г. Челябинск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А47-155/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области 15.12.2021 по делу N А47-155/2021.
В судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Оренбургской области, приняли участие представители:
Горохова Виктора Тимофеевича - Тарасова М.А. (паспорт, диплом, доверенность от 02.02.2021);
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области -Вяткина Е.А. (служебное удостоверение, доверенность от 10.01.2022, диплом).
Директор общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" Горохов Виктор Тимофеевич (далее - заявитель, Управляющая компания, общество) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) от 12.10.2020 N ПР-1273 (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области 15.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГЖИ по Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что организация и содержание мест накопления ТКО являются составной частью работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Изменения по адресам мест накопления ТКО и их собственниках, в том числе по многоквартирным домам, находящихся в управлении общества в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО, эксплуатируемых в г. Оренбурга, в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, были внесены после проведения мероприятия по контролю в отношении ООО "УК "Чкаловская", по результатам которого выдано оспариваемое предписание. Правовые основания использования жителями многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Чкаловская", контейнерных площадок общество не указало. ООО "УК "Чкаловская" мер к организации места накопления ТКО для лиц, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, не предпринимало. На дату завершения проверки реестр мест накопления не содержал сведения, указанные во втором пункте предписания.
Действующим законодательством прямо предусмотрена процедура размещения (согласования) места накопления ТКО. Определение возможности (невозможности) размещения места накопления ТКО на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в соответствии с требованиями СанПиН в рассматриваемом случае осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области. ООО "Архстройсервис" не является уполномоченным государственным органом на подготовку вышеуказанных заключений на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО. Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м. само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2012 N АПЛ12-27). По мнению апеллянта, управляющая организация обязана была после начала управления домом принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
В адрес суда от директора ООО "УК "Чкаловская" Горохова Виктора Тимофеевича поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный отзыв приобщен к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 судебное заседание было отложено на 22.03.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 в составе суде произведена замена судьи Киреева П.Н. на судью Бояршинову Е.В.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 30.09.2020 N 1273, врученного обществу 01.10.2020, согласно отметке штампом с подписью получившего распоряжение лица, в отношении ООО "Управляющая компания "Промышленная" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований, указанных в требовании прокуратуры Оренбургской области от 22.09.2020 N 7-1- 26-2020 (л.д. 63-64 т. 1).
Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 12.10.2020 N А-1273 (л.д. 75-77, т. 1).
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что в нарушение требований пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, обществом не соблюдаются обязательные требования, установленные указанными правовыми актами в части оказания всех услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД.
Инспекцией выдано предписание от 12.10.2020 N ПР-1273, которым директору Управляющей компании указано на необходимость до 01.12.2020:
- обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в МКД, находящихся в управлении общества путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в МКД, находящихся в управлении общества, а также
- представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведений о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в МКД, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, установленных в соответствии с требованиями п. 26 (1 ) Минимального перечня N 290, пп. "д(2)" п. 11 правил N 491 (л.д. 78 т. 1).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией неправомерно что, соответственно, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь совокупностью норм, предусмотренных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, суд полагает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных ему полномочий.
В рассматриваемой ситуации Инспекцией зафиксирован факт нарушения заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110).
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3)
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены Правилами N 491, в соответствии с которыми, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пункт 2). Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами N 170, определен перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170, на управляющую организацию спорного МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частями 1-6 статьи 13.4 этого же Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п.4 Правил N 1039).
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Проведенной инспекцией проверкой установлено, что ООО "УК "Чкаловская" осуществляет управление 78 многоквартирными домами по следующим адресам:
г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д.55;
г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д.57;
г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д.59;
г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д.61;
г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д.63;
г. Оренбург, ул. Кима, д.6:
г. Оренбург, ул. Кима, д.8;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.9;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д. 10;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.32;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.34;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.36;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.36а;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.36б;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.38;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.38а;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.38б;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.40;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.40 а;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.40б;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.42;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.44;
г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.46;
г. Оренбург, ул. Маршала Жукова, д.30а;
г. Оренбург, ул. Маршала Жукова, д.32а;
г. Оренбург, ул. Потехина, д.28;
г. Оренбург, ул. Потехина. д.28/1;
г. Оренбург, ул. Потехина. д.30;
г. Оренбург, проезд Больничный. д.3;
г. Оренбург, проезд Больничный, д.4;
г. Оренбург, проезд Больничный, д.6а;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 7;
г. Оренбург, проезд Больничный, д.8 а;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 10;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 10а;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 12;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 12а;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 14;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 14/1;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 14/2;
г. Оренбург, проезд Больничный, д. 16;
г. Оренбург, ул. Спартаковская, д.90;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.2 а;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.2 б;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.4 а;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.4 б;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.4 в;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.8 а;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.8 б;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.8 в;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.8 г;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 10 а;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 10 б;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 12 а;
г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 12 б;
г. Оренбург, ул. Харьковская, д.2;
г. Оренбург, ул. Харьковская, д.2 особ. 2;
г. Оренбург, ул. Харьковская, д.4;
г. Оренбург, ул. Харьковская, д.8;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.21;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.23;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.25;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.27;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.29;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.31;
г. Оренбург, ул. Чкалова. д.33;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.35;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.37;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.39;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.39/1;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.41;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.43;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.45;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.47;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.53;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.55;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.57;
г. Оренбург, ул. Чкалова, д.57/1., а потому отвечает за надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов и за создание мест (площадок) накопления отходов.
Как следует из содержания акта проверки, сведения о наличии мест накопления ТКО, созданных управляющей организацией, или владельцем которых является управляющая организация, для жителей, проживающих в многоквартирном доме, находящемся в управлении общества, в реестре мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования г. Оренбург (размещенном в открытом доступе на сайте в сети Интернет), отсутствуют. В графе реестра мест (площадок) накопления ТКО "Сведения о собственнике места (площадки) накопления ТКО" указана администрация и ее территориальные органы. Сведения о принятии обществом мер для согласования размещения (создания) мест (площадок) накопления ТКО в границах сформированного земельного участка под многоквартирным домами, а также вне границ таких участков, отсутствуют. Согласно информации, представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, письменных заявок о согласовании создания мест (площадок) накопления отходов и включении в реестр мест (площадок) накопления отходов в отношении вышеуказанного дома не поступало. Именно эти обстоятельства положены в обоснование вывода о нарушении обществом лицензионных требований и явились основанием для возложения на общество обязанности выполнить работы по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления отходов.
Судом первой инстанции установлено, что из содержания реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - реестр), размещенного на официальном портале города Оренбург, следует, что в него включены площадки, с указанием адресов мест расположения, типов контейнеров и их количества, с указанием в графе "Сведения о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов" ООО "УК "Чкаловская", а в графе "Сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях осуществляющих накопление твердых коммунальных отходов" указаны дома, управление которыми осуществляет заявитель.
Из указанных обстоятельств следует, что на момент проведения проверки место (площадка) накопления отходов для спорного многоквартирного дома имелось, а основанием для вывода инспекции о нарушении обществом лицензионных требований фактически послужило отсутствие отражения в реестре мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования "город Оренбург" сведений о заявителе, как о собственнике площадки (в соответствующей графе реестра указана администрация). При этом в настоящее время в реестр соответствующие изменения внесены.
В то же время, необходимость организации дополнительных мест (площадок) накопления отходов для спорных многоквартирных домов инспекцией не обоснована. Наличие в соответствующем реестре отметки о принадлежности существующей площадки накопления ТКО иному лицу (администрации) не является обстоятельством, препятствующим использованию такой площадки собственниками помещения многоквартирного дома и не свидетельствует о наличии у управляющей организации обязанности по организации (оборудованию) дополнительных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Каких-либо претензий к заявителю по поводу содержания указанных площадок, либо отсутствия на этих площадках специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов инспекцией не предъявляется (такие замечания в акте проверке и оспоренном предписании не отражены).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Оренбург" на 12.10.2020.
Принимая во внимание, что по смыслу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, дополнительные доказательства ответчика, суд апелляционной инстанции полагает возможным приобщить к материалам дела, в целях правильного, полного и всестороннего выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта.
Исследовав указанный реестр, судом апелляционной инстанции установлено, что в реестре имеются сведения, в том числе по следующим местам накопления: ул.В.Теряна, 63, ул.Мало-Мельничная, 46,38, ул.Потехина, 28, пер.Больничный, 6а, ул.Спартаковская, 90, ул.Туркестанская, 2а, 8а, ул.Чкалова, 53,45,41,39,31,25,55,57, ул.Харьковская, 2,4. В графе реестра мест (площадок) накопления ТКО "Сведения о собственнике места (площадки) накопления ТКО" указана администрация г.Оренбурга.
Также, суд апелляционной инстанции учитывает, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретные адреса, по которым заявителю необходимо выполнить работы по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что содержащиеся в оспоренном предписании требования являются необоснованными.
Кроме того, в отношении МКД, расположенных по адресам: г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.9; г. Оренбург, ул. МалоМельничная, д.34; г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.38; г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д.40а; г. Оренбург, ул. Спартаковская, д.90; г. Оренбург, ул. Харьковская, д.2; г. Оренбург, ул. Харьковская, д.2; г. Оренбург, ул. Харьковская, д.8; г. Оренбург, ул. Чкалова, д.21; г. Оренбург, ул. Чкалова, д.53 земельные участки не сформированы и на кадастровый учет не поставлены, доказательства обратного отсутствуют. Данное обстоятельство также исключает право управляющей компании распоряжаться указанными земельными участками, как не относящимися к общему имуществу многоквартирных жилых домов.
В этой связи вывод инспекции о нарушении обществом лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирными домами нельзя признать обоснованным, оснований для возложения на общество обязанности по организации (оборудованию) дополнительных мест накопления отходов у инспекции не имелось.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что содержащиеся в оспоренном предписании требования являются необоснованными.
Так как этим предписанием на общество незаконно возложена обязанность по совершению экономически затратных действий по организации (оборудованию) дополнительного места размещения отходов, суд полагает подтвержденным факт нарушения оспоренным предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В этой связи заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции при наличии законных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 стать 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области 15.12.2021 по делу N А47-155/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-155/2021
Истец: Горохов Виктор Тимофеевич
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд