г. Киров |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А29-12750/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Панина Н.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Туголукова Анатолия Васильевича
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 по делу N А29-12750/2021
по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Туголукову Анатолию Васильевичу (ИНН: 111201357450, ОГРН: 304110920900012)
о взыскание задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Туголукову Анатолию Васильевичу (далее - Предприниматель, ответчик, заявитель) о взыскании 148498,88 рублей задолженности по арендной плате на 2021 год (с учётом фактического количества дней аренды в 2021 году) по договору аренды лесного участка от 20.01.2011 N 2 (далее - договор), 3950,07 рублей пени за период с 20.01.2021 по 13.10.2021.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Предприниматель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021.
По мнению ответчика, при расчете арендной платы на 2021 год применимы лишь те повышающие коэффициенты, которые согласованы сторонами по условиям договора (пункты 2.6, 2.7) и содержатся в протоколе о результате лесного аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 29.12.2010 N 11/12. Применение иных повышающих коэффициентов в расчете арендной платы противоречит условиям договора и протоколу аукциона, а следовательно, является незаконным. По расчету ответчика, размер арендной платы, с учётом общего коэффициента превышения 3,85, составляет 97267,90 рублей. Арендная плата на 2021 год была оплачена ответчиком в полном объеме. Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку претензия была направлена ответчику ненадлежащим лицом (ГУ "Прилузское лесничество").
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы Предпринимателя отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.01.2011 года между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник Министерства, арендодатель) и главой крестьянского фермерского хозяйства Туголуковым Анатолием Васильевичем (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель на основании протокола о результате лесного аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 29.12.2010 N 11/12 передает в аренду, а арендатор принимает находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 2496 га, расположенный по адресу: Республика Коми, МО МР "Прилузский", Прилузское лесничество, Объячевское участковое лесничество, кварталы NN 150-161, в целях заготовки древесины.
Срок действия договора - 10 лет; срок окончания договора - 19 января 2021 года (пункты 6.1, 6.2 договора).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 к договору согласно сроков уплаты.
В соответствии с пунктом 2.5 договора арендная плата в 2011 году и далее вносится по десяти срокам уплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
В соответствии с пунктом 4.3 договора за несвоевременное внесение арендных платежей арендатор выплачивает неустойку за каждый день просрочки платежа в размере 0,01 % от суммы просроченного платежа.
По расчету истца, арендная плата на 2021 год с учётом фактического количества дней аренды (19 дней) составила 245766,78 рублей, в том числе, 63844,79 рублей в доход федерального бюджета и 181921,99 рублей в доход республиканского бюджета.
Ответчик с подобным расчетом не согласился и уплатил арендную плату на 2021 год в размере 97267,90 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 20.01.2021 N 17 и N 18.
Посчитав, что арендная плата на 2021 год была уплачена арендатором не в полном объеме, Министерство направило Предпринимателю претензию от 10.03.2021 N 266 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате на 2021 год и пени за просрочку внесения арендной платы на 2021 год.
Неисполнение Предпринимателем требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для изменения или отмены состоявшегося решения.
Согласно части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В соответствии с пунктом 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается.
В рассматриваемом случае заявитель не согласен с произведенным истцом расчётом арендной платы. В обоснование своей позиции Предприниматель указывает, что контррасчёт арендной платы соответствует условиям проведения аукциона (в частности, условиям об установлении к размеру арендной платы по минимальным ставкам повышающих коэффициентов 2,2 и 1,75).
Действительно, согласно протоколу заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 29.12.2010 N 11 (л.д.44) начальная (стартовая) цена предмета аукциона в размере 1289433,20 рублей была определена с учётом повышающего коэффициента 2,2. При этом указанная начальная (стартовая) цена была увеличена за счет применения установленного по результатам торгов повышающего коэффициента в размере 75%, то есть 1,75, и составила 2256508,10 рублей.
Между тем, заявитель не учитывает, что к ставкам платы, установленным Правительством РФ в 2007 году (установлены Постановлением N 310), применяется коэффициент индексации, установленный в соответствующий год. Так в 2010 году (год проведения торгов) коэффициент индексации 1,3 был установлен статьей 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"; в 2021 году коэффициент 2,72 установлен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318.
Таким образом, расчёт арендной платы на 2021 год с учётом фактического количества дней аренды (л.д. 4, 39) произведен Министерством с учётом упомянутых выше коэффициентов индексации.
При таких обстоятельствах, учитывая частичную оплату, требования Министерства о взыскании 148498,88 рублей задолженности по арендной плате на 2021 год являются законными и обоснованными.
В связи с допущенным нарушением срока внесения арендной платы истец начислил ответчику неустойку в порядке, предусмотренном пунктом 4.3 договора за период с 20.01.2021 по 13.10.2021 в сумме 3950,07 рублей.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы подтверждается материалами дела, расчет неустойки произведен истцом в соответствии с условиями договора.
Учитывая изложенное, требования Министерства о взыскании неустойки являются законными и обоснованными.
Аргументы Предпринимателя о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора являются несостоятельными, поскольку досудебная претензия была направлена уполномоченным лицом. ГУ "Прилузское лесничество" является подведомтвенным учреждением Министерства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в размере 3000 рублей. Поскольку государственная пошлина не была уплачена заявителем при подаче апелляционной жалобы, 3000 рублей государственной пошлины подлежат взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2021 по делу N А29-12750/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Туголукова Анатолия Васильевича - без удовлетворения.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Туголукова Анатолия Васильевича (ИНН: 111201357450, ОГРН: 304110920900012) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12750/2021
Истец: ГУ Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Комив лице Прилузское лесничество, ГУ Прилузское лесничество
Ответчик: ИП ГК(Ф)Х Туголуков Анатолий Васильевич