г. Челябинск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А34-580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесная сказка" на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2021 по делу N А34-580/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесная сказка" (далее - заявитель, общество, ООО "Лесная сказка") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала, оформленного письмом от 27.11.2020 (с учетом принятых судом, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Лесная сказка" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что доводы, изложенные в суде первой инстанции Департаментом, с целью подтверждения правомерности оспариваемого отказа, с которыми согласился суд, на самом деле основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство не являлись, в отказе не упомянуты, а оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство имел место в связи с иными, не указанными в письме от 27.11.2020 причинами. Наличие или отсутствие оснований (причин) для отказа, которые конкретно указаны Департаментом в письме от 27.11.2020, судом не проверены и их оценки судебный акт не содержит. Доказательств отсутствия каких-либо документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, Департаментом не представлено, не указано на то, какие разделы проектной документации были представлены не полном объеме, не представлено доказательств несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Апеллянт с выводом суда о необходимости разработать проектную документацию на два объекта не согласен. Отмечает, что то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка включает в себя строительство спортивного сооружения и открытого спортивного сооружения не меняет установленных законами положений об отсутствии обязанности для ООО "Лесная сказка" подготовить и предоставить при получении разрешения на строительство здания спортивного зала также и проект в отношении открытого спортивного сооружения. Представленный проект строительства спортивного зала является комплексным, то есть включает в себя сведения о расположении открытого спортивного сооружения.
Указание в пункте 11 задания на проектирование назначения здания словом "общественное" вместо индекса в соответствии с классификатором, не является основанием считать проектную документацию не соответствующей требованиям к строительству, установленным Градостроительным планом земельного участка.
Согласно проектной документации здание соответствует нормативным показателям, на которые ссылается заинтересованное лицо. Раздел 12 проекта был специально дополнительно разработан по требованию Департамента, что подтверждается письмом, имеющимся в материалах дела. В связи с чем оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство не имелось.
По мнению апеллянта, суд формально отказал в оценке отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 27.11.2020, ввиду того, что на момент выдачи его выдачи договор аренды был прекращен, вместе с тем, причины для отказа были иные. Оценка судом законности действий заинтересованного лица на дату получения отказа необходима в качестве одного из способов восстановления прав заявителя. Законность оспариваемого решения следовало оценивать на момент его принятия и с учетом оснований, изложенных в отказе от 27.11.2020
В адрес суда от Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит оставить решение суда без изменения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанный отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.06.2014 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ООО "Лесная сказка" подписан договор N 3385-з аренды земельного участка (далее - договор аренды), согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:090504:416, площадью 28000 кв.м. с разрешенным использованием: для строительства спортивного объекта и закрытого спортивного сооружения. Адрес (местоположение земельного участка: Курганская обл., г.Курган, мкр. Тополя. ул.Московская) (т. 1, л.д. 6-7).
Договор заключен сроком на 3 года, зарегистрирован в установленном законом порядке.
19.05.2015 подписано соглашение о внесение изменений в договор аренды земельного участка от 27.06.2014 N 3385-з, в том числе в части указания арендодателем Администрации города Кургана (т. 1, л.д. 8).
Для осуществления строительства объекта ООО "Лесная сказка" получен градостроительный план земельного участка N РФ-45-2-01-0-00- 2020-9272 (т.1, л.д.10-26).
20.11.2020 ООО "Лесная сказка" обратилось в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала (т.1, л.д.27).
В ответ на указанное заявление Департаментом было отказано обществу в выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала письмом от 27.11.2020 N 70.8-606а (т.1, л.д. 28) на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ, в связи с отсутствием документов, предусмотренных часть 7 статьи 51 ГрК РФ, а именно по причине того, что разделы проектной документации представлены не полном объеме, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию" и несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка строительству объекта капитального строительства.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев требование по существу, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из анализа взаимосвязанных положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Порядок выдачи разрешения на строительство определен статьей 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В указанной части также содержится перечень обязательных документов, которые должны быть приложены к заявлению.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ установлено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.12.2018 N 8389 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявителями при предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (далее - муниципальная услуга).
Муниципальная услуга предоставляется Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана.
20.11.2020 ООО "Лесная сказка" обратилась в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала (т.1, л.д.7).
Письмом от 27.11.2020 Департаментом отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ (т.1, л.д.28), в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, а именно разделы проектной документации представлены не полном объеме, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию" и несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка строительству объекта капитального строительства.
Судом первой инстанции установлено, что 27.06.2014 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (арендодатель) и ООО "Лесная сказка" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3385-з, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:090504:416 площадью 28000 кв. м с разрешенным использованием: для строительства спортивного объекта и открытого спортивного сооружения, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, местоположение: Курганская область, г. Курган, мкр. Тополя, ул. Московская (раздел 1 договора).
В соответствии с указанным договором аренды земельный участок предназначен для строительства спортивного объекта и открытого спортивного сооружения. Открытое спортивное сооружение - объекта спорта, не является элементом благоустройства территории.
Открытое спортивное сооружение - это объект спорта, имеющий в составе поле (площадку) открытого типа соревнований и тренировок по отдельным видам спорта.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Курганской области от 23.04.2014 N 23 "Об установлении на территории Курганской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" разрешение на строительство не требуется для строительства и (или) реконструкции объектов благоустройства территории: открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений.
В соответствии с договором аренды арендатор должен разработать проектную документацию на два объекта.
Таким образом, представленная заявителем проектная документация подготовлена не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованию к их содержанию", и не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с частью 12.3 статьи 48 ГрК РФ сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.07.2020 N 374/np.
В рассматриваемом задании на проектирование в пункте 11 написано "общественное" вместо индекса в соответствии с классификатором.
Данное написание препятствует возможности определить соответствие проектной документации виду разрешенного использования земельного участка.
Площадь спортивного зала указана 101.2 кв.м, что является меньше нормативного показателя.
Данное несоответствие подтверждает, что указанный объект не является объектом спорта, и проектная документация не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Раздел 12 проекта Департамент не требовал, застройщик разработал и предоставил его по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 11.1.1 "СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" в качестве основных средств инженерной защиты от затопления следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и другие сооружения инженерной защиты.
Из всех мероприятий разделом проекта предусмотрена защита части участка под строительство путем искусственного повышения рельефа до незатопляемых отметок.
По мнению Департамента предусмотренные проектом мероприятия, не позволяют считать, что проектная документация соответствует требованиям к строительству, установленным градостроительным планом земельного участка.
Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов.
При этом она должна быть связана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования. При возможном затоплении территории затопляется вся дорожная сеть.
Довод подателя жалобы о разработке раздела 12 по требованию Департамента подлежит отклонению как документально не подтвержденный.
В письме Департамента от 07.08.2020 (т.2 оборот л.д. 72) разъясняется обществу причина отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно в связи с несоответствием требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительства градостроительного плана земельного участка, о том, что участок под строительство находится в зоне подтопления р.Тобол, запрещается строительство без выполнения мероприятий, исключающих подтопление территории. Данные мероприятия проектом не предусмотрены.
Вместе с тем, требований для разработки указанного раздела не содержится.
При таких обстоятельствах, представленная ООО "Лесная сказка" проектная документация подготовлена не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованию к их содержанию" и не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Соответственно, проектная документация не соответствует требованиям к строительству, что является причиной для отказа в выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала. При изложенных обстоятельствах заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Департаментом правомерно принят отказ в выдаче разрешения на строительство здания спортивного зала, оформленный письмом от 27.11.2020.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на дату рассмотрения заявления договор аренды прекращен.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет 1 500 рублей, в связи с чем ООО "Лесная сказка" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру от 12.01.2022 в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2021 по делу N А34-580/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесная сказка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лесная сказка" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по чеку-ордеру от 12.01.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-580/2021
Истец: ООО "Лесная сказка"
Ответчик: Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана
Третье лицо: ООО "Профтехпроект"