0,7 литра, крепостью 40%, акцизная марка 056 66206080, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- спиртной напиток "Ксента", объёмом 0,5 литра, крепостью 70%, акцизная марка 050 39626387, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Куантро", объёмом 0,7 литра, крепостью 40%, акцизная марка 069 92004802, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Фрукко шульц", объёмом 0,7 литра, крепостью 24%, акцизная марка 059 75482119, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Амаррето", объёмом 0,7 литра, крепостью 23%, акцизная марка 046 17890150, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Малибу", объёмом 0,7 литра, крепостью 21%, акцизная марка 200 06130735, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Ликер "Кампари", объёмом 0,5 литра, крепостью 25%, акцизная марка 059 64704644, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Вермут "Мартини", объёмом 0,5 литра, крепостью 15%, акцизная марка 300 27290189, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Джин "Биффитер", объёмом 1 литр, крепостью 47%, акцизная марка 073 59671690, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Виски "Рэд Лейбл", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 060 77540411, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Виски "Джек Дениелс", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 300 85704983, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Виски "Джим Бим", объёмом 1 литр, крепостью 40%, акцизная марка 064 84974430, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции;
- Виски "Баллантайс", объёмом 0,5 литра, крепостью 40%, акцизная марка 300 70523827, в количестве 1 бутылки, заводская упаковка бутылки нарушена, при открывании бутылки обнаружен запах спиртосодержащей продукции.
В результате проведённой проверки составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.06.20121 и протокол изъятия вещей и документов, обнаруженных при осмотре от 08.06.2021.
22.07.2021 ведущим консультантом отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции Департамента был составлен протокол об административном правонарушении N 12-25/02-21, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела об административном правонарушении были направлены департаментом в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Федеральным законом установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 26 Закона Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на осуществление розничной продажи этилового спирта, и (или) спиртосодержащей продукции с добавлением биоэтанола, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, за исключением продукции, включенной в перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции.
Материалам дела подтверждается, что в ходе осмотра помещен осмотра помещения Общества было установлено, что в нарушение положений части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, Обществом осуществлялась реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не предоставлено.
В силу позиции Общества, изложенной суду первой инстанции, в апелляционной жалобе, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что наличие в действия Общества состава вменённого административного правонарушения не отрицается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и возбуждении дела об административном правонарушении, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено и Учреждением не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении от 22.07.2021 составлен уполномоченным должностным лицом Департамента в отсутствии представителя Общества, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Объектом вменяемого Обществу правонарушения является экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в установленном порядке производства, поставки, закупки и хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Таким образом, нарушение установленного государством порядка лицензирования видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
Исходя из размера административного штрафа и отсутствия доказательств наличия обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу невозможно.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй разделе II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всей совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) лицо, в отношении которого ведётся административное производство, является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) совершение административного правонарушения впервые; 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые. При этом, при рассмотрении вопроса о возможности замены штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому административному правонарушению.
Кроме этого, условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего нарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Учитывая обстоятельства совершения Обществом правонарушения, его последствия и степень вины, оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела апелляционным судом не установлено, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение Общества не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф, а так же доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Более того, невозможность единовременной уплаты штрафа является основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении рассрочки уплаты штрафа в порядке статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридического лица в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трёх миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Принимая во внимание характер совершённого нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что назначенное Обществу наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000000 рублей, что считает соответствует тяжести совершённого правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В материалы дела Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного правонарушения.
Допущенное административное правонарушение в качестве малозначительного, исходя из недоказанности наличия исключительных обстоятельств, а также характера допущенного правонарушения, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Из материалов дела следует, что алкогольная продукция, находившаяся на витринах ресторана на момент проведения осмотра, изъята на основании протокола об изъятии вещей и документов от 08.06.2021.
В соответствии с пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суд указывает, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям. Действующим законодательством (Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8, пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции") предусмотрен единый порядок уничтожения алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, вне зависимости от того, арестована (изъята) такая продукция в рамках дела об административном правонарушении или является вещественным доказательством по уголовному делу, а приказом Минфина России от 09.03.2017 N 34н предусмотрены одни и те же способы уничтожения такой алкогольной продукции.
Таким образом, при отсутствии у суда сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, по иному, в том числе и административному делу, данное имущество направляется судом на уничтожение независимо от того, была ли изъята данная продукция по другому делу (пункт 13 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018).
В силу того, что обнаруженная в магазине, принадлежащем Обществу алкогольная продукция находилась в обороте в нарушение Федерального закона N 171-ФЗ, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что алкогольная продукция подлежит конфискации.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В данном случае, уплата государственной пошлины не предусмотрена, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 по делу N А32-37721/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37721/2021
Истец: Департамент потребительской сферы и регулирвоании рынка алкогольной продукции Краснодарского края, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкогольной продукции КК
Ответчик: ООО "Ефрат"