город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2022 г. |
дело N А32-32355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2021 по делу N А32-32355/2021
по иску МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог"
к ответчику - ООО "СоюзДорСтрой"
о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение г. Сочи "Управление автомобильных дорог" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СоюзДорСтрой" о взыскании неосновательного обогащения в размере 50347 руб. 00 коп.
Решением от 01.12.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что работы по муниципальному контракту, заключенному сторонами, выполнены ответчиком в полном объеме. Работы приняты без замечаний и возражений. Надлежащих доказательств в подтверждение заявленных требований истцом не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлялось.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что при выполнении работ подрядчик включил в акты о приемке выполненных работ сумму непредвиденных расходов без их расшифровки и без документального подтверждения факта их несения. Оплата заказчиком работ с учетом непредвиденных затрат повлекла возникновение на стороне подрядчика неосновательного обогащения в размере 50347 рублей. Указанные нарушения установлены при проведении проверки Контрольно-счетной палатой и отражены в акте проверки от 18.01.2021, МКУ "Управление автомобильных дорог" выдано предписание от 02.04.2021 об устранении выявленных нарушений и необходимости взыскания суммы непредвиденных расходов с подрядчика.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление автомобильных дорог" не явился.
Представитель ООО "СоюздорСтрой" в заседание не явился, в материалы дела обществом представлены пояснения, истребование судом апелляционной инстанции в определении от 09.02.2022.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.09.2018 между сторонами заключен муниципальный контракт N 0118300018718001593_301531 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования город-курорт Сочи по мероприятию "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (включая проектно-изыскательские работы)" муниципальной программы города Сочи "Дорожная деятельность на территории муниципального образования город-курорт Сочи", утвержденной постановлением администрации города Сочи N 3707 от 29.12.2015 (т. 1 л.д. 16-45), согласно которому ООО "СоюзДорСтрой" (подрядчик обязалось выполнить работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования г-к Сочи и передать работы МКУ города Сочи "Управление автомобильных дорог" (муниципальный заказчик). Подрядчик обязался выполнить работы, указанные в пункте 1.1 контракта, в объеме и сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с утвержденной сметной документацией (приложения N 7, 8), требованиям нормативных правовых актов в области дорожной деятельности (пункт 1.2). Подрядчик обязался завершить работы в установленном действующим законодательстве порядке и в соответствии с условиями контракта (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.1 цена контракта составляет 1728584 руб. 42 коп. Срок выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта до 31.12.2018 (пункт 3.1).
Основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и прилагаемые к ней расшифровки по видам работ (акты о приемке выполненных работ - форма N КС-2), подписанные муниципальным заказчиком (пункт 2.8).
В пункте 2.10 контракта установлено, что муниципальный заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после подписания акта приемки законченных работ по объекту и всех справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), обязуется оплатить подрядчику стоимость принятых муниципальным заказчиком работ, в соответствии с графиком финансирования работ, в соответствии с графиком финансирования работ (приложение N 6).
В соответствии с пунктом 6.4 контракта сдача объекта подрядчиком и приемка его муниципальным заказчиком оформляется актом сдачи-приемки результатов работ (приложение N 5), подписанным обеими сторонами, и представителями иных заинтересованных сторон.
Во исполнение названного контракта, подрядчик выполнил работы стоимостью 1728584 руб. 42 коп. Работы приняты заказчиком по акту о приемке выполненных работ N 1 от 05.10.2018 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 05.10.2018 (т. 1 л.д. 60-65). Сторонами также подписан акт сдачи-приемки работ от 05.10.2018 (т. 1 л.д. 67).
Платежным поручением N 761 от 10.10.2018 муниципальный заказчик оплатил подрядчику 1728584 руб. 42 коп. (т. 1 л.д. 66).
По итогам проведения проверки в отношении МКУ города Сочи "УАД", Контрольно-счетной палатой муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края установлено, что начальная максимальная цена контрактов определена в нарушение методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1.
Ссылаясь на то, что выявленные Контрольно-счетной палатой нарушения состоят в необоснованном включении и оплате МКУ города Сочи "УАД" непредвиденных работ и затрат по контракту в сумме 50347 руб. 00 коп., учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальный контракт - договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 2 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (пункт 1); договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Как указано выше, работы по спорному контракту выполнены в полном объеме, работы приняты заказчиком и оплачены.
В Обзоре судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъяснены вопросы, связанные с применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при заключении, изменении, расторжении государственных и муниципальных контрактов, их исполнения и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение.
Поскольку в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ - большое значение имеет определение соотношения между положениями Федерального закона и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с ч. 1 ст. 2 - 44-ФЗ и положениями ГК РФ.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных упомянутой статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В пунктах 2.1, 2.2 спорного контракта определена твердая стоимость поручаемых заказчиком работ, которая согласно пункту 2.3 контракта включает в себя, в том числе иные расходы, связанные с выполнением работ.
В соответствии с пунктом 5.4.28 контракта подрядчик обязан подтвердить непредвиденные затраты посредством предоставления соответствующих документов.
Согласно пункту 179 приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации" резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств) в размерах, не превышающих: 3 (трех) процентов - для линейных объектов. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итогов по главам 1-12 сводного сметного расчета стоимости и учитывается в сводном сметном расчете отдельной строкой с распределением по графам 4-8.
Указанным критериям непредвиденные работы и затраты в размере 3 %, полностью соответствуют.
Проект контракта согласно документации электронного аукциона в редакции заказчика также содержал условие о непредвиденных затратах в размере 3 %.
ООО "СоюзДорСтрой" представлен в дело акт на выполнение непредвиденных работ от 05.10.2018 на сумму 50356 руб. 50 коп.
Из реестра реестр исполнительной документации по спорному контракту следует, что в подтверждение произведенных подрядчиком непредвиденных затрат заказчику переданы следующие документы:
акт освидетельствования скрытых работ N 1 на розлив битумной эмульсии 78 кв.м/0,0273 тн;
акт освидетельствования скрытых работ N 2 на устройство выравнивающего слоя покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси 78 кв.м/7,3 тн;
исполнительная схема N 1 "Устройство выравнивающего покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси".
В исполнительной схемы указаны площадь и координаты покрытия, не предусмотренного локальным сметным расчетом к муниципальному контракту, на которое израсходовано 0,023 тн битумной эмульсии и 7,3 тн асфальтобетонной смеси.
На основании указанных исполнительных документов составлен акт на непредвиденные затраты. Акты освидетельствования скрытых работ и исполнительная схема подписаны техническим надзором.
Как указано выше, исполнительная документация передана по реестру муниципальному заказчику. В акт о приемке выполненных работ непредвиденные затраты включены без расшифровки, непредвиденные затраты указаны в соответствии со сметой к контракту - 3 %.
Возражений относительно переданной исполнительной документации и акта на непредвиденные затраты заказчиком не было заявлено.
Таким образом, факт несения указанных непредвиденных затрат подрядчиком при исполнении спорного контракта подтвержден надлежащими доказательствами, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2021 по делу N А32-32355/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32355/2021
Истец: МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог", муниципальное казенное учреждение города Сочи "Управление автомобильных дорог"
Ответчик: ООО "СоюзДорСтрой"