город Томск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А45-28350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ХозДвор" (N 07АП-12066/2021(3)) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.01.2022 по делу N А45-28350/2021 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ХозДвор" (630039, г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, д. 51А, лит.А, оф.611, ИНН 5405462690) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр-т, 34), о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Третьи лица: 1) Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии; 2) Дорошенко Илья Владимирович,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Ермола П. В. по дов. от 22.07.2020, диплом,
От заинтересованного лица: Ищенко А. А. по дов. от 24.12.2021, диплом,
От третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ХозДвор" (далее - заявитель, общество, ООО "ХозДвор") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии, Дорошенко Илья Владимирович.
Общество уточнило предмет спора и просило признать незаконным решение мэрии об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженное в письме от 07.10.2021 N 30/05.4/19182 и недействительным разрешения N Ru 5435-21-1452 от 07.10.2021, выданного мэрией Дорошенко И.В.
Судом первой инстанции произведена замена Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии на Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что заявление Дорошенко И.В. подано в мэрию 01.10.2021, а его заявление - 04.10.2021, противоречит фактическим обстоятельствам дела; суд первой инстанции неверно распределил бремя доказывания.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Мэрии - возражал против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, заслушав представителей общества и Мэрии, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 07.10.2021 Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска отказало ООО "ХозДвор" в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства по адресу: г. Новосибирск, переулок 2-й Алтайский в Октябрьском районе на основании подпункта 6 пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п (далее - постановление N 269-п) "Об установлении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на землях или земельных участках на территории Новосибирской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
Вынесенное решение об отказе послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 4 Перечня отнесены элементы благоустройства, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 постановления N 269-п в заявлении должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и наименование.
В силу подпункта 6 пункта 10 постановления N 269-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещение объекта невозможно по причине наличия ранее выданного иному физическому или юридическому лицу разрешения в отношении указанного в заявлении земельного участка либо границы земель или части земельного участка в схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, пересекаются с границами земель или части земельного участка, в отношении которых ранее выдано разрешение иному физическому или юридическому лицу.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 N 607 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией. Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии.
Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляет отдел инженерной и транспортной инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ (далее - разрешение); принятие решения об отказе в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 Административного регламента.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа (пункт 2.3 Административного регламента).
В силу пункта 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы: заявление по образцу согласно приложению 1 к Административному регламенту с обязательным указанием: фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства заявителя, реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо); наименования юридического лица, места нахождения, организационно-правовой формы, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (в случае если заявителем является юридическое лицо); фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя заявителя, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия (в случае если с заявлением обратился представитель заявителя); почтового адреса, адреса электронной почты, номера телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; предполагаемых целей использования земель или земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; кадастрового номера земельного участка (в случае если планируется использование всего земельного участка или его части); срока использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ); копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя); схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости); документы, подтверждающие получение согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
В пункте 2.14 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Административного регламента; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Судом из материалов дела установлено, что общество осуществляло использование земельного участка, площадью 7 646 кв. м, в Октябрьском районе г. Новосибирска по переулку 2-й Алтайский для складирования снега в зимний период на основании разрешения N Ru 5435-20-1466 от 25.11.2020, выданное мэрией, разрешение было выдано сроком до 30.09.2021, в целях продления права пользования указанным земельным участком ООО "ХозДвор" получило согласование администрации Октябрьского района на продление разрешения от 08.09.2021 и согласование департамента энергетики и ЖКХ от 29.09.2021.
Заявление о выдаче (продлении) разрешения на использование земельного участка (кадастровый квартал 54:35:072625) подано в мэрию 04.10.2021, о чем на заявлении проставлена отметка от 04.10.2021 N 30/09842.
11.10.2021 заявителем получено от заинтересованного лица решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженное в письме от 07.10.2021 N 30/05.4/19182.
Из материалов дела следует, что 07.10.2021 мэрией выдано Дорошенко И.В. разрешение на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства по адресу: г. Новосибирск, переулок 2-й Алтайский в Октябрьском районе, после чего заинтересованное лицо отказало заявителю, так как размещение объекта невозможно по причине наличия ранее выданного иному лицу разрешения в отношении указанных в заявлении земель.
Отклоняя довод заявителя о подаче заявления о выдаче разрешения на использование земель раньше, чем Дорошенко И.В., суд первой инстанции исходил из установленных фактических обстоятельств дела: заявление Дорошенко И.В. подано в мэрию 01.10.2021, а заявление общества - 04.10.2021.
Доводы апелляционной жалобы о неверном распределении судом первой инстанции бремени доказывания подлежат отклонению.
Справедливость распределения судом бремени доказывания, которое должно быть реализуемым, предполагает, что заинтересованное лицо может предоставить достаточные доказательства (prima facie) для того, чтобы перевести бремя доказывания на противоположную сторону, обладающую реальной возможностью представления исчерпывающих доказательств, подтверждающих соответствующие юридически значимые обстоятельства, при добросовестном осуществлении процессуальных прав.
Принцип состязательности процесса, определенный в статье 9 АПК РФ, квалифицирует непредставление доказательств исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Мэрия предоставила в материалы дела достаточный объем доказательств, подтверждающих его доводы: заявление ООО "ХозДвор" с отметкой о регистрации от 04.10.2021, заявление Дорошенко И.В. с отметкой о регистрации от 01.10.2021, в связи с чем бремя доказывания обратного перешло на заявителя. Ссылка заявителя на подачу заявления 30.09.2021 не подтверждена документально.
Учитывая, что заявителем не представлены доказательства, с достоверностью опровергающие доводы заинтересованного лица по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ее подателя, учитывая результат рассмотрения дела в апелляционном суде.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.01.2022 по делу N А45-28350/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ХозДвор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28350/2021
Истец: ООО "Хоздвор"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, Дорошенко Илья Владимирович, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12066/2021
18.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12066/2021
31.01.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12066/2021
05.01.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-28350/2021