г. Вологда |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А13-14010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Покровской Л.С. по доверенности от 31.12.2021, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Полетаевой Ю.Н. по доверенности от 23.07.2021, от акционерного общества "Вологодская областная энергетическая компания" Васильевой А.А. по доверенности от 01.01.2022 и Маховой Е.Н. по доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года по делу N А13-14010/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н; далее - общество, ПАО "Россети Северо-Запад") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 18.10.2021 N 035/04/9.21-506/2021, N 035/04/9.21-507/2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), представлений от 18.10.2021 N 035/04/9.21-506/2021, N 035/04/9.21-507/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Вологодская областная энергетическая компания" (ОГРН 1163525064955, ИНН 3525372678; адрес: 160014, Вологодская область, город Вологда, улица Горького, дом 99; далее - АО "Вологдаоблэнерго").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление и третье лицо в отзывах и их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, АО "Вологдаоблэнерго" 26.10.2020 обратилось к обществу с заявкой на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств КТП-10/0,4 кВ "Пяжелка" Бабаевского района для электроснабжения конечных потребителей, по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, поселок Пяжелка, вблизи земельного участка с кадастровым номером 35:02:0202007:650, в связи с изменением категории надежности с третьей на вторую.
Письмом от 05.11.2020 МР2/2-6/11/7041 общество со ссылкой на пункт 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) запросило от АО "Вологдаоблэнерго" документы, подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данное уведомление направлено сетевой организацией с нарушением срока, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861.
Письмом от 25.11.2020 N 7-6-1-4/14456 АО "Вологдаоблэнерго" в ответ на данное уведомление направило распоряжения администрации Бабаевского муниципального района от 29.10.2020 N 408, 411 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, поселок Пяжелка, условный номер 35:02:0202007:ЗУ.
Проект договора в 2 экземплярах и технические условия обществом для подписания третьему лицу не направлены.
АО "Вологдаоблэнерго" 11.02.2021 повторно направило обществу заявку на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств КТП-10/0,4 кВ "Пяжелка" Бабаевского района для электроснабжения конечных потребителей, по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, поселок Пяжелка, вблизи земельного участка с кадастровым номером 35:02:0202007:650, в связи с изменением категории надежности с третьей на вторую.
К указанной заявке третьим лицом приложена копия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 35:02:0202007:650.
После переписки с третьим лицом общество в письме от 30.04.2021 N МР2/2-6/11/2688 отказало АО "Вологдаоблэнерго" в выдаче договора на технологическое присоединение по причине отсутствия сетей общества в радиусе 300 м от земельного участка заявителя.
Также АО "Вологдаоблэнерго" 26.10.2020 обратилось к обществу с заявкой на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств КТП-10/0,4 кВ "Борисово-Суда" Бабаевского района для электроснабжения конечных потребителей, по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, поселок Борисово-Судское, вблизи земельного участка с кадастровым номером 35:02:0211004:583, в связи с изменением категории надежности с третьей на вторую.
Письмом от 05.11.2020 МР2/2-6/11/7040 общество со ссылкой на пункт 10 Правил N 861 запросило от АО "Вологдаоблэнерго" документы, подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данное уведомление направлено обществом с нарушением срока, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861.
Письмом от 25.11.2020 N 7-6-1-4/14456 АО "Вологдаоблэнерго" направило распоряжения администрации Бабаевского муниципального района от 29.10.2020 N 409, 410 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, с. Борисово-Судское, условный номер 35:02:0211004:ЗУ.
Письмом от 10.12.2020 N МР2/2-6/11/7899 общество сообщило АО "Вологдаоблэнерго" о том, что распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не являются документами, подтверждающими право собственности.
Проект договора в 2 экземплярах и технические условия обществом для подписания третьему лицу не направлены.
АО "Вологдаоблэнерго" 11.02.2021 повторно направило обществу заявку на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств КТП-10/0,4 кВ "Борисово-Суда" Бабаевского района для электроснабжения конечных потребителей, по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, поселок Борисово-Судское, вблизи земельного участка с кадастровым номером 35:02:0211004:583, в связи с изменением категории надежности с третьей на вторую.
К заявке третьим лицом приложена копия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 35:02:0202007:583.
В письме от 30.04.2021 N МР2/2-6/11/2688 общество отказало АО "Вологдаоблэнерго" в выдаче договора на технологическое присоединение по причине отсутствия наличия сетей в радиусе 300 метров от земельного участка заявителя.
АО "Вологдаоблэнерго" по указанным фактам 07.07.2021 и 08.07.2021 обратилось в управление с жалобами на действия общества при рассмотрении заявок на технологическое присоединение его объектов.
Управление при рассмотрении представленных документов пришло к выводу о нарушении обществом положений пунктов 15, 105 Правил N 861, что послужило основанием для составления в отношении общества двух протоколов от 08.09.2021 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, вынес постановления от 18.10.2021 N 035/04/9.21-506/2021, 035/04/9.21-507/2021, которыми общество признано виновным в совершении административных правонарушений по названной норме Кодекса, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. по каждому постановлению.
Также управление направило обществу представления от 18.10.2021 N 035/04/9.21-506/2021, 035/04/9.21-507/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлениями и представлениями управления, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение субъектом естественной монополии в том числе Правил N 861.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение проводится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Правил их действие распространяется в том числе на случаи изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В силу пунктов 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно пункту 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии, с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N 861;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Пункт 12(1) Правил устанавливает требования к заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Пункт 13(1) тех же Правил регламентирует содержание заявки, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию.
Обстоятельства квалификации заявок, поданных третьим лицом, применительно к пунктам 12(1) или 13(1) Правил N 861 управлением не исследовались, иного в оспариваемых постановлениях не усматривается.
Ни в протоколах об административном правонарушении, ни в оспариваемых постановлениях вывод о подаче третьим лицом заявок по пункту 12(1) Правил N 861 управлением не сделан, соответствующие обстоятельства не установлены.
Таким образом, исходя из буквального содержания протоколов об административном правонарушении и оспариваемых постановлений факт нарушения обществом положений пункта 105 Правил N 861 не может быть признан достоверно установленным административным органом.
Ввиду отсутствия в протоколах об административном правонарушении и в оспариваемых постановлениях сведений об исследовании управлением правомерности оснований отказа в технологическом присоединении, указанных обществом в письмах в письме от 30.04.2021 N МР2/2-6/11/2688, от 10.12.2020 N МР2/2-6/11/7899, от 30.04.2021 N МР2/2-6/11/2688, а также отсутствия выводов управления о несоответствии таких оснований положениям Правилам N 861, констатация в оспариваемых постановления нарушения пункта 15 Правил, выразившегося в ненаправлении проекта договора и технических условий, не может быть признана мотивированной, а данные нарушения надлежащим образом установленными ответчиком.
Вместе с тем, учитывая, что положения пункта 15 Правил N 861 о сроках рассмотрения заявок и направлении уведомления о необходимых к представлению документах подлежат применению к пунктам 9, 10 и 12 - 14 Правил и нарушение срока, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861 управлением установлено и материалами дела подтверждено, вывод административного органа о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ является верным.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают наличие в деянии общества события вмененных ему в вину правонарушений.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Наличие объективных причин, препятствующих своевременному выполнению обществом требований Правил N 861, а также принятие заявителем исчерпывающих мер к предотвращению нарушения в материалах дела не усматривается.
Доводы жалобы вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения не исключают.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.
На дату вынесения оспариваемых постановлений срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяний малозначительными не имеется.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса, соответствует характеру и степени тяжести совершенного правонарушения.
Правовых и фактических оснований для уменьшения размера штрафов апелляционным судом не установлено.
Оснований для признания незаконными выданных обществу представлений от 18.10.2021 N 035/04/9.21-506/2021, N 035/04/9.21-507/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений не имеется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
В представлениях отражено нарушение обществом пункта 15 Правил N 861, что не противоречит выводам, изложенным в настоящем постановлении.
Обществу в представлениях указано на необходимость принять меры, направленные на устранение данных причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, при этом выбор способа устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является правом заявителя и не свидетельствует о неисполнимости представлений.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года по делу N А13-14010/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14010/2021
Истец: ПАО "Россети-Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: ПАО "Россети Северо-Запад", АО "Вологдаоблэнерго", АО "Вологодская областная энергетическая компания"