город Томск |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А03-10971/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационная компания "Петровское" (N 07АП-1188/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.12.2021 по делу N А03-10971/2021 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационная компания "Петровское" (ИНН 2221139808, ОГРН 1082221010046, 650050, г.Барнаул, ул. Сев-Западная, 230б) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610,ОГРН 1122225019070, 656043, г. Барнаул, пр. Ленина, 7), Главному специалисту сектора надзора за соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Мошкиной И.Н. г.Барнаул (656043, г. Барнаул, пр. Ленина, 7) о признании незаконными действий Главного специалиста сектора надзора за соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Мошкиной И.Н.,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Деуленко В. И. по дов. от 10.01.2022, диплом,
От заинтересованного лица: Недорезова В. С. по дов. от 29.12.2021, диплом; Мошкина И. Н. по дов. от 10.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационная компания "Петровское" (далее - заявитель, Общество, ООО ЖЭК "Петровское") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция), Главному специалисту сектора надзора за соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Мошкиной И.Н. о признании незаконными действий Главного специалиста сектора надзора за соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Мошкиной И.Н., как не соответствующих требованиям ст.ст. 3, 10, 16, 20, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписания по установленным фактам нарушений, регистрационный N 12-05/JIK/1686 от 28.04.2021, как не соответствующего требованиям: ч.1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 10, 16, 20, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.п. 34,86,92,93 "Правил предоставления коммунальных услуг 3 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Решением от 13.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой простит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что требование предписания о начислениях, исходя из 2 человек не соответствуют обстоятельствам дела; судом допущено ошибочное суждение при оценке обстоятельств начисления и по лицевому счету N 6522122371; материалами дела подтверждено, что оспариваемая проверка не проводилась, оформлена одним числом 28.04.2021 (приказ о проведении проверки, акт о проведении проверки, оспариваемое предписание, которые направлены в одном конверте и получены 17.05.2021, а не непосредственно после завершения проверки); судом оставлено без внимания, что акт о проведении проверки составлен без участия ООО "ЖЭК "Петровское" в одностороннем порядке.
От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором заинтересованное лицо считает необоснованными доводы общества, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Инспекции - доводы отзыва.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в адрес Инспекции из прокуратуры Алтайского края поступило обращение Денисенко Ю.В. по вопросу образовавшейся задолженности при оплате за жилищно-коммунальные услуги по адресу: ул. Северо-Западная, д. 159, кв. 39 в г. Барнауле.
Специалистом Инспекции Мошкиной И. Н. проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены нарушения раздела VI пункт 56 (1), раздела VI пункт 42, раздела VIII пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В связи с чем ООО ЖЭК "Петровское" выдано предписание на проведение мероприятий по произведению перерасчета по квартире N 39 по ул. Северо-Западная, д. 159 в г. Барнауле произвести перерасчет размера платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение с октября 2014 года по апрель 2021 года, исходя из 2 человек; по кв. N 39 по ул. Северо-Западная, д. 159 в г. Барнауле (произвести перерасчет (счислить) размера платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение с 16.12.2018 по 30.04.2021, исходя из 1 человека.
Посчитав незаконными действия главного специалиста сектора надзора за соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Мошкиной И.Н., предписания по установленным фактам нарушений регистрационный N 12-05/JIK/1686 от 28.04.2021, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354.
Согласно пункту 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Судом из материалов дела установлено, что жителям многоквартирного дома N 159 по ул. Северо-Западная в г. Барнауле начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производит управляющая организация ООО "ЖЭК "Петровское".
В квартире N 39 отсутствуют приборы учета холодного и горячего водоснабжения. В связи с чем, начисление платы производилось исходя из норматива и количества зарегистрированных человек.
Согласно выписке из домовой книги, по указанному адресу зарегистрировано 3 человека: Денисенко Ю.В., Денисенко А.Ю., Денисенко З.К.
В ходе проведения проверки установлено, что начисление платы в указанной квартире производится по двум лицевым счетам: по лицевому счету N 852212370 (на 1 человека Денисенко З.К.), по правильности начисления по которому нарушений не установлено; по лицевому счету N 652212371 (с октября 2014 года на 3 человек).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Согласно пункту 56(1) Правил N 354, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.
Согласно пункту 57 Правил N 354 размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Как верно отметил суд первой инстанции, составленный обществом акт сам по себе, при несоблюдении порядка его составления и несовершении действий, указанных в названных пунктах Правил N 354, не может являться основанием для исчисления количества проживающих граждан (3 человека) в расчетах платы за коммунальные услуги.
По лицевому счету N 652212371 с октября 2014 года по апрель 2021 года обществом производится начисление платы за жилищно-коммунальные услуги на 3 человек.
Количество проживающих в квартире граждан определено управляющей организацией ООО ЖЭК "Петровское" на основании акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 26.04.2017, составленного управляющей организацией ООО ЖЭК "Петровское" при отсутствии собственника спорной квартиры.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, названный акт собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлен; протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся, что является нарушением пунктов 42, 56(1) Правил N 354. Заявление собственника спорной квартиры, предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N354, в адрес управляющей организации не поступало.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что Инспекция правомерно пришла к выводу о том, что начисление размера платы за горячее и холодное водоснабжение по данной квартире с октября 2014 г. по апрель 2021 г. по лицевому счету N 652212371 должно производиться исходя из 2 человек проживающих (Денисенко Ю.В., Денисенко А.Ю. - согласно выписке из домовой книги).
При этом суд учел также положения норм о постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (Правила N 354, Правила от 17.07.1995 N 713, письмо Минстроя от 10.11.2016 N 37404-АТ/04).
В связи с изложенным, суд признал правомерным пункт 1 предписания от 28.04.2021 N 12-05/ЛK/1686 о проведении перерасчета за горячее и холодное водоснабжение с октября 2014 года по апрель 2021 года, исходя из 2 человек. Дополнительно в адрес ООО "ЖЭК "Петровское" представлены разъяснения об исполнении указанного предписания и произведении счисления по лицевому счету N652212371, указанный лицевой счет рассмотрен в рамках проведения проверки.
Относительно пункта 2 предписания в решении суда указано на его отмену Инспекцией и снятия с контроля (приказ от 23.08.2021).
Ссылку общества на нарушение Инспекцией положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), суд правомерно отклонил.
На момент проведения проверки, в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности через ГИС ЖКХ, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в ГИС ЖКХ информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Под документарной проверкой, согласно ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ понимается проверка, предметом которой являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), представленные в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), направляют в адрес юридического лица, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Судом установлено, что в рамках предварительной проверки специалистом Инспекции рассмотрены и изучены документы, представленные ООО ЖЭК "Петровское" по ранее направленному запросу в адрес заявителя о представлении сведений. В ходе проведения внеплановой документарной проверки повторно документы у общества не запрашивались.
Общество указывает на то, что Инспекцией допущены грубые нарушения, влекущие недействительность ее результатов в связи с тем, что общество не получало приказ о проведении проверки, акт и предписание ввиду того, что указанные документы не вручены законному представителю ООО ЖЭК "Петровское" - директору Барановой Т.Г. под роспись, направлены одновременно в одном почтовом отправлении.
Данным доводам общества дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
В статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ определен исчерпывающий перечень грубых нарушений, в результате которых результаты проверки могут быть отменены, в том числе в судебном порядке.
Судом из материалов дела установлено, что Инспекцией в адрес ООО ЖЭК "Петровское" 30.04.2021 заказным письмом с уведомлением направлены акт проверки и предписание N 12-05/лк/1686 от 28.04.2021, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N 143 от 30.04.2021. Согласно отчету об отслеживании отправления, направленное в адрес ООО ЖЭК "Петровское" заказное письмо с вложенным в него актом проверки и предписанием, вручено обществу 17.05.2021. Указанная информация также подтверждается представителем ООО ЖЭК "Петровское" Деуленко В.И. в уточненном заявлении в Арбитражный суд Алтайского края от 25.08.2021 на странице N 8.
Как верно отметил суд первой инстанции, нарушение порядка вручения акта проверки не свидетельствует о неисполнении Инспекцией обязанности по направлению акта проверки, а следовательно не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Инспекцией при проведении вышеуказанной проверки не допущено грубых нарушений Федерального закона N 294-ФЗ, предписание выдано в пределах предоставленных полномочий в связи с выявленными при проверке нарушениями.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований считать, что обжалуемое предписание заинтересованного лица нарушает прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не имеется, в связи с чем обществу в его требованиях обоснованно отказано.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.12.2021 по делу N А03-10971/оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационная компания "Петровское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационная компания "Петровское" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 30.12.2021 N 5981.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10971/2021
Истец: ООО ЖЭК "Петровское"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края