г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А41-65420/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного потребительского кооператива "Строитель-2" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2021 по делу N А41-65420/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
Гаражно-строительного потребительского кооператива "Строитель-2" - Ершова Е.Ю. по доверенности от 30.04.2020.
Гаражно-строительный потребительский кооператив "Строитель-2" (далее - заявитель, ГСК, кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) со следующими требованиями (с учетом уточнений):
- признать незаконным отказ министерства в принятии решения о подготовке документации по планировке территории от 23.07.2021 N 0292-21ИСХ/РППТ;
- обязать министерство в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять решение о подготовке проекта межевания территории элемента планировочной структуры - территориальной зоны Т, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, принадлежащий ГСК, по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский г.о., с.п. Реммаш, д. Иудино, ГСПК "Строитель-2".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области.
Решением суда первой инстанции заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе кооператив (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, кооператив является собственником земельного участка площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты дорожного сервиса, по адресу: Российская Федерация, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, с. Иудино, ГСПК "Строитель-2".
На данном земельном участке расположены гаражные боксы.
Поскольку часть гаражей находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, в связи с необходимостью реконструкции гаражных боксов с целью увеличения площади исходного земельного участка путем его перераспределения, кооператив обратился в министерство с заявлением о принятии решения о подготовке проекта межевания территории с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Ответом министерства от 23.07.2021 N 0292-21ИСХ/РППТ кооперативу было отказано в принятии решения о подготовке проекта межевания территории со ссылкой на то, что согласно заключению Министерства имущественных отношений Московской области, полученному в рамках межведомственного взаимодействия, предусмотрено образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:05:0020302:1164 и земель, государственная собственность на которые не разграничена (площадью 5931 кв.м). Согласно п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ не представляется возможным образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в случае возможности формирования самостоятельного земельного участка.
Считая отказ Министерства жилищной политики Московской области незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории, к которой в соответствии с частью 4 статьи 41 ГрК РФ отнесен, в том числе проект межевания территории, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с частью 1 статьи 43 названного Кодекса подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2 указанной статьи).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, проект планировки территории представляет собой схему будущего развития территории, при этом проект планировки территории не устанавливает и не изменяет права на земельные участки или объекты недвижимости.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 указанной статьи).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17 указанной статьи).
Постановлением Правительства Московской области от 04.12.2018 N 884/39 утверждено Положение о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории или проекта межевания территории в Московской области.
Пункт 2 названного Положения содержит исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 12.1.6 Положения основаниями для отказа в подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории являются отсутствие полномочий Минжилполитики Московской области на принятие решения.
На основании пункта 10.1.2.5 Положения в целях принятия решения в отношении территории, на которую планируется разработка документации по планировке территории, Министерством запрашивается согласование о возможности образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также о задолженности по арендной плате, предварительный расчет платы за изменение вида разрешенного использования - в Министерстве имущественных отношений Московской области (для определения возможности подготовки документации).
В соответствии с пунктом 12.1.2 Положения одним из оснований для отказа в принятии решения в подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории является отсутствие у Заявителя оформленных права и (или) согласия правообладателей земельных участков, включенных в планируемые границы разработки проекта планировки территории, а в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, - согласия органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявителем при обращении в министерство не было представлено согласие органа местного самоуправления в отношении земельного участка, включенного в планируемые границы разработки проекта.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Из листа согласования и комментария к нему Министерства имущественных отношений Московской области от 16.07.2021, направленного в Министерство жилищной политики Московской области по системе межведомственного взаимодействия, следует, что предлагается образовать земельный участок примерной площадью 7931 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:05:0020302:1164 площадью 2000 кв. м и земель из состава, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 5931 кв.м.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области рассматриваемая территория расположена в зоне Т (зона транспортной инфраструктуры). Вид разрешенного использования "Объекты дорожного сервиса" (4.9.1) является основным, придельные размеры которого составляют минимальный 500 кв.м - максимальный 10 000 кв.м. На земельном участке расположено нежилое одноэтажное здание (гаражные боксы) общей площадью 2000 кв.м, правоустанавливающие документы на которое не представлены. В модуле МВК данные по земельному участку с кадастровым номером 50:05:0020302:1164 отсутствуют.
Испрашиваемый земельный участок имеет ограничение к перераспределению в связи с расположением в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно СТП ТО МО. Также существующий вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию. Одновременно отсутствует основание для образования земельного участка (не приложены документы, обосновывающие площадь, конфигурацию земельного участка).
Кроме того, на данной территории площадь позволяет сформировать самостоятельный земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что испрашиваемое перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельных участков из неразграниченной государственной собственности не соответствует случаям и основаниям перераспределения, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РЫ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ заинтересованного лица является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы приведены при неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2021 по делу N А41-65420/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаражно-строительного потребительского кооператива "Строитель-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65420/2021
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ "СТРОИТЕЛЬ-2"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского городского округа района Московской области, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ