г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А41-29314/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-29314/19 по заявлению ООО "Мисма Про" к Шереметьевской таможне о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Мисма Про" - Глотов И.Н. по доверенности от 27.09.2021;
от Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н. по доверенности от 30.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мисма Про" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Шереметьевской таможне о признании незаконными решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 06.03.2019 по ДТ N N 1013100/170216/0007095, 10113100/140216/0006403, 1011300/260216/0008711, 10113100/160216/0006877, 10113100/010316/0009450, 10113100/030316/0009902, 10113100/090316/0010859 и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000335, 10005000/У2019/0000321, 10005000/У2019/0000325, 10005000/У2019/0000323, 10005000/У2019/0000337, 10005000/У2019/0000339, 10005000/У2019/0000327, в связи с пропуском трехлетнего срока на предъявление; о признании недействительными уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000311, 10005000/У2019/0000309, 10005000/У2019/0000331, 10005000/У2019/0000341, 10005000/У2019/0000329, 10005000/У2019/0000333, 10005000/У2019/0000319, 10005000/У2019/0000317, 10005000/У2019/0000315, 10005000/У2019/0000307, 10005000/У2019/0000313 в части выставления суммы пени.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-29314/19 заявленные требования удовлетворены в части признаны незаконными решения от 06.03.2019 по ДТ NN 1013100/170216/0007095, 10113100/140216/0006403, 1011300/260216/0008711, 10113100/160216/0006877, 10113100/010316/0009450, 10113100/030316/0009902, 10113100/090316/0010859 и уведомления от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000325, 10005000/У2019/0000337, 10005000/У2019/0000339, а также недействительными уведомления от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000311, 10005000/У2019/0000327 в части выставления суммы пени, в остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Одним из доводов апелляционной жалобы является довод о том, что по ДТ N 10113100/090316/0010859 решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, от 06.03.2019 принято в установленный законном трехлетний срок.
В ходе производства по делу в суде апелляционной инстанции общество согласилось с указанным доводом, в связи чем отказалось от заявленных требований в части оспаривания решения Шереметьевской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 06.03.2019 по ДТ 10113100/090316/0010859, представитель общества просил принять частичный отказ от требований, в остальной части возражал против доводов заинтересованного лица.
Поскольку отказ общества от заявленных требований в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, отказ от части заявленных требований подлежит принятию апелляционным судом в связи с чем, производство по делу в данной части подлежит прекращению в силу статьи 150 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Мисма Про" в период с 2016 г. по 2018 г. во исполнение внешнеторгового контракта осуществило ввоз товара - кормовые добавки, классифицированные в подсубпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС рассчитан и уплачен по ставке 10%).
Отделом таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Мисма Про" по вопросам: правомерности применения ставки НДС в размере 10% и правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) ввезенного товара, по результатам которой составлены акты камеральной проверки.
Шереметьевской таможней вынесены оспариваемые обществом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Не согласившись с указанными выше решениями и уведомлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Применимое к рассматриваемым отношениям правовое регулирование заключалось в следующих положениях.
Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, в который включены, в том числе зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Также в пункте 2 статьи 164 НК РФ указано, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, и перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара. В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
Следовательно, ставка НДС 10% применяется при условии, что и наименование, и код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включены в Перечень. В иных случаях применяется ставка НДС 18%.
Апелляционный суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908" (далее - Постановление N 1487) позиция "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня изложена в следующей редакции: продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий), однако, вместе с тем, положения Постановления N 1487 не устанавливают ретроспективного действия изменений, внесенных в Перечень. Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 прямо установлено, что постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Письмом Минфина России от 14.05.2019 N 03-07-07/34252 дополнительно разъяснено, что поскольку изменения в Перечень, внесенные вышеуказанным Постановлением, применяются с 1 апреля 2019 года, то при ввозе до указанной даты в Российскую Федерацию кормовых добавок, не являющихся готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, применяется ставка НДС в размере 20 процентов (до 1 января 2019 года - 18 процентов).
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 N 301-ЭС20-42 по делу N А11-4904/18, Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2019 N Ф05-14930/2019 по делу N А40-285644/2018.
Согласно ч. 28 ст. 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Закона N 289-ФЗ, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 218 Закона N 289-ФЗ по результатам проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки в соответствии с ч. 28 ст. 237 Закона N 289-ФЗ принимается решение.
В силу части 7 ст. 310 ТК ЕАЭС и части 2 статьи 164 Закона N 290-ФЗ таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, в то время как корректировка таможенной декларации и направление уведомления были совершены таможенными органами по истечении трех лет после выпуска товаров, за исключением решения N 10113100/090316/0010859 и уведомления N 10005000/У2019/0000327.
Частью 2 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
По смыслу приведенных нормативных положений, трехлетний срок для взыскания таможенных платежей и пеней является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
Таким образом, решения и уведомления, выставленные за пределами трехлетного срока (т.е. за исключением решения и уведомления по ДТ 10113100/090316/0010859 в отношении которого апелляционным судом принят отказ от требования), а именно: решения от 06.03.2019 по ДТ N N 1013100/170216/0007095, 10113100/140216/0006403, 1011300/260216/0008711, 10113100/160216/0006877, 10113100/010316/0009450, 10113100/030316/0009902, 10113100/090316/0010859 и уведомления от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000325, 10005000/У2019/0000337, 10005000/У2019/0000339, а также уведомление N 10005000/У2019/0000311 в части выставления суммы пени правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
При этом судом первой инстанции оставлены без рассмотрения требования о признании недействительными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000307, 10005000/У2019/0000309, 10005000/У2019/0000315, 10005000/У2019/0000317, 10005000/У2019/0000319, 10005000/У2019/0000329, 10005000/У2019/0000331, 10005000/У2019/0000333, 10005000/У2019/0000341, 10005000/У2019/0000313, 10005000/У2019/0000335, 10005000/У2019/0000321, 10005000/У2019/0000323.
Решение суда в части оставления без рассмотрения вышеуказанных требований лицами, участвующими в деле, не оспаривается, доводов в данной части не приведено (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Удовлетворяя требования о признании недействительными уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 NN 10005000/У2019/0000311, 10005000/У2019/0000327 в части выставления суммы пени, суд первой инстанции также исходил из того, что пунктом 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Подпунктом 9 пункта 19 статьи 72 Закона N 289-ФЗ определено, что пени не подлежат начислению: при направлении уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, дополнительно начисленных по результатам принятия после выпуска товаров решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, касающиеся таможенной стоимости, в случае следования разъяснениям таможенных органов, если законодательно установлено, что эти разъяснения носят обязательный к применению характер.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона N 289-ФЗ начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов.
Исходя из приведенных норм и указаний, приняв во внимание письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-07-03/44559, от 03.09.2018 N 03-07-07/62720, от 04.09.2018 N 03-07-07/63085, от 13.09.2018 N 03-07-07/65650, письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 N ИЛ-25-23/11799, письмо ФТС России от 20.07.2017 N 01-11/39150, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых уведомлений таможни в части начисления пеней за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что уведомление от 06.03.2019 N 10005000/У2019/0000327 выдано в результате произведенной по решению от 06.03.2019 корректировки декларации на товары N 10113100/090316/0010859.
Апелляционным судом установлено, что по декларации на товары N 10113100/090316/0010859 товары ввезены 09.03.2016, то есть до вынесения самого первого из вышеуказанных письменных разъяснений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении таможенного законодательства, соответственно ни одно из них не могло послужить основанием для неверного исчисления обществом НДС.
При этом ни из материалов дела, ни из пояснений общества не следует вывода о том, что недоимка по НДС в отношении декларации на товары N 10113100/090316/0010859 образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений уполномоченных органов или мотивированного мнения налогового органа.
Поскольку недоимка по НДС в отношении декларации на товары образовалась не в результате выполнения обществом письменных разъяснений уполномоченных органов или мотивированного мнения налогового органа, оснований для освобождения от уплаты пени, начисленной на НДС по декларации на товары N 10113100/090316/0010859, не имеется, следовательно, не имеется оснований для удовлетворения требования о признании незаконным уведомления 06.03.2019 N 10005000/У2019/0000327 с учетом того обстоятельства, что, как было указано выше и установлено апелляционным судом, данное уведомление было направлено обществу в установленный трехлетний срок.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 150, частью 3 статьи 151, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ ООО "Мисма Про" от заявленных требований в части оспаривания решения Шереметьевской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 06.03.2019 по ДТ 10113100/090316/0010859.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-29314/19 в части признания незаконным решения Шереметьевской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 06.03.2019 по ДТ 10113100/090316/0010859 отменить.
Производство по делу N А41-29314/19 в данной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-29314/19 в части признания недействительным уведомления Шереметьевской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 06.03.2019 N 10005000/У2019/0000327 отменить.
В удовлетворении требований в данной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-29314/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29314/2019
Истец: ООО "МИСМА ПРО"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Смоленская таможня, Шереметьевская таможня