город Томск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А45-26148/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Вагановой Р.А. |
|
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прониным А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забвнештранс" (N 07АП-1357/2022 (1)) на решение от 18.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26148/2021 (судья Рыбина Н.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Забвнештранс" (ОГРН 1027500546875, пгт. Забайкальск) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, г. Москва) в лице филиала Новосибирского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания (г. Новосибирск) о взыскании 21 772, 25 руб. пени за просрочку доставки груза
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Забвнештранс" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Новосибирского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания о взыскании 21 772, 25 руб. пени за просрочку доставки груза.
Решением от 18.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в иске отказано.
Истец в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указал, что в материалы дела была приложена декларация на товары, согласно которой таможенным органом выпуск был разрешен 30.11.2020, сам факт составления актов общей формы железной дорогой не является основанием для продления срока доставки груза. Срок доставки груза нарушен по причинам, зависящим от перевозчика. Не понятен вывод суда, почему именно меньшая из предъявленных перевозчиком сумм является провозной платой.
Ответчик в отзыве от 11.03.2022 просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
18.03.2022 истец представил возражения на отзыв.
21.03.2022 ответчик представил пояснения к отзыву.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно транспортной железнодорожной накладной 13288743 ответчик осуществил перевозку грузов из КНР (грузоотправитель Скайволкер Индастриал) в Россию, Забайкальский край, ст. Кадала (грузополучатель ООО "Забвнештранс").
Считая, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза, истец начислил неустойку в размере 21 772,25 рублей (30 % от 72 574, 17 руб.), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании параграфа 3 статьи 37 СМГС перевозчик несет ответственность за превышение срока доставки груза.
В соответствии с параграфом 1 статьи 24 СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в настоящей статье.
Параграфом 4 статьи 24 СМГС установлено, что срок доставки груза продлевается на все время задержки в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки (параграф 2 статьи 45 СМГС).
Из подпункта 6.1 пункта 6 Правил N 245 следует, что сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях, в том числе задержки грузов, порожних вагонов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки.
Из материалов дела следует, что 14.01.2021 груз в вагоне N 29059599 прибыл на ст. Забайкальск. Вагон был поставлен на простой на путях станции Забайкальск на основании требования государственного органа таможенного контроля. Данная задержка была вызвана причинами, не зависящими от перевозчика.
Для удостоверения данного обстоятельства составлен акт общей формы N 20/387 от 14.01.2021.
21.01.2021 было получено разрешение от государственного органа на выпуск вагона, прибывшего на станцию Забайкальск.
Для удостоверения данного обстоятельства составлен акт общей формы N 20/388 от 21.01.2021.
Срок доставки увеличен на 8 суток.
По прибытии вагона на станцию назначения перевозчиком был составлен итоговый акт общей формы N 1/180 от 24.01.2021, включающий в себя информацию об актах общей формы, составленных на начало и окончание задержки.
Срок доставки груза увеличивается на 2 суток в силу пункта 5 Правил N 245 при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи.
Аналогичная норма предусмотрена §3 ст.24 СМГС.
Как известно, ширина колеи на территории РФ составляет 1 520 мм, в то время как в Китае ширина колеи составляет 1 435 мм.
При расчете пени истцом не были учтены 2 суток на увеличение срока доставки.
Расстояние перевозки составило 475 км из расчета 1 суток на каждые начатые 200 км (§2 ст.24 СМГС). Срок доставки - 3 суток.
Таким образом, общий срок доставки, в том числе за счет его увеличения, составил 14 суток (1 сутки на отправление, 2 суток на перегрузку груза в вагоны другой ширины колеи, 8 суток в связи с таможенным контролем, 3 суток - расчетное время доставки).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что факт просрочки доставки груза в вагоне N 29059599 вызван причинами, не зависящим от перевозчика, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска о взыскании пени.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26148/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забвнештранс"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26148/2021
Истец: ООО "ЗАБВНЕШТРАНС"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд