г. Воронеж |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А64-5734/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Ботвинникова В.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Жалниной А.А., представителя по доверенности N 16 от 31.12.2019, диплом, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО": Кривошеева А.С., представителя по доверенности N КИТО/03/01/2022 от 10.01.2022, диплом, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 по делу N А64-5734/2021 по иску акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ИНН6829017247, ОГРН1056882378464) к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (ИНН6825007199, ОГРН1176820001291) об обязании выполнить мероприятие,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - АО "ТОСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", ответчик) об обязании выполнить мероприятия по установке автономных источников питания и представить в АО "ТОСК" уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 в удовлетворении исковых требований АО "ТОСК" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТОСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021, в связи с чем, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "ТОСК" ссылается на то, что факт оплаты задолженности к моменту подачи иска не может быть принят во внимание, поскольку задолженность не была погашена в срок, указанный в уведомлении о введении ограничения N К528 от 21.12.2020. Истец указывает на то, что нормы действующего законодательства обязывают ответчика, как лицо, отнесенное к перечню потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, иметь автономные источники питания, в том числе на случай дальнейшего ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии.
В настоящем судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель АО "ТОСК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" на основании концессионного соглашения от 11.05.2017 в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города Котовска Тамбовской области осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей на территории города Котовска Тамбовской области.
В целях обеспечения производственного процесса по выработке и поставке коммунальных ресурсов - горячей воды и тепловой энергии потребителям, 08.06.2017 между открытым акционерным обществом "Тамбовская областная сбытовая компания" (гарантирующий поставщик, а настоящее время - АО "ТОСК") и ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 1132, согласно условиям которого, гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), качество которой должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также в интересах потребителя оформить отношения с сетевой организацией по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и оказанию иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, путем заключения соответствующих договоров, а потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями договора и норм действующего законодательства.
Расчетным периодом для расчета потребителя с гарантирующим поставщиком является один календарный месяц (пункт 6.1 договора).
В разделе 2.2 указанного договора предусмотрено право истца инициировать в отношении ответчика ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате потребленной электроэнергии.
В соответствии с пунктом 8.5 названного выше договора в случае нарушения потребителем, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических и социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, потребитель несет ответственность в соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во исполнение условий договора энергоснабжения N 1132 от 08.06.2017 истец поставлял на объекты ответчика электрическую энергию и мощность, которые ответчик оплачивал не в полном объеме и с нарушением установленных договором сроков.
21.12.2020 истцом в адрес ответчика было направлено уведомление N К528 от 21.12.2020 о наличии задолженности в сумме 9 012 766 руб. 98 коп. и необходимости ее погашения, а в случае неоплаты - о введении частичного и (или) полного ограничения режима потребления, в связи с чем, потребителю необходимо представить АО "ТОСК" и АО "ТСК" план мероприятий по обеспечению готовности организации к введению полного ограничения режима потребления.
В данном уведомлении истцом также было указано на то, что в случае не предоставления плана мероприятий в установленный срок, ответчику необходимо в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств потребителя без необходимости потребления электрической энергии от электрической сети сетевой организации и направить в АО "ТОСК" и сетевую организацию уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Данное уведомление получено ответчиком 22.12.2020, о чем свидетельствует отметка на уведомлении.
По результатам рассмотрения уведомления о введении ограничения ответчиком был представлен план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, согласно которому ответчик обязался в срок до 21.06.2021 обеспечить снабжение электрической энергии энергопринимающих устройств от автономных источников питания для их безопасного функционирования без необходимости потребления электрической энергии от сетей.
Неисполнение со стороны потребителя обязанности по оплате задолженности, а также требований по самостоятельному введению полного ограничения режима энергопотребления, неисполнения обязанности по установке автономных источников питания явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя при этом из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно абзацу 2 подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 N 442 (далее - Правила N 442) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Правилами N 442 предусмотрен особый порядок ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" относится к перечню потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
На основании пункта 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Согласно пункту 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
При этом, согласно пункту 7 статьи 38 ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню.
Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами N 861, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя (абзац 3 пункта 36 Основных положений N 442).
Из материалов дела следует, что ответчиком и сетевой организацией АО "Тамбовская сетевая компания" утвержден акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) от 20.11.2018.
В силу пункта 16(1) Правил ограничения N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В рассматриваемом случае, причинами основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", явилось наличие задолженности по оплате поставленного ресурса, о чем АО "ТОСК" уведомило ответчика, направив в его адрес уведомление N К528 от 21.12.2020 о наличии задолженности в сумме 9 012 766 руб. 98 коп. и необходимости ее погашения, а в случае неоплаты - о введении частичного и (или) полного ограничения режима потребления.
В свою очередь, как следует из материалов дела, ответчиком были предприняты меры по поэтапному погашению задолженности, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. Кроме того, во исполнение вышеназванного уведомления о введении ограничения, 23.12.2020 ответчиком был утвержден план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, направленный в адрес истца.
Из плана мероприятий следует, что потребитель обязался в срок до 21.06.2021 обеспечить снабжение электрической энергии энергопринимающих устройств от автономных источников питания для их безопасного функционирования без необходимости потребления электрической энергии от сетей.
Между тем, указанные мероприятия не были выполнены ответчиком, поскольку по состоянию на 12.03.2021 ответчиком имеющаяся задолженность перед истцом была погашена в полном объеме, что истцом не оспаривалось.
Исходя из положений пункта 7.1 статьи 38 ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что потребителю электрической энергии предоставлено право выбора - погасить задолженность или выполнить мероприятия по установке обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии. При этом законом не установлено ограничение по срокам оплаты. Задолженность может быть погашена до истечения срока выполнения мероприятий, обеспечивающих готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку только после наступления указанного срока у потребителя возникает обязанность предоставить энергоснабжающей организации уведомление о готовности введения режима ограничений.
На основании изложенного, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что необходимость в подготовке к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии у ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" отпала, поскольку ответчиком были устранены причины, явившиеся основанием для поэтапного введения ограничения режима потребления электроэнергии (пункт 7.1 статьи 38 ФЗ "Об электроэнергетике").
Доводы истца о том, что ответчиком вновь могут ненадлежащим образом исполняться обязательства по оплате электроэнергии, правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на то, что решение суда не может быть основано на правоотношениях сторон, которые могут возникнуть или не возникнуть в будущем времени, соответственно, решение суда не может быть принято на случай возможного неисполнения ответчиком обязательств по оплате поставленного ресурса в дальнейшем.
Довод истца о том, что на ответчике лежит обязанность по установке аварийных источников питания аварийной брони в силу пункта 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), также правомерно отклонен судом области по следующим основаниям.
На основании пункта 14.1 Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.
Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Ответчиком в материалы дела были представлены технические условия для присоединения к электрическим сетям, согласно которым объекты ответчика относятся ко второй категории надежности (пункт 6 технических условий).
Согласно пунктам 8 и 9 технических условий имеются две линии энергопитания (основной источник питания и резервный источник питания).
Таким образом, питание энергообьектов ответчика осуществляется по двум линиям - основной и резервной. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела справками сетевой организации о выполнении технических условий (т. 1, л.д. 106-111).
Кроме того, техническими условиями не предусмотрено установка потребителем аварийных источников питания, в связи с чем, у ответчика, с учетом положений пункта 14.1 Правил N 861, отсутствует обязанность по их установке за свой счет.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы АО "ТОСК" относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 по делу N А64-5734/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5734/2021
Истец: АО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчик: ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд